Метапредметные связи на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме
Статья о метапредметных связей на уроках английского языка в рамках требований нового государственного образовательного стандарта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_svyazi.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
Нам предстоит работать в соответствии с новым образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристик. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, в том числе и метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Кроме того, Госстандарт указывает и на необходимость формирования способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Итак, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по
совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Что же такое метапредметы и метапредметные связи?
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.
Именно эти важнейшие моменты я и пытаюсь осмыслить и использовать в своей работе. Опираясь на эти теоретические положения, я включаю формирование метапредметных связей в задачи своей работы на уроках английского языка, причём на всех уровнях обучения. Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей.
Моя методическая система предполагает коммуникативное и социокультурное развитие школьников на основе использования современных педагогических технологий.
Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако, требования времени предполагают включение в работу как основных новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели.
При обучении я опираюсь на принципы коммуникативной методики, использую, по возможности, доступные инновационные методики и приёмы работы.
Всё это и создаёт возможности для обращения внимания на такой компонент учебного процесса, как метапредметные связи на уроках английского языка.
Неоднократно подчёркивалось многими педагогами и методистами, что новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни. А я могу добавить: и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение иноязычной речью (предметные связи), а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и направлены мои старания как учителя английского языка.
В своей практике я использую развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.
Сама тематика языкового общения по предмету английский язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает мне как учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, помогает формировать метапредметные связи.
Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи.
Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.
Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.
Отсюда – тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии на уроках и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить о бездомных животных, писать проекты и искать для них хозяев и быть равнодушным к ним в реальной жизни. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни .
Так, продуктом проекта по теме «Здоровый образ жизни» стал классный час по теме: «Здоровое питание – здоровое будущее». А самым главным в этой работе стало умение перенести усвоенные знания в свою жизнь – дети учатся беречь своё здоровье как неоценимый дар природы не на словах, а на деле: в нашем 8 «Б» классе все учащиеся получают горячее питание, участвуют во всех школьных, городских соревнованиях. В классе есть настоящие спортсмены, которые выступают в краевых, зональных и всероссийских соревнованиях, добиваясь высоких результатов – это Байрамова Валерия, Сафронов Алексей, Навалихин Владислав.
Проект по теме «Экология. Защита окружающей среды» завершился акцией «Чёрному морю – чистые берега».
Учащиеся нашего класса собрали мусор на участке от мыса Любви до зоны отдыха «Нептун». Зимой стало традицией подкармливать птиц, в том числе и водоплавающих.
Даже то, что является развлечением, помогает нам в повседневной жизни. Готовясь к празднику в рамках недели английского языка, традиционно проводимой в нашей школе в декабре, дети изучая обычаи и традиции другой страны, учились готовить по английским рецептам, что кроме пользы, принесло и массу удовольствия.
Под влиянием изучения английского языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.
Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
- Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.
- Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.
- Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.
- В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке, благо уроки английского языка позволяют это делать на достойном уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Метапредметные связи на уроках иностранного языка
Нам предстоит работать в соответствии с новым образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристи...
Метапредметные связи на уроках иностранного языка.
С этим выступлением я выступала на педагогическом совете, где делилась своим опятом с коллегами. Урок всегда интересен когда на нем не просто читаешь и пишешь, но и развиваешься всесторонне....
Метапредметные связи на уроках английского языка
О метапредметных связях на уроках английского языка...
"Формирование и использование метапредметных связей на уроке английского языка"
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способно...
Формирование метапредметных связей на уроке английского языка.
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе. Метапредметный подход...