ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТ ПРОЕКТОВ ДО СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
статья
В статье ставиться актуальность проблемного обучения: почему проблемное обучение важно именно сегодня и что оно позволяет достичь, какие цели. Чем проблемное обучение стало инновационным, а преподаватель «поневоле становится другом, а не гуру».
В основной части делается небольшой экскурс в проблемное обучение, затем рассматривается технология педагога и основателя Махмутова М.И, а также структура, принципы и система обучения, типы проблемного обучения.
Помимо этого в статье предпринята попытка анализа современных тенденций в образовании и возможности применения проблемного обучения как эффективной и отвечающей потребностям общества системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie._ot_proektov_do_sistemy_obucheniya.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТ ПРОЕКТОВ ДО СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Жерлова И.В., преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова»
Номинация «Мастер образовательных технологий»
В современном мире нет дефицита информации. Стоит только открыть поисковую строку, ввести любое слово – и вот ты уже в бескрайнем океане смыслов, содержаний и знаний. И именно сегодня, как никогда ранее, возникает проблема не добыть знание, а найти и отличить истинное знание от ложного, а порою даже вредное. Поэтому обучение сегодня должно строится не на простой передаче знания от учителя к учащемуся, а на поиске решения поставленной задачи. Это актуализируется особенно и потому что, то знание, которые мы, призванные обучать, передаем сегодня, может стать незначимым уже завтра. В связи с чем, обучение выражается все больше и больше в том, чтобы создать такую ситуацию на занятии, где учащийся, будь то школьник, студент или взрослый человек, который пришел получать дополнительное образование, учился находить правильные решения и ответы самостоятельно. Один из способов создания описанной ранее ситуации – это применение методики проблемного обучения.
Согласно словарю [2, c. 218-219] проблемное обучение – это обучение, при котором преподаватель, создает проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Цели проблемного обучения заключаются в том, чтобы научить мыслить, то есть не воспроизводить дословно полученную информацию, а перерабатывать ее, приходить к своим выводам на основе предоставленных фактов. Если говорить на языке науки, то эту цель можно описать как: развитие навыков критической оценки предлагаемой информации, творческой переработке, рационального и логического обоснования, а для этого необходима познавательная самостоятельность учащихся, гибкость мышления. Наша задача как педагогов – вырастить эту самостоятельность, сформировать такое мышление, что невозможно без развития универсальных учебных действий.
Исторические истоки проблемного обучения относят нас к работам американского педагога Джона Дьюи, идея обучения которого вылилась в предложенный метод проектов. В основе методов проектов предполагается обучение, которое интересно самому обучающемуся, то есть обучение выстраивается из расчета, что приобретаемые знания будут важны и полезны за стенами школы. Таким образом, задачи обучения становятся практичными, результаты обучения наиболее применимыми в жизни, а сам учащийся берет на себя роль активного субъекта обучения [4]. Эти принципы мы увидим и в собственно проблемном обучении немного позже.
Теоретическая основа проблемного обучения опирается на психологические знания о развитии человека и непосредственно психических процессов. Важно вспомнить работы психологов и их результаты на основе исследований. Например, идея, что важны ни сколько объем и качество, подразумевающее наиболее точное воспроизведение информации, а сколько определенная система умственных действий, структура мыслительных процессов, принадлежит С.Л. Рубинштейну, Т.В. Кудрявцеву, Н.А. Менчинской. Роль проблемной ситуации для развития мышления и применения полученных знаний в схожих условиях – А.М. Матюшкину, а также в развитии деятельностной теории А.Н. Леонтьевым.
Несмотря на то, что процесс познания и обучения трогает умы, и появляются попытки внедрить инновационные методы, все же само обучение в те годы больше похоже на взаимодействие гуру и его послушника, другими словами преподаватель остается авторитарной и непререкаемой фигурой, и в это взаимодействие вплетаются отдельные новые способы. Переход из отдельного метода в систему обучения связано с именем Мирзы Исмаиловича Махмутова [5,c.16]. Так, М.И. Махмутов в своих работах делает смещение акцента с процесса преподавания на учение, т.е. на формирование мыслительных навыков учащегося. Конечно, в таком ключе роль преподавателя остается важной и никуда неисчезающей. Именно преподаватель готовит материал для усвоения, создает ту самую проблемную ситуацию и, в конечном итоге, принимает (и оценивает) или нет способ решения поставленной задачи учащимся. И здесь М.И. Махмутов уделяет внимание системе и технологии подготовки учебного материала и планирование занятий (уроков) и их анализом. При описании подхода может показаться, что ничего нового и инновационного не придумано, но на практике видим как раз обратное. Чтобы развивать творческую инициативу, умение находить новые решения, необходимым условиям становится то, что преподаватель становится «другом», который знает ответы на многие вопросы, но не на все. Но самое важное, что он знает – это как найти ответ и проверить его истинность. И именно это становится ценным в профессиональной личности преподавателя.
Если попытаться вообразить обучение по М.И. Махмутову, то оно рисуется скорее как научный поиск, где важны не только результат, но и сам процесс познания. Так, современные преподаватели, в частности М. И. Чошанов [3 c. 259] полагает, что система проблемного обучения выдвинутая Махмутовым, не только не теряет своей значимости, но и может быть успешна применима в современных условиях обучения с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в любых формах обучения, включая дистанционное.
Основная идея в работах М. И. Махмутова – это активизация обучения (1950), где отводится внимание факторам влияющие на активность, мыслительные процессы и самостоятельность учащихся в достижении целей, а также мотивационную сферу. Также педагог выделил [1] типы проблемных ситуаций:
1. Учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. В данном случае они убеждаются в том, что имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения новых задач. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.
2. Появляется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
3. Имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
4. Учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, осознают недостаточность имеющихся знаний.
Таким образом, принимая во внимание, что знание – это не чистая эссенция усвоенных правил, а скорее смесь уже чего-то имеющегося из знаний, умений, навыков и чего-то недостающего, невозможно применимого здесь и сейчас. То есть та самая проблема, что и лежит в основании одноименного обучения. И с этим противоречием и созданием этого противоречия работает преподаватель, при этом поддерживая мотивацию на определенном уровне, который можно обозначить как сложно, но интересно. Потому что когда учащемуся «слишком», как скажем, слишком сложно, так и слишком легко, мотивация исчезает быстрее, чем пролетает перерыв между занятиями.
В «Недоросле» (1782) у Д. Фонвизина есть описание подобия урока, где Митрофанушка решает задачу о том, как поделить найденные триста рублей между тремя людьми, а госпожа Простакова советует ни с кем не делиться и не учиться этой «дурацкой науке». Цыфиркин же сетует на то, что уже как третий год идет, а результатов обучения все нет. Художественное произведение – вымысел, и все же тяжело представить, что какое бы то ни было знание будет усвоено только потому, что кто-то пришел учить, а выученное сегодня не будет забыто завтра же, потому что экзамен уже сдан.
Таким образом, если показателем эффективности обучения считать качество знания, понимаемое как совокупность способов эффективно решать нетривиальные задачи, умение критично обращаться с имеющейся информацией (отделять ложные факты от истинных, выявлять причинно-следственные связи, предъявлять доказательства), находить новые и эффективные методы решения сложных вопросов, а также приобретают то, что часто называют умением учиться, - в таком случае, проблемное обучение может выступать как успешная технология.
Помимо прочего в век информационных технологий, например, в рамках дистанционного обучения, преподавание с одной стороны расширяет свои возможности, так как в сфере преподавания появляется множество разных приемов, с другой стороны роль педагога становится сама по себе больше направляющей, а не воспроизводящий накопленный опыт. Именно в условиях профицита информации, появления новых возможностей в образовании, формирование самостоятельной познавательной активности становится целью обучения, что возможно достичь в рамках проблемного обучения.
Список литературы:
1. Методика проблемного обучения физике / Х. Х. Абушкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 218-219).
3. Бобылева, О. В. Теория проблемно-развивающего обучения М. И. Махмутова / О. В. Бобылева, В. В. Чаркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68316/ (дата обращения: 12.12.2023).
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /( Е. С. Полат и др.)// под ред. Е. С. Полат. – Москва: Академия, 2009. – 268.
5. Сафиуллина, И. А. Концепция проблемного обучения М. И. Махмутова как дидактическая система: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Казанский государственный педагогический университет. — Казань, 2001. — 188 с.
6. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов / Л. Д. Старикова. / Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 435 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике
В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Проблемное обучение на начальной ступени обучения английскому языку
Проблемный метод обучения как эффективное средство решения задач в сфере иноязычного образования способствует формированию умений самостоятельно приобретать знания путем собственной творческой деятель...
Календарное планирование и разработки уроков по технологии "Трёхмерная методическая система обучения" (для учащихся 7 класса с казахским обучения)
В сборнике представлена система работы по педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения по русскому язык...
Презентация по теме "Проблемное обучение как метод развивающего обучения"
Презентация к выступлению на конференции...
Обучение аудированию на коммуникативной основе в начальной школе с развивающей системой обучения
Методические основы обучения аудированию. Игры. Рекомендации....
Примеры реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения
Пример реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения...