Развитие финансовой грамотности на уроках математики. Из опыта работы.
статья

Панченко Татьяна Николаевна

Доклад для конференции по теме Развитие финансовой грамотности студентов на уроках математики. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_panchenko.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краевая педагогическая конференция

«Методики повышения финансовой грамотности в системе СПО»

ДОКЛАД

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Направление:

 Опыт работы по внедрению финансовой грамотности в предметную деятельность.

Автор:

Панченко Татьяна Николаевна, преподаватель математики,

КГА ПОУ «Лесозаводский индустриальный колледж»

Дальнереченск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

3

1

Цели внедрения финансовых задач на занятиях математики

4

2

Примеры внедрения финансовых задач в курс математики

4

3

Деловые игры по финансовой грамотности

6

Заключение

7

Список литературы и интернет – источников

7

Введение

Чтобы улучшить качество своей жизни и грамотно управлять финансовыми ресурсами, очень важно знать основы финансовой грамотности. Особенно важно это для подрастающего поколения, у которого еще впереди самостоятельная жизнь, принятие «взрослых», взвешенных решений, собственное становление и рост как профессионала.

Финансовая грамотность минимизирует риски и, тем самым, способна повысить финансовую безопасность населения. Она помогает мыслить более рационально, планировать свое будущее. Ее нельзя недооценивать, ведь от нее зависит благополучие человека. Именно финансовая грамотность учит, как правильно копить, приумножать, создавать свои сбережения.

Отсутствие экономической культуры приводит к неумению пользоваться важнейшими экономическими инструментами, к неспособности защититься от экономических махинаций, к элементарному неумению рационально расходовать бюджет семьи.

В современных изменяющихся условиях цифровой экономики необходимо уделять внимание качеству подготовки обучающихся, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, в том числе при принятии экономических решений.

В настоящее время все большую популярность в обучении математике приобретают задачи экономического содержания, в школьном обучении они прочно закрепились в КИМах профильного ЕГЭ по математике. Причина этого – реализация на федеральном уровне Стратегии повышения финансовой грамотности населения.

На сегодняшний день очень много соблазнов для молодого человека: каждый хочет красиво одеваться, иметь дорогие гаджеты и т.д. Не зная, как правильно распределить свой бюджет, управлять денежными потоками, не просчитывая завтрашний день, человек может попасть в затруднительную финансовую ситуацию даже при хорошей зарплате.

Изучение основ финансовой грамотности поможет нашим студентам в будущем обеспечить себе достойную жизнь и финансовую независимость. Студент должен понять, что умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь. Главное – это умение управлять заработанными деньгами. Успешен не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто способен осознанно тратить и вкладывать.

1 Цели внедрения финансовых задач на занятиях математики

На уроках математики студенты часто спрашивают: «Зачем нам математика,  как эти знания пригодятся в жизни? Зачем мне заучивать формулы?» Лучшим ответом на данный вопрос являются примеры практических финансовых задач. Решение данных задач позволяет адаптировать теоретические основы математики к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться обучающимся. Это также должно стать дополнительным стимулом для изучения предмета. Работа с такими задачами преследует сразу несколько целей:

  1. предметные в области математики — обучающийся сможет решать практические задачи с экономическим содержанием, опираясь на базовые математические знания;
  2. предметные в области финансовой грамотности — обучающийся освоит необходимые в современном мире понятия: расходы и доходы семьи, коммунальные услуги, расчет расходов на разные товары и услуги; сможет обосновать, как экономить семейный бюджет;
  3. метапредметные — обучающийся сможет создавать модели (числовые выражения) для решения задач и работать с ними; осуществлять поиск информации, в том числе в сети Интернет, и работать с ней; формулировать выводы на основе произведенных расчетов.

В связи с этим считаю, что практико-ориентированные задачи по финансовой грамотности можно и нужно использовать на уроках математики.

2 Примеры внедрения финансовых задач в курс математики

Задачи с финансовой составляющей можно внедрить в различные темы в течение всего курса дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия». Приведу несколько примеров.

  1. Обобщающий урок решения задач по теме «Применение производной». Пример финансовой задачи: «Андрей хотел подзаработать на продаже газет. На соседнем углу дневной спрос – прямая линия. При этом если цена газеты 20 рублей, то газеты не берут вовсе, а больше 80 газет продать не удаётся никогда. Тётя Клава, которая работает в типографии, сказала, что даст ему столько газет, сколько надо за коробку конфет, а Витька, конкурент Андрея из параллельного класса, сказал, что даст ему 30 рублей, если он вовсе не появится на том углу со своими газетами. Стоит ли Андрею начинать продажу газет, если да, то, сколько газет просить, и по какой цене продавать?»
  2. Урок по теме «Применение логарифмов для решения банковских задач». Пример задачи: Пусть у нас есть 1000 рублей и пусть мы хотим сделать из них миллион. Пусть мы делаем стабильно в неделю 10 процентов. Сколько недель уйдет, пока мы достигнем цели?
  3. Урок по теме «Функциональная зависимость. График функции». Пример задачи № 1: Перевозка груза по шоссейной дороге выражается функцией С=25х-160, а по железной дороге – функцией С=20х+360, где 100≤х≤1000 ─ расстояние в километрах, а С – транспортные расходы. Определить, какой вид транспорта выгоднее для перевозки одного и того же груза и начиная с какого расстояния? 

Пример задачи № 2: Расходы при перевозки груза двумя видами транспорта вычисляются по формулам: у1=100+40х;  у2 = 200+20х. Где x – расстояние  перевозок в сотнях километров, а уи у2  – транспортные расходы ( в рублях) по перевозке груза первым и вторым видами транспорта. Найти, на какие расстояния, и каким видом транспорта перевозки груза будут более экономичными.      

  1. Урок по теме «Простые и сложные проценты». Пример задачи №1: Александр Сергеевич взял ипотечный кредит суммой 2 млн.рублей на 20 лет. Условия выплаты кредита таковы:
  • в начале каждого года долг увеличивается на 10%;
  • после начисления процентов выплачивается некоторая часть долга;
  • после выплаты долг должен быть на одну и ту же величину меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

После 8-й выплаты Александру Сергеевичу удалось произвести реструктуризацию кредита, в результате чего процент, начисляемый в последующие годы, уменьшился до 8%.  Какую сумму сэкономил Александр Сергеевич?

Пример задачи №2: Иван решил обновить свой гардероб и купить рубашку, брюки и джемпер. При этом у него есть ограниченный размер денежных средств – 4000 рублей. В ТЦ «Изумрудный город» предлагают различные акции в магазинах для совершения покупок именно у них. Товар, представленный в данных торговых точках, примерно одинаков по качеству. Изучив рекламные предложения, наш герой остановил свой выбор на следующих:

  • Ostin (оплата по карте бонусными баллами 30 % покупки (такая карта есть))
  • H&M (акция – при покупке двух вещей третья – с наименьшей стоимостью в подарок)
  • Westland (акция – на рубашки, джемпера, скидка 25%)

В первом случае брюки стоят – 1799 руб.; рубашка – 799 руб.; джемпер – 1499 руб. Во втором случае: брюки – 1699 руб.; рубашка – 699 руб.; джемпер – 1199 руб. В третьем: брюки – 1599 руб.; рубашка – 899 руб.; джемпер – 1299 руб. Какое предложение окажется наиболее выгодным с целью экономии средств?

  1. Урок по теме «Наибольшее и наименьшее значение функции». Пример задачи: Владимир является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производятся абсолютно одинаковые товары при использовании одинаковых технологий. Если рабочие на одном из заводов трудятся суммарно t2 часов в неделю, то за эту неделю они производят t единиц товара. За каждый час работы на заводе, расположенном в первом городе, Владимир платит рабочему 500 рублей, а на заводе, расположенном во втором городе – 300 рублей. Владимир готов выделять 1 200 000 рублей в неделю на оплату труда рабочих. Какое наибольшее количество единиц товара можно произвести за неделю на этих двух заводах?

Во время решения подобных задач обсуждаются не только математические методы решения, но и проговариваются такие экономические термины, как «налог», «прибыль», «выручка», «доход» и т.д. Студенты с увлечением решают такие сюжетные задачи, так как они приближены к жизненным реалиям.

               

3 Деловые игры по финансовой грамотности

На сегодняшний день разработано большое количество сценариев деловых игр по развитию финансовой грамотности обучающихся разного возраста. Эти игры целесообразно использовать на уроках или во внеурочное время; делать их основой бинарных и интегрированных уроков; внедрять их элементы в обобщающие занятия и т.д.

На сайте https://doligra.ru/ представлены сценарии деловых игр по финансовой грамотности, выполненные в разных форматах и имеющие различную продолжительность. Эти сценарии  разработаны при участии Банка России.

Например, игра «Личные финансы». Ведущий зачитывает ситуации, с которыми дети могут сталкиваться ежедневно, и предлагает принять решение в каждой из них. Какие-то действия принесут выгоду, какие-то приведут к потерям, но окончательно это станет известно к концу игры.

«Финансовые ребусы» - это интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повышения уровня финансовой грамотности в процессе поиска ответов на вопросы многоуровневой сложности.

В деловой игре «Финансовая безопасность» ребятам будет предложено путешествие по игровому городу по собственному «финансовому» маршруту, участники попадают в различные ситуации, связанные с финансовым мошенничеством, и на практике осваивают правильный алгоритм действий для каждой из них. С помощью технологии моделирования ситуаций ребята узнают, как обезопасить себя и своих близких от финансового мошенничества и сформируют навыки выявления мошеннических схем.

Увлекательная игра «Финансики», созданная по мотивам настоящих бестселлеров в мире настольных игр – популярной игры «Alias» и «Активити». Главным отличием данной игры является особая финансовая тематика. Цель игры проста – правильно объяснить термин или понятие другим членам своей команды, используя различные формы общения (мимика, вербальные, графическое описание) за отведенное время.

Очень интересно проходит игра «Отчаянные домохозяйства». Суть этой игры в том, что четыре финансовые организации предлагают привлекательные условия по вложению средств, чем могут воспользоваться команды-домохозяйства. Можно ли им доверять? Задача участников — обладать максимальным количеством денег на конец игры. Но ведь чем выше доходность, тем выше риск потерять свои средства. В этой игре студентам нужно применить логическое мышление, умение быстро и правильно считать, выбирать наиболее оптимальное решение.

Необходимо отметить, что мероприятия проекта https://doligra.ru/ постоянно обновляются и пополняются новыми сценариями. Данный ресурс специально предназначен для педагогов образовательных организаций и организаторов детского отдыха.

Для проведения игр по финансовой грамотности с детьми, педагогу необходимо зарегистрироваться на сайте и скачать сценарий понравившейся игры. Затем подготовить необходимый раздаточный материал, указанный в сценарии, и провести занятие. После проведения занятия преподаватель заполняет отчёт, по предложенной форме, прикладывает несколько фотографий процесса игры и получает сертификат организатора игры.

Заключение

Финансовая грамотность – это инструмент. Задача любого педагога – научить студентов пользоваться этим инструментом. Математика – как никакая другая наука тесно связана с экономикой и финансовой грамотностью. Традиционный курс школьной математики состоит из большого количества тем, в которые успешно внедряются финансовые задачи. Среди них: «Арифметическая и геометрическая прогрессия», «Логарифмы», «Проценты», «Степенная функция», «Системы уравнений», «Применение производной функции» и т.д.

К сожалению, учебники по математике практически не содержат задач на развитие финансовой грамотности. Такие задачи прикладного содержания необходимо искать и подбирать дополнительно из альтернативных источников. В последнее время в этом помогают различные вебинары и семинары по обмену опытом; увеличивается число финансовых задач, в том числе графических, в контрольно-измерительных материала для итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ.

При этом надо понимать, что у преподавателя-предметника не стоит цели вырастить из ученика банковского работника или инвестиционного аналитика. В нашем случае финансовая грамотность — это совокупность именно базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов. Эти базовые знания позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные  схемы вложения денег.



Список литературы и интернет – источников

  1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019
  2. Жданова А.О. Финансовая грамотность: Материалы для преподавателя СПО.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019
  3. https://rosuchebnik.ru/material/finansovaya-gramotnost-na-urokakh-matematiki-v-5-11-klassakh/
  4. https://muravins.ru/p0153.htm
  5. https://www.cfin.ru/management/people
  6. https://doligra.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)

 ... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...

Финансовая грамотность на уроках математики

Финансовая грамотность на уроках математики...

Формирование финансовой грамотности на уроках математики.

При выполнении заданий в учебниках математики и алгебры  учащиеся формируют основы финансовой  грамотности, систематизируют и обобщают полученные знания, формируют социальный статус , расшир...

Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).

Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...

Развитие читательской грамотности на уроках математики(из опыта работы)

Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у ни...

Конспект урока про математике 8 класса Финансовая грамотность на уроках математики

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что жизнь человека ежедневно связана с деньгами. Но, высокий темп жизни, появление онлайн – магазинов накладывает свой отпечаток на траты человека. П...

Развитие финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах (Из опыта работы)

В современных условиях жизни все чаще приходится решать практические задачи, разбираться в непростых финансовых ситуациях, приходится знакомится с широким кругом вопросов управления личными финансами,...