Актуальные направления и технологии цифровой трансформации образования.
материал

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные направления и технологии цифровой трансформации образования.

Слайд 1.

        В современных условиях  без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Слайд 2.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда (ИОС).  Именно она позволяет системе  образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным  требованиям. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса.

Слайд 3.

Актуальность и значимость цифровизации  образовательного процесса вызвана необходимостью адаптации системы  образования и обучения к запросам цифровой экономики и цифрового общества, становление которых – глобальные тренды современной эпохи.

Слайд 4.

   Процесс цифровизации образования имеет две стороны:

  • формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов;

      - глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.

Слайд 5.

Цель трансформации образовательного процесса – создание гибкой и адаптивной образовательной системы, отвечающей запросам цифровой экономики и обеспечивающей максимально полное использование дидактического потенциала цифровых технологий.

Слайд 6.

Ожидаемые образовательные и образовательно значимые результаты цифровизации образования и обучения:

  • расширение возможностей для использования различных индивидуальных и командных форм организации учебной деятельности;
  • вовлечение каждого обучающегося в активную деятельность на протяжении всего занятия, повышение темпа учебной деятельности, обеспечение рационального использования времени учебных занятий;
  • создание новых и расширение существующих возможностей для педагогически результативной социализации, профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ;
  •  обеспечение оперативной обратной связи с учеником, быстрого и объективного оценивания учебных результатов непосредственно в ходе выполнения учебных заданий;
  • фиксация и мониторинг образовательных результатов на основе технологий накопительного оценивания (рейтинг, портфолио);
  • освобождение педагога от рутинных операций, общая экономия рабочего времени педагога;

слайд 7.

Построение образовательного процесса-сложная задача, требующая научного обоснования на основе нового направления педагогической науки-Цифровой дидактики.

  • ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА – наука об организации процесса обучения в условиях цифрового общества.

    Цифровое общество:

  •  - новые технологии и цифровая среда
  • - новые требования экономики к кадрам
  •  - «цифровое поколение» – новые обучающиеся

Слайд 8.

      Возможность цифровой трансформации образовательного процесса  образования и обучения обеспечивается различными группами технологий:

 К ним можно отнести:

  • -информационно-коммуникационные технологии* (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
  • –  педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • – специализированные цифровые образовательные технологии (edtech), например, виртуальные наставники; носимые тренажеры; обучающие игровые квесты в дополненной реальности; игровые среды и «сенсориумы»; «умные» учебные пособия – «умная песочница», «умный пол», «умная доска» и т.д.
  •  –производственные технологии (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков.

Слайд 9.

      В свою очередь, среди педагогических технологий можно выделить:

1) традиционные (доцифровые) педагогические технологии (например, организация исследовательской деятельности обучающихся, технология «кейс-стади» и  т.д.), 2) цифророждённые педагогические технологии, своим возникновением обязанные процессу цифровизации и основанные на использовании цифровых средств (мультимедиа-сочинение как развитие идеи традиционного сочинения; виртуальная экскурсия как модернизация  традиционной экскурсии; мультимедийный урок; онлайн-лаборатория и т.д

      Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса  образования и обучения:

Дистанционное обучение

– технология построения образовательного процесса исключительно на основе онлайн-курсов, доступ к которым обеспечивается посредством сети Интернет (в том числе, через мобильные приложения). В процессе дистанционного обучения могут использоваться различные цифровые средства, включая массовые открытые онлайн-курсы (МООК), видеолекции, онлайн-конференции, вебинары и персональные виртуальные уроки в режиме реального времени, Интернет-домашние задания, онлайн-тестирование, видеофиксация удалённого демонстрационного экзамена и т.д.

Слайд 10

Адаптивные системы

         Системы онлайн-обучения, обеспечивающие персонализированную подстройку образовательного процесса под особенности конкретного обучающегося , например (персональная стратегия учения, ведущие каналы восприятия информации, логика построения программы, последовательность формируемых умений и навыков, оптимальный темп освоения курса, необходимое количество повторений и тренировочных закреплений, учёт самооценки обучающегося и его уверенности в себе и др.). Анализ и воспроизведение различных моделей обучения обеспечивается благодаря использованию искусственного интеллекта и цифровых технологий.

Слайд 11

Комплексная  кейс-технология (метод  кейсов)

            Рассматривается как один из базовых методов организации дистанционного обучения. Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами.

Слайд 12

«Смешанное обучение

Образовательная модель, которая сочетает традиционный подходы и онлайн-обучение.

  • Базовые принципы "смешанного обучения":
  • 1. Персонализация: обучающийся сам определяет (в той или иной степени) где, как и чему он будет учиться.
  • 2. Полное усвоение: прежде, чем перейти к новому материалу, обучающиеся полностью овладеют нужными для этого знаниями из предыдущих разделов.
  • 3. Среда высоких достижений: у каждого обучающегося есть «высокая цель», к которой он стремится, и его учебная активность представляет собой сознательное движение к этой цели по определенному маршруту.
  • 4. Личная ответственность: обучающиеся понимают, что они сами отвечают за выбор способа обучения и полученные результаты.

Слайд 13

«Перевёрнутое обучение» вариант «смешанного обучения», основанный на формуле: «самостоятельное освоение нового материала (в т.ч. в онлайн-форме) + закрепление в ходе практикоориентированной аудиторной работы». В настоящее время разработан целый ряд разновидностей «перевёрнутого обучения»

1. Стандартный перевернутый класс. Учащиеся получают домашнюю работу — просмотр видео-лекций и чтение учебных материалов, относящихся к теме следующего урока. На уроке же они практикуют то, чему научились, а у их учителей появляется больше времени для отработки/закрепления темы.

  • 2. Фальшивый перевернутый класс: идеально подходит для тех учеников, которым любая домашняя работа может оказаться неприемлемой. Эта модель позволяет учащимся смотреть лекционное видео в классе — в своем собственном темпе, а учитель переходит от ученика к ученику, предлагая любую индивидуальную помощь.
  • 3. Групповой перевернутый класс
  • 4. Виртуальный перевернутый класс

      5. Перевернутый учитель. Видео, созданные для перевернутого класса созданы самими учащимися. Таким образом они демонстрируют свои знания и навыки. Это игра, в которой ученик берет на себя роль учителя, и цель её — научить учителя.

Слайд 14

      Переход к цифровому образовательному процессу существенно трансформирует профессиональную деятельность педагогического  персонала  образования и обучения.        При этом актуализируются три группы ролевых позиций, обеспечивающих различные уровни взаимодействия в цифровом образовательном процессе:

 1) педагог (специалист) ↔ обучающийся (группа обучающихся): организатор и мотиватор учения, тренер, игротехник, специалист по проектной деятельности, разработчик образовательных траекторий, менеджер индивидуальных образовательных маршрутов (междисциплинарный тьютор) и др.;

 2) педагог (специалист) ↔ цифровые технологии и средства ↔ обучающийся (группа обучающихся): методист-разработчик сценария онлайн-курсов, метаметодист онлайн курсов, специалист по методической поддержке онлайн-курсов, сетевой педагог-куратор (куратор или администратор онлайн-плафтормы), разработчик сред для командной проектной работы, модератор социально-образовательных сетей, инструктор по Интернет-навигации, аналитик-корректор цифрового следа, веб-психолог и др.;

3) специалист ↔ цифровые технологии и средства: оператор-монтажёр обучающих видеороликов, куратор контента, методист-архитектор цифровых средств обучения, разработчик образовательных платформ и цифровых сред, специалист по экспертизе электронных образовательных ресурсов и т.д.

       Ведущими функциями педагога в условиях цифровизации становятся: – проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды конкретного учебного курса, насыщенной развивающими возможностями; – проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий; – организация индивидуальной и командной (в т.  ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде; – проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой; – организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта; – формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?

Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....

Цифровая трансформация образования

Цифровая трансформация образования является одним из трендов ведущих образовательных систем мира и важным ресурсом развития образования в нашей стране. Необходимость активизации процессов цифровизации...

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

laquo;Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой ...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...