Презентация по теме "Проблемное обучение как метод развивающего обучения"
презентация к уроку по химии (10 класс) на тему

Презентация к выступлению на конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение как метод развивающего обучения Мышление начинается с проблемной ситуации С.Л.Рубинштейн

Слайд 2

Задачи проблемного обучения Учить мыслить логично, научно, творчески. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.

Слайд 3

Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности. Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и учению вообще.

Слайд 4

Наиболее полное определение понятия проблемного обучения дает М.И.Махмутов. Он считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. А система методов построена с учетом понимания целей и принципа проблемности. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной.

Слайд 5

Уровни умственного развития ребенка по Л.С.Выготскому Уровень актуального развития (УАР) – это наличный уровень подготовленности ученика, т.е. это уровень развития, которого он достиг в настоящее время. Зона ближайшего развития (ЗБР) – это расстояние между зонами актуального и возможного развития. Уровень возможного развития (УВР)- это уровень развития, определяющийся задачами, которые ученик решает под руководством взрослых или в сотрудничестве с более развитыми учениками.

Слайд 6

Признаки проблемной задачи Наличие (порождение) проблемной ситуации; Определенная готовность и интерес ученика к поиску решения; Возможность неоднозначного решения, обуславливающая наличие различных направлений поиска.

Слайд 7

Этапы проблемного обучения Подготовка к восприятию проблемы. Проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми.

Слайд 8

3. Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации. 4. Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней. 5. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.

Слайд 9

Уровни проблемного обучения Уровень Деятельность учителя Деятельность учащегося 0 Ставит проблему, формулирует и решает ее Запоминает решение проблемы 1 Ставит проблему, формулирует ее Решает проблему 2 Ставит проблему Формулирует и решает проблему 3 Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство Осознает проблему, формулирует и решает ее.

Слайд 10

Методы проблемного обучения Проблемное изложение Поисковая беседа Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся

Слайд 11

Методические приемы создания проблемных ситуаций Подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения Столкнуть противоречия в практической деятельности Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций Побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты

Слайд 12

Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения Предложить проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские) Поставить проблемные задачи(например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения).

Слайд 13

Ситуации неожиданности Ситуации неожиданности создаются, когда учащиеся знакомятся с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью

Слайд 14

Ситуации неопределенности Ситуации неопределенности возникают, когда учащимся предлагают задания с данными, не достаточными или избыточными для получения однозначного ответа

Слайд 15

Какой объем займет кислород массой 64 грамма проблема Что есть для решения Чего не хватает решение V (O 2 )= ? V=Vm* n n= ? n О 2 = ? n=m|M М=? М(О 2 )= 16*2 =32г/моль V (O 2 )= ? m=64 г М = 32г/моль n- ? n= m|M=64|32=2 моль Vm =22.4 л/моль V= 22.4* 2=44.8 литров О 2

Слайд 16

Ситуации конфликта Ситуации конфликта возникают при наличии противоречий. Например, опираясь на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, учащиеся относят его к активным металлам. Тогда предлагаем объяснить широкое применение алюминиевой посуды в быту. В процессе беседы выясняется, что алюминий покрыт прочной оксидной пленкой.

Слайд 17

Ситуации предположения Ситуации предположения создаются, когда требуется доказать справедливость какого- то предположения или предполагается существование какого – либо явления или закона, расходящегося с полученными ранее знаниями

Слайд 18

Например, анализируем строение глюкозы С 6 Н 12 О 6 в процессе проблемной беседы. Сначала предполагаем, какие из кислородсодержащих функциональных групп могут находиться в ее составе (-ОН, -СНО, -СООН). Затем проверяем выдвинутые предположения. Глюкоза сладкая на вкус. Какое еще органическое вещество обладает таким вкусом? Глицерин. Учащиеся вспоминают, к какому классу он относится, предполагают наличие нескольких групп – ОН в составе глюкозы и предлагают проверить это качественной реакцией на многоатомные спирты.

Слайд 19

Анализируя структуру бензола, учащиеся, проводя аналогию с алкенами, предполагают, что он способен к реакциям присоединения. Однако знакомство с особенностями ароматической связи подводит их к предположению о других свойствах бензола: в более мягких условиях он вступает в реакции замещения и в более жестких – в реакции присоединения.

Слайд 20

Например, гомологический ряд метана, используемая в химии – это модель проблемной ситуации, направленная на развитие химического мышления у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики

Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...

Статья. Проект как метод развивающего обучения

Статья. Проект как метод развивающего обучения....

Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика . Автор - Бельков А.П.

Методическая разработка может применяться на уроках по дисциплине "Инженерная графика" студентов технических специальностей.Дает стимул к приобретению знаний коллективным методом, повышает ответственн...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Методы развивающего обучения на уроках географии в 6 - 8 классах.

Предлагаю использовать данный материал в качестве разминки в начале урока....