Из опыта наставничества. Как привить интерес учащихся к исследовательской деятельности
статья
Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.
В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В такой ситуации выбора актуализируются навыки исследовательской деятельности обучающихся, и становится значимой позиция человека, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать развитию исследовательской деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_opyt_nastavnicheskoy_deyatelnosti_.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт наставничества.
Как привить интерес учащихся к исследовательской деятельности
Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, педагог-наставник МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале
Аннотация. В МБОУ «СОШ №1» существует на протяжении нескольких лет система наставничества «педагог-ученик», которая дает стабильные результаты. Накопленный опыт представлен в данном докладе.
Ключевые слова: наставник, научно-исследовательская деятельность, юный исследователь.
Результаты участия детей в научно-практических конференциях высокого уровня (за 3 года):
- Победители 26, 29, 30 всероссийских юношеских Чтений им. В. И. Вернадского в секции «Лингвистика», «Литература» (г. Москва); Победитель Чтений в индивидуальных номинациях: «Лучший доклад»; Грамота Чтений за интерес к региональной топонимике;
- Диплом 1 степени всероссийской конференции обучающихся «Мой вклад в величие России» (г. Москва);
- Диплом за 1 место на всероссийском конкурсе исследовательских работ «СИРИУС» в разделе русский язык;
- Дипломы лауреатов и победителей 8, 9, 10, 11, 12 Ямало-Ненецкого туров всероссийских Чтений им. Вернадского (г. Новый Уренгой);
- Диплом окружных Чтений за победу в номинации «Лучшая работа в области исследования Арктики»; Диплом призера 3 степени окружных Чтений им. В. И. Вернадского за победу в конкурсе междисциплинарных проектов;
- Призер 3 степени окружной научно-практической конференции «Ступень будущего»;
- Диплом 1 степени районной НПК «Я намечаю путь к открытию»; Победитель районной НПК в номинации «Независимая экспертиза»;
- Диплом 3 степени муниципального этапа заочной НПК «Будущее Ямала»
В копилке побед такие всероссийские конференции, как «Открытие», «Интеллектуальное возрождение», «С наукой в будущее» …
Обучение и воспитание детей не ограничивается рамками уроков несмотря на то, что урок всегда был и остается основной формой организации учебного процесса. Однако существуют и другие не менее важные пути образования и развития школьников. Один из них – руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Данная форма обучения является индивидуальной. В этом ее главная особенность. Работает тандем: наставник и юный исследователь, который входит в неизведанный, но очень увлекательный мир науки под чутким руководством своего учителя. Несомненно, формировать интерес к науке и исследовательской деятельности следует начинать со школьного возраста.
Достижения обучающихся в области научно-исследовательской деятельности можно назвать значительными и стабильными. В этом заслуга, в том числе, научных руководителей - наставников ребят.
Считаю, что в нашей школе создана и существует на протяжении ряда лет наставническая система «педагог-ученик», которая дает стабильные результаты.
Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность. Признаками системы являются основополагающая общая идея, стабильность и взаимодействие всех элементов.
Каков портрет наставника юных исследователей? Какими качествами он обладает? Обобщая опыт наставничества, я пришла к следующему заключению.
Этот человек является мобильным, активным; имеет высокий уровень интеллектуального развития; занимает активную жизненную позицию; отличается целеустремленностью и настойчивостью; умеет стимулировать ребёнка; готов к постоянному профессиональному самосовершенствованию; разбирается в особенностях психологии детей, чувствует их потребности и интересы. Главное – он работает не по приказу или принуждению, а по зову души и преданности выбранной профессии.
Наставники будущих Кулибиных и Вернадских решают совместно со своими воспитанниками творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающие наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: от выбора темы исследования до выступления на научно-практической конференции.
Организация исследовательской деятельности осуществляется в нашей школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности на разных уровнях и в различных формах.
Исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.
Надо отметить необходимость применения современных информационных технологий в контексте исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации.
Обучая учащихся теоретико-методическим основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить их эффективно ими пользоваться.
Любое учебное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации исследовательской деятельности в школе – это формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются, для конкретного обучающегося, новыми и личностно значимыми.
Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием учащиеся могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции.
Наставничество в организации исследовательской деятельности дает возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого ученика.
Любить свою работу и детей, быть самому постоянно в поисках неизведанного, стремиться к профессиональному росту – это то малое, что нужно для воспитания успешности в наших детях, самостоятельности и движения вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физического эксперимента в развитии интереса у учащихся к исследовательской деятельности
Методическая разработка...
Формирование интелектуально -ориентированных интересов учащихся в учебной деятельности.
Доклад на заседании Кафедры преподавания химии МИОО в рамках проведения Круглого стола. В докладе рассматривается вопрос о снижении интереса к изучении химии у обучающихся в основной школе, прив...
Формирование интереса учащихся к изобразительной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .
Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекцион...
Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность
Творческая исследовательская деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно или частично с помощью учителя, с целью развития...
Потенциал шефства, как способ развития интереса учащихся к исследовательской деятельности.
На сегодняшний день проектной и исследовательской деятельности уделяется очень большое внимание. В том числе и в общем образовании. В школе дети делают проекты, проводят какие-то исследования. Но допо...
Применение интерактивных тетрадей, как метод, активизирующий познавательный интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
На уроках в современной школе необходимо активизировать познавательный интерес учащихся. В данной работе представлене материал для активизации познавательных интересов учащихся при помощи использовани...
Формирование у учащихся средних классов устойчивого интереса к научно- исследовательской деятельности
Цель проекта: а)педагогическая: привить учащимся среднего звена навыки успешного учения; б)практическая: разработать систему активного включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность...