АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
материал

Саркисян Лаура Сергеевна

  «Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».

Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования.

«Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».

Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя.

 Цифровая трансформация образования (ЦТО) – это взаимоувязанное (системное) обновление:

• целей и содержания обучения

• инструментов, методов и организационных форм учебной работы

• в цифровой образовательной среде для всестороннего развития КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО, формирования у него компетенций, необходимых для жизни в цифровой экономике.

Цифровая трансформация школы – это коренной пересмотр принципов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.

Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию образования.

Что такое цифровизация?

«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата: гибкости образовательного процесса, которая приносит учащимся высокий результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.

Основания для инициации и реализации цифровизации образования:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  2. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
  3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
  4. 4.ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Платформы для организации дистанционного обучения 

  1. Office 365
  2. Учи.ру
  3. Якласс

Онлайн-встречи с учениками 

  1. Zoom
  2. Skype
  3. Трансляции vk, facebook (в закрытых группах)
  4. Discort

Цифровые сервисы 

Videouroki.net        МЭШ

 РЭШ                     Учи.ру

  Kahoot                 Инфоурок

  Яндекс репетитор

   Решу ОГЭ, ЕГЭ

    ФИПИ

Преподаватели должны знать/уметь: 

- особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;

- возможности цифровой среды для преподавания;

- тенденции развития цифровой грамотности гражданина;

- основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;

- осознанно формировать персональную обучающую среду;

- выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;

- анализировать образовательные данные;

- применять технологии смешанного и адаптивного обучения.

1)Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на: совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;

2) развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;

3) анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.

Цифровизация образования предполагает:

- применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными,

- продуктивное применение цифровых технологий,

- включение обучающихся в самостоятельный поиск,

- отбор информации,

- участие в проектной деятельности,

- формирование у обучающихся компетенций XXI века.

Направления применения цифровизации в образовании

- развитие цифровых библиотек и кампусов университетов.

- разработка и наполнение онлайн курса осуществляется с применением программных решений, позволяющих осуществить сборку курса из имеющихся информационных ресурсов и в специализированных программных средах, авторскими системами,

- автоматизированным проектированием.

Задачи:

1) обучение и повышение квалификации педагогических работников по применению цифровых технологий в образовательной деятельности;

2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;

3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;

4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий обучающимися;

5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.

6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;

7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в школе.

Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:

- обучающимися (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);

– педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);

– педагогическим коллективом школы (он определяет через локальные акты – положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции школы, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

– государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- во время проведения урока;

- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

- в процессе создания и передачи общешкольной информации;

- в процессе научной деятельности;

- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- для более глубокого восприятия учебного материала;

- в проектной деятельности;

- при создании мультимедийных сочинений;

- в презентационной деятельности;

- в локальной и глобальной сети.

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

- повышение у учащихся интерес к предмету,

- облегчение формирования у учащихся основных понятий по изучаемой теме,

- выявлять и развивать способности,

- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности,

- интеллектуально развивать учащихся,

- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин,

- расширить виды совместной работы учащихся,

- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.

Плюсы цифровизации:

Приучение к самостоятельности. Будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание делает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.

Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить много учебников и тетрадей, занимающих значительное место и много весящих в сумке. Нагрузка такая сильная, что у ребенка болит тело. Цифровое образование избавит человека от горы бумаг и книг. В компьютере и смартфоне вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.

Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии требуют замены только в случае поломки старой техники.

Упрощение работы педагогов. Профессия учителя является одной из самых сложных. На воспитание юнного поколения тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому идет развитие учеников. Школьники обращаются к учителю лишь в спорных ситуациях.

Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — значимый этап к созданию Интернет-технологий. В настоящее время наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения будет помогать школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Минусы цифровизации:

Риск отрицательного результата. Эти изменения станут кардинальными. Нет возможности утверждать станет ли такое новшество положительным. Данная система применяется впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.

Отсутствие творчества. Учеными доказано, что цветовое оформление помогает человеку лучше запоминать информацию. Даже взрослым людям рекомендуют создавать записи с небольшими корректировками. Также это способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкает к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.

Снижение умственной активности. Это явление наблюдается уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестает самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимую информацию. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок сразу попадает в другой социум, где ни с кем не знаком. В школе он получает не только новые знания, но и обретает новых друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система сильно снижает уровень социализации человека. Это влияет на дальнейшее развитие личности.

Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменяются в первую очередь. Долгое пребывание за экраном приводит к глазной усталости. Со временем появляются сухость, покраснение, раздражение, ухудшается зрение. В будущем уже вряд ли найдутся люди с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для развития детей. Работа с клавиатурой и планшетом приводит к изменению физиологии пальцев. Возможно изменение строения костей, суставов и мышц.

Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, учителям и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.

Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.

Было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.

Ошибки при цифровицазии образования

 Ошибка 1  Составлять список заданий для ученика в электронный журнал.

Ошибка 2 Думать о том, как контролировать ученика

Ошибка 3 Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог

Ошибка 4 Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту.

1.Цифровая трансформация дает качественный скачок в развитии школы, но для ее реализации необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса.

2.Трансформация может встретить сопротивление, и ключом к его преодолению является правильная коммуникация, в том числе посредством цифровой среды.

3. Школа после трансформации должна быть открытой, прозрачной, интегрированной и ориентированной на постоянное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?

Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...

Актуальные направления цифровой трансформации образовательной деятельности

Дистанционное обучение – это демократичная и свободная система обучения. Сейчас она активно используется в России для получения дополнительного образования....