Формирование интереса учащихся к изобразительной деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .
статья по теме
Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_interesa_uchashchikhsya_na_urokakh_izo.doc | 766 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная ) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида
п.г.т. Кумены
Формирование интереса учащихся к изобразительной
деятельности на уроках ИЗО и во внеурочное время .
Выполнила учитель ИЗО Елена Юрьевна Малькевич
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) образовательная школа-интернатVIII вида расположена в п.Кумены Кировской области. Школа была открыта в 2002 году в д. Моряны. В 2005 году школа переехала в п. Кумены.
Я работаю учителем ИЗО. Стаж работы 25 года. Образование высшее.
Уроки ИЗО имеют важное значение в системе обучения и воспитания учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияют на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детям недостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий (декоративное рисование, рисование с натуры, тематическое рисование).
Еще В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». По сведениям М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают не только стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Этот вывод подчеркивает исключительно важное значение уроков изобразительного искусства в специальной школе.
Так как у наших детей наблюдается комплексное нарушение развития, я ставлю перед собой цель – формирование и обогащение чувственного опыта ( умение видеть, слышать, осязать ).
Поэтому на уроках в начальных классах, прежде чем приступить к рисованию даже самых простых по форме предметов, провожу предварительную работу по формированию у детей внимания, зрительного, тактильного и двигательного восприятия.
Для развития интереса использую разнообразные игрушки :
(сборно-разборные пирамидки, башенки, матрешки, шары, грибки, строительные конструкторы, наборы печатных игр «Геометрическое лото»,
«Подбери по цвету», цветные мозаики, а также обычные игрушки, предметы, картинки с их изображением (флажки, кольца, овощи, фрукты,
Цветы, шишки, желуди, наборы цветных палочек, шариков, брусков и т.п.).
Я отбираю такие материалы, которые соответствуют возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья, упрощаю некоторые упражнения и игры.
Дидактические игры перед началом рисования дают возможность возвращаться к рассматриванию объектов, уточнять их характерные особенности, способствуют развитию речи учеников.
Ученики с удовольствием играют и выполняют упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине:
покажите самый большой кубик; покажите самый маленький шар; сложите башню, начиная с самого большого кубика; сложите пирамидку, начиная с самого большого кольца; расставьте матрешки в ряд по величине, начиная с самой большой (с самой маленькой); возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку
по форме:
-- возьмите геометрическую фигуру, назовите ее, а затем наложите на предмет, который соответствует ей по форме (круг – на арбуз, квадрат - на шахматную доску, овал – на дыню и т.д.);
-- посадите овощи на грядку, я начну, а вы продолжите.
Ребятам нравится играть в игру «Наш сад». На доске рисую контуры деревьев, прикрепляю к каждому дереву по одному лимону, яблоку и т.д. Даю задание вырастить хороший урожай плодов, но нужно следить, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше –лимоны и т.д. Индивидуализирую задания: «Сладкий, оранжевый… Что это? Какая у него форма?» Или : « Желтый, кислый… Как называется? Опишите его форму» и т.д.
Для формирования умения ориентироваться на плоскости и пространственных представлений использую «графический диктант». К доске прикрепляю большой лист бумаги и даю задания : покажите верхний край листа; покажите нижний край листа; покажите левую (правую) стороны; покажите середину листа; возьмите елочку из картона и посадите ее посередине листа. Слева, у самого края, растет белый гриб. Нарисуйте его. Справа, у самого края, растет подосиновик. Нарисуйте, где он растет. Внизу, по самому краю листа, нарисуйте зеленую травку. Высоко вверху, посередине , нарисуйте яркое солнце.
Или: посередине классной доски рисую большую клетку для птиц. У детей имеются вырезанные из картона фигурки птиц. Вызываю учащихся к доске по очереди, и они выполняют различные упражнения на уточнение понятий «высоко-низко», «выше-ниже», «вверху-внизу», «справа-слева», «правее-левее», «близко-далеко», «ближе-дальше», «спереди-сзади» и т.д. Дети постепенно овладевают умением целенаправленно наблюдать предназначенные для рисования предметы и образцы. Они начинают понимать и правильно соотносить величину, форму, цвет и другие свойства объектов с их изображением, развивается моторика рук. Деятельность учащихся становится более организованной
Значение декоративного рисования для развития детей с ограниченными возможностями здоровья исключительно велико. Этот вид деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников.
Для работ декоративного характера очень важен цвет. Поэтому я учу детей использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно – прикладном искусстве. Для решения этой задачи я соблюдаю следующую последовательность : в начальный период дети рисуют узоры с небольшим числом деталей и пользуются лишь двумя насыщенными цветами (например, желтым и синим ), затем постепенно вношу усложнения : симметрично расположить элементы одинакового цвета. Всегда даю детям возможность выбора цвета для раскраски. В старших классах использую в качестве образцов орнаменты с контрастными сочетаниями цветов и с мягкими переходами оттенков одного и того же цвета.
Мне очень нравится использовать в начале урока прием составления узоров на готовых формах (один ученик работает у доски, остальные у себя за партами ), а также коллективное придумывание узора: ученики по очереди выходят к доске и последовательно украшают соответствующую форму: декоративное вышивание по краю полотенца, скатерти ; расписная тарелка ; узор для рукавички 4 класс; декоративное панно «Цветы», декоративное рисование узора для ткани 6 класс, рисование новогодних карнавальных масок 7 класс и др. Эти приемы позволяют попробовать различные способы составления орнамента. И дети видят, что из одних и тех же элементов можно составить разные узоры, но орнамент получится только в том случае, если составные части будут повторятся ритмически или располагаться симметрично.
Коррекционно – развивающее значение уроков рисования с натуры для детей с ограниченными возможностями здоровья трудно переоценить.
Построение любого рисунка требует соблюдения определенной последовательности. Но у наших детей способность к планированию находится на очень низком уровне и формируется медленно. Поэтому на уроках рисования с натуры я уделяю внимание методу показа. Я рисую на доске, показывая технические приемы и последовательность выполнения рисунка. В старших классах сначала полностью показываю весь процесс создания рисунка, а затем прорабатываю каждый этап. Поскольку учащиеся коррекционной школы часто начинают изображение с деталей, устанавливаю очередность соблюдения этапов работы, привлекаю внимание к объекту изображения, побуждаю к дополнительному рассматриванию натуры: «Что вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше?». Закончив рисунок, ученики рассказывают, как они над ним работали.
Тематическое рисование занимает очень скромное место в учебной программе коррекционной школы. Этот вид рисования базируется на представлениях. Роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти, мышления, воображения, эстетические чувства никогда не происходят без участия представлений. Поэтому занятия тематическим рисованием имеют особое значение в развитии умственно отсталых школьников.
Большинство учащихся нашей школы любят рисовать. Возможно потому, что им нравится выражать свои эмоции через рисунок. Рисуя, дети выплёскивают свои переживания : радость, любовь, страх. От урока к уроку у учеников расширяется кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости и удовлетворения. Конечно же есть и неуверенные в себе дети, бывает, что они боятся рисовать, в этом случае я убеждаю их, что они могут нарисовать всё, что угодно, и неважно, что их изображение совсем не такое, как на картинке или в жизни, они умеют рисовать, просто сегодня получилось так – не хуже или лучше, а просто иначе. И моя оценка в конце урока содержит элемент понимания. Дети с удовольствием принимают участие в выставках рисунков. В 2007-2008 уч.году были проведены школьные выставки : «Если случится беда», «Ребёнок и закон», «На страже отечества», «Что за прелесть эти сказки», «Земля наш хрупкий -- дом». Дударов Михаил (6 класс) и Вебер Настя заняли 3 место в районном конкурсе рисунков «Как прекрасен этот мир», проводимый МОУ ДОД ДДТ. Миша в возрастной группе 11—13 лет, Настя -- в группе 14—16 лет. 15 учеников нашей школы приняли участие в выставке рисунков «Цирк глазами детей накануне Нового года», организованной Кировским отделением Российского детского фонда.
В 2008-2009 уч. году были проведены школьные выставки, а также конкурсы рисунков, организованные Домом детского творчества: «Моя семья»; «Творчество юных за безопасность дорожного движения»; «Друзья детства»; «Мой любимый литературный герой»; «Экологические проблемы Земли»; конкурс стенгазет «Как прекрасен этот мир». Призёрами районных конкурсов стали: Князева Фаина «Моя семья» - III место; Крутихин Влад «Кумёнские просторы» - III место в библиотечном фестивале «Кумёнский район – капелька России»; Фетищев Максим и Дударов Михаил призёры районного конкурса «Защитники правопорядка глазами детей»; 7 учеников приняли участие в выставке рисунков «Новогодняя открытка», организованной Кировским отделением Российского детского фонда. Коллектив школы отмечен грамотой за III место в конкурсе фотогазет «Добрыми глазами на мир» в рамках Весенней Недели Добра.
С 2005-2006 уч.г. учащиеся старших классов принимают участие в разработке
Творческих проектов по творчеству русских художников. Проекты получили название « Сказочное творчество В.М.Васнецова» и «Удивительный мир животных Евгения Ивановича Чарушина».
Могу с уверенностью сказать, что в процессе работы над проектами формировался интерес учащихся к изобразительному искусству, к русскому народному творчеству.
В этом году старшеклассники посещают кружок «Юный художник».
Таким образом хочется сказать, что уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность имеют высокое психокоррекционное воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья. Уроки ИЗО способствуют развитию интереса, эстетического вкуса, повышению интереса к познанию окружающего мира и обеспечивают возможность для коррекции развития детей с интеллектуальным недоразвитием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...
Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)
Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....
Формирование логического мышления у школьников на уроках математики и во внеурочное время
На математических кружках во внеурочное время школьники знакомятся с интересными нестандартными задачами, приучаются к логически строгим рассуждениям, постигают красоту и гармонию математики....
Проектная деятельность учащихся 5 класса на уроках математики и во внеурочное время
Проектная деятельность учащихся 5 класса на уроках математики и во внеурочное время...
Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...