Самоанализ учителя-дефектолога
материал

Альтаева (Майжегишева) Гульфия Германовна

Самонализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_19_god_altaeva.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ о результатах   педагогической деятельности за 2018-2019 уч.год

учителя МБОУ школа №2

г.Оби  Новосибирской области

Альтаевой  Гульфии Германовны

Основные цели и задачи педагогической деятельности

      Цели  моей педагогической деятельности:

- своевременная  помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, а именно интеллектуальной недостаточностью, при освоении программного материала  в условиях школьного образовательного учреждения и в процессе подготовки к дальнейшему обучению  и успешной адаптации в социуме;

- создание  благоприятных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств;

- повышение уровня профессионального мастерства.

        Содержание моей педагогической деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

1. Развитие личности учащихся посредством реализации учебного и воспитательного потенциала предмета «математика».

2. Использование новых технологий, элементов технологий, способствующих повышению мотивации учащихся в овладении предметов  на основной ступени обучения.

3. Создание благоприятных условий для развития личности.

4. Развитие логического, абстрактного, нестандартного мышления.

5. изучение молодого инвалида при динамическом наблюдении в процессе коррекционно-воспитательного воздействия, а также определение эффективности реализации используемой  программы обучения и воспитания школьников; 

6.разработка индивидуальных  программ обучения  в условиях взаимодействия специалистов школьного образовательного учреждения;

7. формирование способов усвоения  школьниками с патологией в развитии, социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

8. развитие компенсаторных механизмов  развития  проблемного обучающегося

9. предупреждение у  школьников  вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

10.формирование у молодых инвалидов системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов  деятельности, характерных для каждого возрастного периода;

11. формирование и повышение уровня самостоятельности и автономии молодого инвалида

Реализации поставленных целей и задач способствует:

    Достижение поставленных целей и  решение задач осуществляется мною по направлениям педагогической деятельности.

  • Диагностика, анализ результатов и планирование.
  • Комплексное психолого-педагогическое обследование детей  группы (с учетом анамнеза, медицинских особенностей) в начале, середине, конце учебного года и для направления ребенка на ПМПК.
  • Коррекционный мониторинг.
  • Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса и планирование работы.
  • Выбор  методов и прием  коррекционного воздействия  в процессе индивидуальной работы с детьми

● технология педагогической диагностики. Эта технология способствует выявлению потенциальных возможностей учащихся.

● технология создания благоприятной атмосферы на уроке.

● здоровье сберегающие технологии. Учитываю возрастные особенности детей и их психофизические возможности.

● владение методиками анализа учебно-методической работы по предметам; использую программы, направленные на развитие личности.

● постоянное саморазвитие.

Решение поставленных задач по формированию основных компетенций обучающихся, обеспечивающих развитие и воспитание школьников, приобретение ими информационной компетентности, формирование личностной самооценки, взаимооценки, мотивации к процессу обучения осуществляется через:

  • -индивидуальный подход к обучающимся в урочной и внеурочной деятельности;
  • организацию индивидуальной работы по подготовке к урокам;
  • организацию внеклассных мероприятий;
  • применение на уроках парной, групповой работы, продуктивных методов обучения, системы дифференцированных и интегрированных заданий;
  • варьирование форм и методов обучения.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

  • Повышение мотивации к обучению математики, русского языка, чтения и ПТО;
  • Развитие творческого мышления, памяти, речи учащихся;
  • Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

В классе  обучаются дети с разной учебной мотивацией и уровнем познавательного интереса, поэтому мною осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся через систему дифференцированных заданий и индивидуальной работы. Приглашаю ребят: П.В., П. Ю., М. А.,  на дополнительные занятия, а также любой ученик может прийти на консультацию во внеурочное время. Провожу занятия и консультации по ПТО  с обучающимися, желающими расширить знания по предмету,  так же  занятия и консультации с обучающимися, имеющими пробелы в изучении определенных тем.Беседую  с заведующими ОПНИ Екатериной Дмитриевной, Еленой Михайловной,  психологом  Ириной Владимировной и воспитателями как по собственной инициативе, так и по их инициативе.

Ориентируясь  на личностно-ориентированное обучение, учитываю психолого-педагогические особенности обучающихся. На уроках практикуются дискуссия, столкновение разных точек зрения. Личностно-ориентированный подход к учащимся реализуется в системе упражнений по формированию предметных навыков: умения высказаться по определённой теме, отстаивать свою точку зрения, искать и  извлекать информацию, делать выводы. Оценки выставляются сугубо индивидуально, сравниваются результаты обучающегося в сравнении с самим собой (личностный рост).

По каждой изучаемой теме накоплены разноуровневые задания, тесты, практические и контрольные работы. В целях повышения познавательной активности практически на каждом уроке практикуются «Минутка эрудита», «Обо всем понемногу», когда обучающиеся готовят очень короткие сообщения по этике, естествознанию, СБО,  чтению. Одно из приоритетных направлений моей педагогической деятельности  - подготовка детей к итоговому экзамену  по ПТО.  В каждом отдельном случае устанавливается тесная связь с руководителями ОПНИ, воспитателями  (они заинтересованы в сотрудничестве)  проводится индивидуальная работа.

Сегодня учитель приобретает иную роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.   Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.

Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников( П. Александр., К. Александр., П. Николай.,). Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности ученика  возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры.

  Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность.

Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности , подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке.  

Считаю,  что  основная проблема урока - повышение  качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное  в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты.

   Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты.   Итоговый экзамен по ПТО требует развития у учащихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний учащихся в процессе  контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.

Стараюсь создать комфортный психологический климат в  классе, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости.

Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету нет.

Снижение качества обучения  может происходить по следующим причинам:

● приток обучающихся со слабой мотивацией

● усложнение тем

Систематически повышаю свой профессиональный уровень: прохожу курсы повышения квалификации, приобретаю новинки методической литературы, использую Интернет-ресурсы для подготовки уроков и расширения кругозора, общаюсь с учителями из других коррекционных школ, консультируюсь с бывшими преподавателями  из НГПУ.  

Методическое обеспечение.

  • Обеспечение  и постоянное пополнение предметной среды дефектологического кабинета  научно-методической литературой.  В 2011 – 2013 учебном году была приобретена  методическая литература следующих авторов: Малер А.Р.,Староверова М,С., Рудь Н.Н Баряева Л.Б.; издания посвященные проблеме организации здоровьесберегающих условий педагогического процесса , а также обучение детей с выраженныи недорозвитием интеллекта, настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Перспективное планирование  развития дефектологического кабинета.
  • Самообразование по вопросам коррекции познавательного развития детей с легкой и  умеренной интеллектуальной недостаточностью. Изучение инновационных методов и приемов в работе с детьми с умеренной, тяжелой  и легкой  степенью интеллектуальной недостаточности. (Работа с журналами: «Наши дети», «Дефектология» и т.д.)
  • Разработка пособий, дидактических игр и средств по всем направлениям коррекционно-воспитательной работы. Например: создание дидактических игр на формирование сенсорных эталонов: «Листья и божьи коровки» (восприятие величины); «Осенние листочки» (восприятие цвета); «Собери целое» (восприятие целостного образа); для развития речевого дыхания приобретены такие игрушки для индивидуального пользования, как «Лягушата», «Веселый телефончик», «Волшебные перышки» и т.д.
  • Оформление наглядных  материалов  (информация для стенда, фотоматериалы).
  • Посещение открытых мероприятий  коллег, с целью обмена опытом, прохожу онлайн тесты на сайте Инфоурок.

Коррекционно-развивающая деятельность.

  • Проведение коррекционно-развивающих  занятий  по основным   разделам программ  обучения и воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью, авторов Маллера , Бгажноковой ,Баряевой .
  • Использование в работе здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие и коррекцию дыхания, зрения, слуха, речи, элементы дыхательной гимнастики , гимнастики для глаз , упражнения психомоторного развития, элементы самомассажа.
  • Учет   индивидуальных  психофизических  особенностей  каждого ребенка.
  • Проведение консультаций для воспитателей   по результатам обследования, по возникающим вопросам.
  • Взаимодействие со специалистами образовательного учреждения:  психологом, учителем-логопедом,  музыкальным руководителем, воспитателями.

Профессиональный рост педагога:

 Участие в работе и  методических объединений 2012-2013 учебный год.

Содержание

Самоанализ

Примечания, результативность.

Образование

Высшее

Педстаж

8 лет

Взаимопосещение

За 2018-2019  учебный год  посетила 32 урока

Методическая тема, поставленные задачи, их выполнение.

“”Развитие личности молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью посредством реализации учебного и воспитательного процесса”.

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой): Создание благоприятных условий обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а именно интеллектуальной недостаточностью, при освоении программного материала в условиях школьного образовательного учреждения и в процессе подготовки к дальнейшему обучению, а также успешной адаптации в социуме .

 Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели: 1.Изучение обучающего при динамическом наблюдении в процессе коррекционно-воспитательного воздействия, а также определение эффективности реализации используемой программы обучения и воспитания молодых инвалидов; 2. Использование новых технологий, элементов технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся в овладении предметов на основной ступени обучения. 3.Создание благоприятных условий для развития личности. 4. Формирование способов усвоения молодыми инвалидами с патологией в развитии, социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; 5. Предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; 6. Формирование и повышение уровня самостоятельности и автономии ребенка.

Задачи были достигнуты по мере возможности, имеющие  отклонения как в умственном, так в психическом развитии

1 квалификационная категория-2018 год

Посещённые мероприятия (на школьном, городском, областном и др. уровне).

             Месяц

Вид деятельности

Результаты работы

26 Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Апрель

Май

Участник регионального научно-практического семинара «Трудный ребёнок»: теория и практика

Аттестация

Участие в городском конкурсе поделок «Новогодняя игрушка »

Областной фестиваль в ДК «Прогресс»

«Профориентация специальных (коррекционных)школ »

Прохождение авторского мастер-класса Елены Куликовой «Я умею играть»

Участие в городской творческой выставке «Путешествие в мир театра»

Сертификат  

Обмен опытом

Присвоение первой квалификационной категории  

Диплом 3 степени

Сертификат

Благодарственное письмо

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 

Предметная неделя: «Золотая осень»

-

«В царстве смекалки» предметная неделя по математике: ответственная Альтаева Г.Г.

«В снежном королевстве»

  • Познакомить с признаками осени
  • Формировать художественный интерес.
  • Воспитывать ценностное отношение к природе

Февраль

Март

Апрель

Май

«День доброты»

«Театральная завалинка»

Предметная неделя по СБО «Весенняя фантазия»

Мастер-класс по предмету ХБТ на тему «Приготовление салата и сервировка стола»

Целью Недели было желание обратить внимание учащихся на вопросы этикета общения, поведения в школе, дома и в общественных местах.

 

Работа по совершенствованию базы предметных кабинетов (наличие пособий, дид.материалов, стендов, поступившее учебно – наглядное оборудование).

- Кабинет № 9(учебный  класс), находится на базе ОПНИ, в нём созданы условия для организации учебного процесса. Кабинет оснащён мебелью, соответствующей возрасту и росту учащихся, что играет положительную роль в формировании и сохранении правильной осанки учеников. С целью профилактики заболеваний глаз и сохранения зрения в кабинете над доской установлено дополнительное освещение. В кабинете имеется необходимый дидактический  и раздаточный материал, наглядные пособия, стенды. МФУ,ноутбук. В целом возможность кабинета используется максимально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя -дефектолога МДОУ

Самоанализ педагогической деятельности учителя -дефектолога Беркович А.О....

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога

Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)".

 Методическая разработка   " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия    учителя-дефектолога (сурдопедагога)"....

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями. Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова К.В., учитель-дефектолог Гусева И.В.

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями.Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова ...