Метапредметные связи на уроках истории.
методическая разработка (6 класс)

Описание формирования связей с обществознанием, математикой и географией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_svyazi.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметные связи на уроках истории. 

 Я люблю изучать карты, географические и другие. На уроке  я всегда найду время для географических заданий. Ведь почти каждый урок в 5-7-х классах начинается с объяснения положения какой-то страны. Но мало показать ее на исторической карте,  нужно показать  на современной географической.  Обязательно говорю название древней столицы и современной.

 Решаем  задачи по хронологии, высчитываем в уме, сколько  лет правил какой-то король, высчитываем на доске, сколько лет назад произошло событие.

Работаем  с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, можно показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятиее создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

  Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. 

В основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Например, 8 класс тема урока «Индия и центральная Азия» - использую работу в группах по схеме. Ребята работают с текстом учебника и дополнительным материалом в группах и заполняют заданную схему, систематизируя материал. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Для этого можно использовать прием «исторические задачи». Все задания развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку и формируют метапредметные результаты.   Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста параграфа, использую приём «Исторические загадки». По ходу чтения учащиеся составляют загадку из 3 исторических фактов, чтобы определить о ком или о чем идет речь.    Нравится учащимся такой приём работы с текстом, как продолжи рассказ по картинке. (в этом сейчас нам помогает рубрика «Картинная галерея» в учебниках «Обществознание»). При использовании данного приёма ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события, у него формируется умение смыслообразования. Например, рассказ «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян …» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове.   Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять  

Таким образом, осуществляя метапредметный подход при проведении урока, обеспечивается максимальное включение каждого ученика в процесс познания, и что самое важное – формирования умения получать знания. И если перефразировать цитату Габриэля Маркеса «Вдохновение приходит только во время работы», так и мотивация к получению знаний приходит при формировании умения их получать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Метапредметные связи на уроках химии

Метапредмет - это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учеб...

Метапредметные связи на уроках иностранного языка

Нам предстоит работать в соответствии с новым  образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристи...

Метапредметные связи на уроках английского языка

Статья о метапредметных связей на уроках английского языка в рамках требований нового государственного образовательного стандарта...

Метапредметные связи на уроках истории

Одним из видов уроков анализа и синтеза являются уроки межпредметных связей (бинарные уроки, интегрированные уроки). В принципе межпред­метные связи осуществляются практически на всех за...

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

В этой статье раскрывается связь между ведущими гуманитарными предметами школьного курса – литературы и истории. Проводится разбор заданий различного уровня сложности....