МАСТЕР-КЛАСС в рамках Всероссийского марафона лучших наставнических практик, 2023 год
методическая разработка
Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления. Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры.
«Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным», - сказал русский языковед, лингвист В. И. Чернышев. С этим нельзя не согласиться. Задача школы состоит в том, чтобы выпускать всесторонне грамотных людей, свободно владеющих навыками письменной и устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 44.5 КБ |
prezentatsiya_master-klassa.pdf | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
рамках Всероссийского марафона лучших наставнических практик, 2023 год
Попова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
педагог-наставник
МБОУ «СОШ №1» г.Тарко-Сале,
Почетный работник общего образования
Необходимые ресурсы: методические материалы для творческой работы педагогов; презентация «Важно знать!»; образцы сочинений-миниатюр (2)
Результаты, подтверждающие эффективность практики – развитие связной речи обучающихся, повышение интереса к изучению русского языка, участие в различных творческих конкурсах и олимпиадах в 2022–2023 учебном году:
- Районный этап всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» (2 место, 2023 г.);
- Муниципальный этап окружного конкурса «Мы – за здоровый образ жизни», номинация «Литературное творчество» (1 место, 2022 г.);
- Всероссийский конкурс «Культурные традиции моего народа» (12 призеров, 2022 г.);
- Всероссийская филологическая олимпиада «Юный словесник» (призер, 2023 г.);
- Межрегиональный фестиваль-конкурс авторского и исполнительского мастерства «Баллада о солдате» (участник, 2023 г.)
Возможность тиражирования: мастер-классы для педагогов школ района, размещение материала для широкого использования в образовательных социальных сетях; публикации в методических журналах
РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Актуальность: Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления. Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры.
«Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть своё учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным», - сказал русский языковед, лингвист В. И. Чернышев. С этим нельзя не согласиться. Задача школы состоит в том, чтобы выпускать всесторонне грамотных людей, свободно владеющих навыками письменной и устной речи.
Работа по развитию речи на уроках русского языка – это неотъемлемая часть методики учителя-практика. В научно-методическом значении под развитием речи понимается «специальная учебная деятельность учителя и учащихся, направленная на овладение речью» [1, с. 168–169]. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, И. И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А. Д. Алферова, Л. И. Поливанова, В. И. Чернышева, К.Б. Бархина, М. А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л. П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В. И. Капинос, Н.А. Пленкина, М. Р. Львова, Е. И. Никитиной, Е. В. Архиповой.
Методисты выявляют трудности, возникающие при овладении речью учащимися, педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков школьников. Опираясь на данные науки, а также на данные психологии и лингвистики, педагоги разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться (последнее и составляет главную цель развития речи учащихся).
Огромную роль в создании и воспитании личности, безусловно, играют уроки русского языка и литературы, так как именно здесь ребёнок имеет возможность развивать свою речь, грамотность, учится общению. У ученика формируются коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, которые никак нельзя отделить друг от друга, так как первая из них базируется на двух других. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонней личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Уроки русского языка предоставляют благодатную возможность для формирования этих компетентностей.
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам. Речь - фактор развивающего обучения.
Речь многих детей, к сожалению, бедна. Бедна потому, что они не стремятся говорить ярко, выразительно и разнообразно. Их словарный запас скуден, и у них не хватает слов, чтобы разнообразить свою речь, сделать её яркой и выразительной, а самое главное - грамотной.
Начинать развивать речь детей, делать ее грамотной и красивой нужно с раннего возраста. Очень немаловажный момент в работе учителя – заинтересовать школьников в таком виде деятельности. Ребенок может раскрыть свой талант в сочинительстве только тогда, когда ему это нравится. Из опыта работы сделала вывод: принуждать к написанию сочинений или других письменных работ нельзя, это не принесет пользу ребенку и уж тем более не раскроет его творческий потенциал.
Неограниченные возможности для развития речи учащихся таит в себе сочинение-миниатюра. Оно относится к типу тех синтетических упражнений, которые позволяют комплексно решать многие задачи обучения, развивать духовные возможности всех учащихся. Школьники с гораздо большим желанием пишут сочинения- миниатюры, чем выполняют обычные сочинения учебника. В связи с этим уже в 5 классе стараюсь заинтересовать школьников занимательными приключениями двух закадычных друзей – Тимони и Гришуни (представляю для этого несколько вариантов). В начале урока зачитываю начало интересных историй собственного сочинения из жизни двух товарищей. Задача учеников – продолжить рассказ, написав не менее 10 предложений. Что произойдет с нашими друзьями? Как будут развиваться события? Ребята с удовольствием предлагают свои варианты небольших сочинений, которые они читают в классе. Всем интересно: у кого же будет самый необычный рассказ. В конце прочтения вариантов сочинений дети сами выбирают наиболее удачные работы, дают оценку творчеству одноклассников. Кроме развития речи, дети учатся мыслить, думать. Самое главное – ребята оценивают поступки наших героев, видят недостатки в их поведении, все это учитывают при написании концовки – воспитательный момент в этом виде работы очень значим.
Кроме того, нужно отметить, что подобные упражнения являются своеобразной лингвистической игрой. Игровые упражнения не только содержат развлекательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями и умениями [2, с. 240]. При этом упражнения, которые содержат занимательный материал, необычные по содержанию и форме тексты [3, с. 92], юмор мы также называем игровым. Куда интереснее детям сочинять шуточные рассказы о похождениях неразлучных друзей. Кстати, мои ученики, пятиклассники, всегда ждут от меня новые истории. Таким образом, играя, сочиняем новый текст, тем самым развиваем речь, учимся слушать и слышать друг друга.
Повторюсь, чем раньше мы начнем работу с детьми по развитию устной и письменной речи, тем успешнее они станут. Красивая и грамотная речь нужна не только для того, чтобы успешно сдать экзамены (хотя это тоже важно!), но суметь адаптироваться в обществе, пройти успешно социализацию.
Итак, предлагаю для использования на уроках развития речи карточки с приключениями наших друзей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов «Важно знать!»
Чудесные приключения Тимони и Гришуни
КАРТОЧКА 1
Спасатели девчонок или Подгоревший пирог!
- Скучно и грустно и некому руку подать, - произнес Тимоня, раскачиваясь на качелях.
- Да уж, невесело, - промычал Гришуня.
- Слушай, мои мозги снова выталкивают фантастическую идейку! - воскликнул Тимоня.
- Ну и?
- Что ну и? Я вспомнил, что сегодня мой сосед, повар дядя Федор, печет пирог. Мы же можем повеселиться, испортив все дело. Вот будет смеху….
- Бежим скорее, пока он не вытащил пирог из духовки, - крикнул Гришуня.
Ну надо же, сколько нелепостей в голове у детей. А пирог, конечно, был уже в духовке.
- Спасите, помогите, - кричал Тимоня (а это было по плану), дядя Федоррррр…
- Ну что? В чем дело? Где? Когда? Кто? – уже выбегал сердобольный сосед.
- Ваша Тонька, внучку, залезла на высокое дерево в соседнем дворе. Бегитееее!
Обезумевший дядя Федор уже мчался вдоль улицы, забыв про пирог в духовке.
Ребята, а что было дальше? Сумеете ли вы закончить рассказ? Надеемся, что неразлучные друзья смогут осознать свою ошибку и исправятся…Удачи вам в творчестве!
ОТВЕТ УЧЕНИКА (пример):
- Гриш, Тоню позови, ведь эта девчонка так хотела пирог испечь, а дед все время не разрешал.
- Тоняяяяя, твой выход, - кричал Гришуня, давай скорей вытаскивай пирог из духовки, укрась его, как хотела, сделай сюрприз дедушке.
- Сейчас мигом, я уже клубнику и абрикосы принесла, - радостно произнесла Тоня…
Скоро пирог был готов, все ждали дедушку, наверно, он простил всю компанию, они же хотели как лучше… Они такие добрые.
КАРТОЧКА 2
Во имя спасения
Самое печальное в истории жизни Гришуни – это классное собрание с крикливой Зойкой, нашей активисткой. Но как ни хотелось Гришуне, но двоек он нахватал, а разбор полетов уже на носу. Ирония судьбы, так сказать. На спасение уповать не приходится, а жить продолжать как-то надо. Тише воды становился Гришуня день ото дня и, казалось, ниже сгибался от каждой полученной двойки. Жизнь для него утратила свои краски, голубая мечта о прекрасном будущем не давала спокойно жить, доводя до отчаяния.
Но для чего же есть закадычный друг? Ясно для чего. Для спасения товарища от беды. А Тимоня давно разработал «подрывной» план во имя спасения Гришуни, что, конечно, как всегда, неплохо сработало, а главное - все посмеялись от души. Но не будем торопить события и расскажем все по порядку.
- Итак, ребята, так жить нельзя, в нашем классе беспросветный двоечник, - начала Зойка, устремив презрительный взгляд на Гришуню, у которого уже горели уши. Ее поддержали некоторые одноклассники, тоже, так сказать, передовики производства. Но вдруг…
Ребята, как вы думаете, что могло произойти дальше, как Тимоня помог своему другу? Это будет интересно. Напиши продолжение истории.
ОТВЕТ УЧЕНИКА (пример): Но вдруг в дверь постучали. Это был президент школьного парламента Иван Поспелов. Все удивленно смотрели на вошедшего. Иван извинился, что прервал мероприятие и сказал:
- Могу предположить, почему вы сегодня собрались. Да, да, да, я тоже присоединяюсь к поздравлениям. Григорий, ученик вашего класса, стал победителем акции по сбору макулатуры, прославил нашу школу. Спасибо ему.
- Но, простите, он…- попыталась что-то сказать Зоя.
- Давайте все хором скажем ему МОЛОДЕЦ!!!
- Давайте, конечно, скажем, а с учебой он справится, - крикнул Тимоня.
- МОЛОДЕЦ! МОЛОДЕЦ! МОЛОДЕЦ….
КАРТОЧКА 3
Лакомки
О боже, какая же бывает у человека насыщенная жизнь! Впрочем, зачем долго распространяться, если мы давно уже слышали о проделках наших любимых знакомых - Тимони и Гришуни. Но, увы, не всегда бывает только смешно, иногда несчастный Гришуня вызывает чувство жалости, несмотря на его незлобное хулиганство.
Дело было осенним теплым вечером, когда известные нам лица решили полакомиться привлекательными яблочками из сада уже известного нам дяди Федора. Как и прежде случалось, Тимоня был любителем посмеяться (конечно, не обидеть), что было неизбежным и на сей раз.
- Ты ва-а-аще понимаешь, какие здоровенные и сладкие яблоки у него в саду, глаз не оторвать, - романтично обрисовал Тимоня.
- Ага, если возьмешь меня с собой, по гроб жизни не забуду, - умоляюще просил Гришуня, смотря на друга, как на бога.
- Да ладно ты. Что, я изверг что ли, не взять страдающего друга! Возьму, конечно.
Тимоня давно уже выработал план полакомиться соседскими яблоками, но не в этом главное. Главное – это постоянное стремление попадать в приключения, задор души. Кажется, уже и мы улыбаемся, предвкушая финал. Конечно, с дядей Федором Тимоня договорился заранее, что пару яблок, взятых из его сада, не сыграют погоды в хозяйстве. А вот проверить характер друга – это, пожалуй, поважнее.
Ну что, друзья, удачи вам в сочинении финала рассказа. У кого интереснее? Обязательное условие – не обижать Гришуню!
КАРТОЧКА 4
Воспитатели
Досуг – это самое главное в жизни каждого ребенка. Так считали и наши знакомые друзья. Организация свободного времени – дело нелегкое, если тебе в придачу со всеми обстоятельствами мешает младшая сестра. А Гришуня от этого неимоверно страдал, зная, что в выходные дни сестренка ему обеспечена. Против своей сестры Гришуня ничего плохого не имел, но всегда в самый неожиданный момент Тимоня звонил товарищу и звал его поиграть, а куда деть Светку, тут вставал большой вопрос. Ну что делать? Воспитание подрастающего поколения - тоже дело важное и не терпящее отлагательств. Так, по крайней мере, думал Гришуня, наш страдалец. Утром, в воскресенье, в очередной раз Тимоня умолял друга, сидя уже на его кровати, пойти срезаться в футбол, так что мучениям бедного воспитателя не было конца, тем более что из соседней комнаты доносился плач девочки.
Так и сяк вертели товарищи, куда же сплавить отпрыска, но ничего придумать не смогли, как взять ее с собой, что и привело друзей к новым приключениям.
Ребята, как вы думаете, в какое приключение попали наши друзья? Напишите свой вариант произошедшего. Удачи в творчестве. Помните, что наши герои совершают только хорошие поступки.
КАРТОЧКА 5
Мы великие таланты
Толпа мчалась к объявлению.
- Что я вижу?
- Ты только посмотри…
- Ну надо же…
Такие возгласы слышались со всех сторон. Школа гудела. А в чем собственно дело? Да ни в чем. А только два наших известных друга принимают самое активное участие в школьном концерте. Вы разве не замечаете, что рядом с объявлением фантастическая афиша с изображением гвоздя программы – Тимони в роли клоуна? Дело не обошлось и без Гришуни.
Нетерпеливая публика уже в концертном зале школы. И вот открылись кулисы, элегантный конферансье (ученик этой же школы) прошел на сцену и уже веселит публику, намереваясь объявить номер Тимони. А за кулисами….
- Ай, Гриш, ты не видел моего большого носа? Где же мои штаны? И как я выйду?
- Просим, просим, - зал рукоплескал под возгласы ведущего.
- Ну и ладно, с богом! – произнес Тимоня и….
Уважаемые дети, вас заинтересовал отрывок рассказа? Как развернутся события, что произойдет на сцене? У вас есть возможность написать продолжение интересной истории. Вперед!
КАРТОЧКА 6
Друзья навечно!
Какое чудо! После долгожданных каникул Тимоня торопился в школу, наскоро собираясь, горя желанием увидеть своего закадычного друга Гришуню.
О! Какая это была душещипательная встреча.
- Слышь, Гришуня, у меня идея. Идем сегодня после уроков ко мне. В компе зависнем, игра хорошая есть. Сегодня я хозяин, нет дома никого. Житуха!
- Здорово живешь. А что твои родители не взгреют нам за самодеятельность?
- Да ну тебя. Я живу как царь. Отец в командировке, мать на море, с бабушкой справимся.
- Вот это да! Идем, конечно.
Друзья не могли дождаться конца уроков. После последнего звонка рванули в Тимонины апартаменты.
Вот знакомый подъезд, этаж, дверь… Вот и ключ подошел, дверь скрипит, открываясь, и вдруг…
Ребята, самое время пофантазировать. Подумайте, какие приключения произойдут с друзьями в этот раз. Всем успехов!
КАРТОЧКА 7
Фантазии нет конца! Скалолазы
Однажды в один из палящих солнцем дней Тимоня примчался к Гришуне со сногсшибательной идеей.
- Дружище, у меня гениальная мысль.
- О, боже, Тимонь, у меня разламывается челюсть от боли в зубе, а ты тут с идеей… А что за идея?
- Слушай и запоминай. У моей бабули в деревне есть огр-о-о-о-мная гора. Я так думаю, что нам нужно взять этот «Эверест» и водрузить там флаг, мы будем первооткрывателями. Знаешь, как прославимся!
- Да ты что, в своем уме? – кричал Гришуня. - Кругом же люди, ее давно открыли, приступом взяли. Первооткрыватели, тоже мне.
- Не дури. Люди едут совершать открытия далеко, а про то, что близко, они забывают. Все гениальное просто! – гордо заключил Тимоня.
Уж так уговаривал друг Гришуню, что тот поневоле согласился, от Тимони просто так не отвяжешься.
Ранним утром, на зорьке, они уже брали штурмом «грандиозную» гору позади бабкиного дома.
Да, взбираться было нелегко. Изнемогая от усталости, жары, а также злорадной зубной боли, Гришуня лез на гору. И вот уже вершина.
-О, боже…
Все гениальное просто! Ребята, вы с этим согласны? Постарайтесь дописать продолжение этой чудесной истории.
КАРТОЧКА 8
Деревенская история или Любовь к животным
Ранним воскресным утром семья Гришуни, а также закадычный, не разлей вода дружок Тимоня отправились на отдых в деревню к бабушке, естественно не забыв взять с собой уже всем известную Светку, объект всеобщего воспитания.
Радости друзей не было предела: предстояла рыбалка, любимый футбол, обед на траве, и бог знает что еще удивительного и прекрасного ожидало счастливых путешественников. Конечно, новые приключения.
Добравшись благополучно до деревеньки и покончив с душещипательными объятиями с бабулей, отдыхающие отправились на живописную поляну, где и решили разбить свой лагерь, невзирая на пасущуюся рядом козу. Но неугомонные наши друзья не могут спокойно отдыхать, сидя у костра, ловя рыбу.
А вот что произойдет дальше, вам решать, ребята. Не забудьте в сюжет рассказа ввести козу с белой длинной шерстью. Творческих успехов!
КАРТОЧКА 9
Друзья в Африке
Отец Тимони был научным сотрудником исследовательского института. Предстояла командировка в Африку с целью изучения ценных, малоизвестных животных. Экспедиция собиралась долго, да и путь неблизкий. А что до Тимони и Гришуни, то они давно решили любой ценой попасть в Африку. Но вот беда: как попасть в самолет и быть незамеченными.
Рано утром друзья под предлогом предстоящей рыбалки выбрались из дома и примчались на аэродром, где шла погрузка научного инвентаря. Забравшись тайно в тигровую клетку, друзья благополучно преодолели расстояние, при этом их никто не видел.
Вот и Африка! Непроходимые джунгли, обезьянки, удавчики, тигрята. Эх, экзотика, романтика! Но обнаружить себя было подобно смерти – отправят домой. Шли за экспедицией тайно. Гришуня с открытым ртом любовался окрестностями необыкновенной страны, а Тимоня из бинокля рассматривал обезьян, сидящих на дереве, некоторые их них строили смешные гримасы.
- Аааааа…Спасите…Мамочка…
Что же могло произойти с нашими знакомыми в этот раз. Постарайтесь, ребята, продолжить приключения друзей. У вас все получится! Не забывайте: наши ребята очень добрые несмотря на то, что они шалуны!
КАРТОЧКА 10
Передовики
- Ну, конечно, опять трудовой десант, а я в шашки обещал сыграть, - с недовольным видом сокрушался Гришуня, - опять садить цветы!!! Н-да.
- Не робей, друг, мы и здесь прославимся, - уже шептал на ухо другу Тимоня на последнем уроке.
- Конечно, с нашими прославишься, передовики, - не верил Гришуня.
- Да ты головой подумай. Так, значит, завтра наш класс выходит рассаду высаживать, а мы сегодня ночью ее посадим и будем в передовиках. Почет и уважение. Веришь? – мечтал Тимоня.
- Да, точно, это идея неплохая.
И вот наступила долгожданная ночь. Два закадычных друга проползли к грядкам своего класса, взяв с собой рассаду, и с таким усердием и нежностью брали каждый росточек и заваливали его корешок землей. Часа через два закончили посадку и радостные помчались к своим теплым кроватям, предвкушая завтрашнюю победу.
Но, увы, оказалось…
Ребята, что же произошло с нашими героями? Возможно, они что-то сделали не так? Придумайте окончание рассказа, надеемся, что вы оцените труд Тимони и Гришуни.
КАРТОЧКА 11
Душевные страдания
«Рано утром поднимайся, закаляйся», - слышалось утром с телефона. Все. Теперь Гришуня решил вести свою жизнь самостоятельно без указаний заботливого Тимони, который постоянно вовлекал в какие-то приключения. Гришуня рано вставал, занимался гимнастикой, готовился к многоборью, т. е. к летней спартакиаде. Тимоня всячески хотел вновь завоевать доверие друга, но тот был неумолим. Пора начинать думать своей головой, хватит попадать во всякие приключения. Надо взрослеть!
Наступило время спартакиады. Тимоня, зная, что его друг выступает в многоборье, решил помочь ему сейчас или никогда. Кто же еще поддержит товарища? Конечно, Тимоня.
Сколько сил, выдержки, смекалки потребовалось Гришуне, чтобы постараться занять первое место. Но вот беда: пробегая второй километр, он запнулся и изрядно поцарапал колено, что вынудило его тут же сесть на землю и страдать от боли. Тем временем Тимоня, увидев, что друг в беде…
Ребята, а как Тимоня смог помочь Гришуне? Подумайте, предложите свой вариант концовки рассказа. Кто лучше?
КАРТОЧКА 12
Рыцарский турнир
Тимоня с пронзительным визгом мчался по третьему этажу своей любимой школы.
- Орлы! – кричал он. - Сегодня или никогда, рыцарский турнир у нас, в школе. Слава доблестному 5г классу. Ураааа!
Ошарашенный Гришуня, а за ним и весь класс высыпал в коридор. Тимоня, запыхавшись, притормозил прямо у самых дверей, тем самым успел сбить с ног двух отважных рыцарей из своего класса.
- Да отсохни мой язык, если я вру, - выпучив глаза кричал Тимоня. - Объявления читать надо. Сегодня в школу прибывает конная команда, и нам тоже можно участвовать в турнире.
- Вот это да! Это истинно мужское дело. А ну-ка, ребята, готовимся к турниру! – вопил озорной чернявый мальчуган.
- Даешь победу над сердцами не только наших девчонок из класса, но и сердцами прекраснейших дам параллельных классов! Таков лозунг всех пацанов из 5г, - кричали ребята.
Наконец настал долгожданный день и час. И вот…
А вам, ребята, интересно, что же будет дальше? Тогда вперед, фантазия вам пригодится. Всем удачи!
КАРТОЧКА 13
Помощь другу
- Сегодня будут делать прививки, - произнесла медсестра, заглядывая в класс.
Прививки! Это уж слишком. Гришуня всей душой не переносил никаких процедур в медицинском кабинете. И уже на первом уроке он онемел от ужаса. А Тимоня хихикал, зная об этом, и хотел поднять боевой дух своего товарища.
Очередь медленно продвигалась. Кто-то ойкал, кто-то смеялся, а Гришуня был ни жив ни мертв.
- Значит, так, ты, Гриш, пойдешь после меня, я возьму первый удар на себя. Не бойся, я с тобой, - успокаивал друга Тимоня. – Не робей, прорвемся.
Вот уже очередь Тимони. Через несколько минут Тимона с прискорбным лицом буквально выползал из кабинета, где издавал пронзительные вопли. Гришуня был на грани нервного срыва не потому, что боялся, а потому, что испугался за друга, у него не оставалось времени поддержать его.
Войдя в кабинет, Гришуня…
Прививки! Ребята, вы их тоже боитесь? Как Гришуне удалось выйти героем из этой ситуации и поддержать Тимоню? Напишите, пожалуйста.
Творческая работа для педагогов: составить свой вариант продолжения любого рассказа (10 минут).
Чтение вариантов рассказов.
Рефлексия.
Список литературы
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1988. — С. 168–169.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. 240 с.
- Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы над изложением на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 91–99.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.
Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс....
Мастер - класс:"Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в логопедической практике".
Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....
Открытый урок в рамках Всероссийского марафона "Немецкий - легко и весело"
Урок в рамках Всероссийского марафона "Немецкий - легко и весело" проводился для обучающихся 5-го класса (немецкий, как второй иностранный язык, 1-й год обучения) УМК "Горизонты" автора М.М. Аверина...
Открытый урок в 8 классе в рамках Всероссийского марафона "Немецкий легко и весело".
Конспект урока для 8 класса, который был проведен в рамках Всероссийского марафона "Немецкий легко и весело"....
Методическая разработка Тренер-преподаватель:Васюнина Любовь Леонидовна Мастер-класс по теме "Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО)» в учебный процесс (наставники -наставляемые), среди учащихся 4-11классов.
Цель : подготовка к сдаче нормативов ГТО (комплексное развитие двигательных качеств).Задачи :совершенствование техники выполнения отдельных элементов при подготовке к сдаче нормативов ГТО; формировани...
Мастер-класс "Ассоциативный эксперимент при работе с учебным текстом" 2022-2023 уч.год
Мастер-класс направлен на упрощение с учебным текстовым материалом. Может быть полезен как учителям-словесникам, так и преподавателям других предметных областей. Это только одна из форм работы, но не ...
Диплом марафона лучших социальных практик "Сфера"2022-2023
Диплом арафона лучших социальных практик "Сфера"2022-2023Диплом"За лучшую практику по версии журнала "Социальное обслуживание...