Развитие читательской грамотности на уроках математики(из опыта работы)
материал
Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них читательской грамотности. Дети не умеют ориентироваться в учебнике. Не умеют в тексте выделить главное.
И первым моим решением для формирования читательской грамотности стало изменение содержания деятельности на уроке. Ведь действовать ученик может научиться только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют читательскую грамотность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педсовете | 115.97 КБ |
Презентация к выступлению | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Особое место среди метапредметных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
На уроках математики я столкнулась с тем, что зачастую низкая успеваемость учащихся связана с отсутствием у них читательской грамотности. Дети не умеют ориентироваться в учебнике. Не умеют в тексте выделить главное.
И первым моим решением для формирования читательской грамотности стало изменение содержания деятельности на уроке. Ведь действовать ученик может научиться только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют читательскую грамотность учащихся.
СЛАЙД 2
Как научить детей эффективно читать тексты на уроках математики?
1 этап – Работа до чтения
На этом этапе необходимо внутренне включить каждого учащегося в чтение. Большим «плюсом» в работе с текстом станет то, если учащимся не составит труда по заголовку (или по теме урока) рассказать о том, что сегодня будет изучаться.
СЛАЙД 3
В начале урока можно предложить ИГРУ «Найди!», в ходе которой учитель сообщает классу название главы и параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать. Над чем мы работаем?: развивается внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.
СЛАЙД 4
Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «Верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. В начале изучения темы «Углы» можно дать следующие утверждения
до | после | |
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом | ||
Угол – это геометрическая фигура | ||
Угол состоит из двух пересекающихся прямых | ||
Бывают углы острые и тупые | ||
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки | ||
Равные углы – это те, у которых равны стороны | ||
Биссектриса - это такой угол, у которого три стороны | ||
Бывает прямой угол | ||
Острый угол - это угол, который меньше прямого |
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
СЛАЙД 5
2 этап – Работа с текстом
Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста; понимание информации; запоминание; использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
В зависимости от поставленной цели чтение параграфа организуется одним из способов (опережающие чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника я использую методический прием – «Инсерт». Технически он достаточно прост. По мере чтения ставить карандашом знаки на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
СЛАЙД 6
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы является устное обсуждение.
В целом работа с учебником математики может быть следующей:
- Найти название по оглавлению
- Прочитать содержание пункта параграфа
- Выделить все слова и выражения, выяснить их значение
- Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них
- Выделить основные понятия
- Выделить основные теоремы и правила
- Изучить определения понятий; теоремы
- Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои
- Самостоятельно провести доказательство теоремы
- Составить рисунки, схемы, чертежи
- Ответить на вопросы в тексте
- Придумать и задать себе вопросы
СЛАЙД 7
Одним из способов записи прочитанного является конспектирование. Конспектирование математических текстов занятие довольно трудное. Под конспектированием учебника математики понимается перевод обычной записи в математическую запись (на формальном языке).
СЛАЙД 8,9
Еще один прием глубокого понимания текста – это переработка информации: краткой записи, рисунка, составление плана или алгоритма, кодирование информации в графических схемах…
СЛАД 10, 11
Обязательно нужно работать над ситуационностью знаний: если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались.
СЛАЙД 13
3 этап – Работа после чтения
После чтения параграфа ученики должны обязательно высказать своё отношение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтоб ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен формулировками теорем, правил, алгоритмов.
СЛАЙД 14
Формированию навыков смыслового чтения в очень большей степени способствует решение практико-ориентированных задач. С 2020 года в КИМ ОГЭ по математике были как раз и внесены такие задачи.
СЛАЙД 15
Научить учащегося приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить обучающегося самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап – Работа до чтения 2 этап – Работа с текстом 3 этап – Работа после чтения Как научить эфективно читать тексты ?
Верные или неверные утверждения до после Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура Угол состоит из двух пересекающихся прямых Бывают углы острые и тупые Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки Равные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса - это такой угол, у которого три стороны Бывает прямой угол Острый угол - это угол, который меньше прямого
ИНСЕРТ
Работа с учебником Найти название по оглавлению Прочитать содержание пункта параграфа Выделить слова и выражения, выяснить их значение Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них Выделить основные понятия Выделить основные теоремы и правила Изучить определения понятий; теоремы Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои Самостоятельно провести доказательство теоремы Составить рисунки, схемы, чертежи Ответить на вопросы в тексте Придумать и задать свои вопросы
Реши самостоятельно! Игральный кубик бросают дважды. Найдите вероятность того, что первый раз выпадет число 6. Ответ: 1/6 Числа на выпавших сторонах 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 Всего вариантов 36 Комбинаций с первой «6» 61,62,63,64,65,66
Реши самостоятельно! Игральный кубик бросают дважды. Сколько элементарных исходов опыта благоприятствуют событию А= { сумма очков равна 5 } Ответ: 4 Числа на выпавших сторонах 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 10 5 6 7 8 9 10 11 6 7 8 9 10 11 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Развитие читательской грамотности на уроках математики
Одна из важнейших задач современной школы-формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в не...
Урок в 7 классе " Развитие читательской грамотности на уроках математики"
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Развитие математической грамотности напрямую связано с развитием навыков смыслового и функциона...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие финансовой грамотности на уроках математики в 5-6 классах (Из опыта работы)
В современных условиях жизни все чаще приходится решать практические задачи, разбираться в непростых финансовых ситуациях, приходится знакомится с широким кругом вопросов управления личными финансами,...
Развитие финансовой грамотности на уроках математики. Из опыта работы.
Доклад для конференции по теме Развитие финансовой грамотности студентов на уроках математики. Из опыта работы....