АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
материал
«Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».
Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_napravleniya_tsifrovoy_transformatsii_obrazovaniya.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития традиционного образования.
«Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».
Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования.
Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя.
Цифровая трансформация образования (ЦТО) – это взаимоувязанное (системное) обновление:
• целей и содержания обучения
• инструментов, методов и организационных форм учебной работы
• в цифровой образовательной среде для всестороннего развития КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО, формирования у него компетенций, необходимых для жизни в цифровой экономике.
Цифровая трансформация школы – это коренной пересмотр принципов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.
Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию образования.
Что такое цифровизация?
«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата: гибкости образовательного процесса, которая приносит учащимся высокий результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.
Основания для инициации и реализации цифровизации образования:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
- Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»
- 4.ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
Платформы для организации дистанционного обучения
- Office 365
- Учи.ру
- Якласс
Онлайн-встречи с учениками
- Zoom
- Skype
- Трансляции vk, facebook (в закрытых группах)
- Discort
Цифровые сервисы
Videouroki.net МЭШ
РЭШ Учи.ру
Kahoot Инфоурок
Яндекс репетитор
Решу ОГЭ, ЕГЭ
ФИПИ
Преподаватели должны знать/уметь:
- особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;
- возможности цифровой среды для преподавания;
- тенденции развития цифровой грамотности гражданина;
- основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;
- осознанно формировать персональную обучающую среду;
- выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;
- анализировать образовательные данные;
- применять технологии смешанного и адаптивного обучения.
1)Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на: совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;
2) развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;
3) анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
Цифровизация образования предполагает:
- применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными,
- продуктивное применение цифровых технологий,
- включение обучающихся в самостоятельный поиск,
- отбор информации,
- участие в проектной деятельности,
- формирование у обучающихся компетенций XXI века.
Направления применения цифровизации в образовании
- развитие цифровых библиотек и кампусов университетов.
- разработка и наполнение онлайн курса осуществляется с применением программных решений, позволяющих осуществить сборку курса из имеющихся информационных ресурсов и в специализированных программных средах, авторскими системами,
- автоматизированным проектированием.
Задачи:
1) обучение и повышение квалификации педагогических работников по применению цифровых технологий в образовательной деятельности;
2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;
3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;
4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий обучающимися;
5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.
6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;
7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в школе.
Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:
- обучающимися (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);
– педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);
– педагогическим коллективом школы (он определяет через локальные акты – положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции школы, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
– государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).
Достоинства информатизации образования
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- во время проведения урока;
- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
- в процессе создания и передачи общешкольной информации;
- в процессе научной деятельности;
- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- при создании мультимедийных сочинений;
- в презентационной деятельности;
- в локальной и глобальной сети.
Что дает информатизация образованию:
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
- повышение у учащихся интерес к предмету,
- облегчение формирования у учащихся основных понятий по изучаемой теме,
- выявлять и развивать способности,
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности,
- интеллектуально развивать учащихся,
- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин,
- расширить виды совместной работы учащихся,
- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.
Плюсы цифровизации:
Приучение к самостоятельности. Будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание делает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.
Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить много учебников и тетрадей, занимающих значительное место и много весящих в сумке. Нагрузка такая сильная, что у ребенка болит тело. Цифровое образование избавит человека от горы бумаг и книг. В компьютере и смартфоне вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии требуют замены только в случае поломки старой техники.
Упрощение работы педагогов. Профессия учителя является одной из самых сложных. На воспитание юнного поколения тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому идет развитие учеников. Школьники обращаются к учителю лишь в спорных ситуациях.
Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — значимый этап к созданию Интернет-технологий. В настоящее время наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения будет помогать школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.
Минусы цифровизации:
Риск отрицательного результата. Эти изменения станут кардинальными. Нет возможности утверждать станет ли такое новшество положительным. Данная система применяется впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.
Отсутствие творчества. Учеными доказано, что цветовое оформление помогает человеку лучше запоминать информацию. Даже взрослым людям рекомендуют создавать записи с небольшими корректировками. Также это способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкает к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.
Снижение умственной активности. Это явление наблюдается уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестает самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимую информацию. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.
Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок сразу попадает в другой социум, где ни с кем не знаком. В школе он получает не только новые знания, но и обретает новых друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система сильно снижает уровень социализации человека. Это влияет на дальнейшее развитие личности.
Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменяются в первую очередь. Долгое пребывание за экраном приводит к глазной усталости. Со временем появляются сухость, покраснение, раздражение, ухудшается зрение. В будущем уже вряд ли найдутся люди с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для развития детей. Работа с клавиатурой и планшетом приводит к изменению физиологии пальцев. Возможно изменение строения костей, суставов и мышц.
Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, учителям и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.
Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.
Было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.
Ошибки при цифровицазии образования
Ошибка 1 Составлять список заданий для ученика в электронный журнал.
Ошибка 2 Думать о том, как контролировать ученика
Ошибка 3 Выставлять отметку за процесс обучения, а не за итог
Ошибка 4 Просить учеников фотографировать задания и присылать вам на почту.
1.Цифровая трансформация дает качественный скачок в развитии школы, но для ее реализации необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса.
2.Трансформация может встретить сопротивление, и ключом к его преодолению является правильная коммуникация, в том числе посредством цифровой среды.
3. Школа после трансформации должна быть открытой, прозрачной, интегрированной и ориентированной на постоянное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ?
Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательны...
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материал будет полезен административным работникам ОО, учителям - прредметникам,начинающим и реализующим процессы цифровизации в своих школах....
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"
Национальный проект «Образование»: нормативное, организационное и содержательное обеспечение федеральных проектов...
Актуальные направления цифровой трансформации образовательной деятельности
Дистанционное обучение – это демократичная и свободная система обучения. Сейчас она активно используется в России для получения дополнительного образования....