Самоанализ учителя -дефектолога МДОУ
материал по теме
Самоанализ педагогической деятельности учителя -дефектолога Беркович А.О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_berkovich_anny.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
результатов педагогической деятельности
в межаттестационный период
Беркович Анны Олеговны,
учителя – дефектолога МДОУ № 209.
1.Общие данные об аттестуемом:
Образование: Высшее профессиональное. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, дефектологический факультет, специальность «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», квалификация «Педагог – психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии», 2002 г.
Общий трудовой стаж: 24 года.
Стаж педагогической работы: 20 лет.
Стаж работы в данном учреждении: 12 лет.
Стаж работы в данной должности: 12 лет.
2. Основные цели, задачи, направления и принципы педагогической деятельности (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности):
Основными целями моей работы, как учителя – дефектолога, являются:
- своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;
- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса;
- адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Содержание моей деятельности, как учителя-дефектолога, направлено на решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого –медико –педагогического консилиума ДОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель- дефектолог, воспитатель, врач);
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;
- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Основные направления моей деятельности, как учителя-дефектолога (в соответствии с целями и задачами):
- диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием воспитанников; распределение воспитанников на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого ребёнка.
- коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса.
- аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;
- организационно - методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя-дефектолога.
В своей коррекционно - педагогической деятельности, как учитель-дефектолог руководствуюсь следующими принципами:
- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
- систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;
- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;
- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- деятельностного подхода, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;
- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
3. Профессиональные действия и средства коррекционно – педагогической деятельности (планирование, реализация).
Планирование коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, структурой дефекта воспитанников, степенью его выраженности, возрастом детей, и составляется на основе ООП детского сада, разработанной в соответствии с программой
«Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, а также программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П.Зарина, Н.Д.Соколовой. Кроме того, мною используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н.В.Верещагиной «Особый ребенок в детском саду», методические пособия Т.П.Медведевой, И.А.Панфиловой, Е.В.Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия», «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» Н.В.Ершовой, И.В.Аскеровой, О.А.Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е.А.Стребелевой др.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, применение которых способствует укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития дошкольников. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки), опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, и обеспечиваю охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.
Результативность моей работы, как учителя-дефектолога, определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
Таблица эффективности образовательного процесса
за 2011 – 2012 учебный год*
Уровень развития детей | Начало учебного года | Конец учебного года |
Высокий балл | 0% | 2% |
выше среднего | 23% | 56% |
средний | 43% | 23% |
ниже среднего | 23% | 18% |
низкий | 11% | 1% |
Таблица эффективности образовательного процесса
за 2012 – 2013 учебный год*
Уровень развития детей | Начало учебного года | Конец учебного года |
Высокий балл | 0% | 1% |
выше среднего | 30% | 47% |
средний | 53% | 51% |
ниже среднего | 18% | 5% |
низкий | 0% | 0% |
*Примечание: в таблицах приведены процентные данные уровня развития группы в целом по основным параметрам: труд, продуктивные виды деятельности, коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра.
4. Характеристика творческой деятельности.
2008-2009 учебный год.
Дата проведения | Мероприятие | Исполнение |
декабрь | Новогодние утренники для детей и взрослых | роль: «Баба -Яга» |
март | Праздничный утренник для мам «8 марта» | роль: «Кикимора» |
2011- 2012 учебный год
Дата проведения | Мероприятие | Исполнение |
октябрь | «Праздник Осени». | роль: «Осень» |
декабрь | Новогодние спектакли по сказке «Золотая рыбка». | роли: «Баба-Яга» «Золотая рыбка» |
май | Выпускной утренник «До свидания, детский сад!». | роль: «Карлсон» |
2012 - 2013 учебный год
Дата проведения | Мероприятие | Исполнение |
декабрь | Новогодние утренники | роль: Баба - Яга |
май | Выпускной утренник «До свидания, детский сад!» | Фоторепортаж, выпуск слайд –шоу, авторские портреты педагогов и выпускников. |
5. Работа с родителями.
Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность. Для того чтобы работа с родителями осуществлялось конструктивно, необходимо привлекать их к активному участию в педагогическом процессе. Поэтому, моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.
Система работы с родителями включает в себя:
- информационно – аналитическую часть : сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации и помощи;
- познавательную часть: совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);
-наглядно – информационную часть: ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации);
Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям воспитанников, но и привлекать к коррекционно – педагогической деятельности всю семью ребенка.
В рамках работы с родителями проведены консультации по темам:
2011 – 2012 учебный год:
«Адаптация ребенка к условиям ДОУ».
«Детям вредно много смотреть телевизор».
«Гиперактивный ребенок».
«Ошибки воспитания».
«Формирование зрительно – моторной координации у детей дошкольного возраста».
«Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу».
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
2012-2013 учебный год:
«Как заниматься с ребенком с ОВЗ дома».
«Агрессивный ребенок».
«Бранные слова».
«Дети с синдромом Дауна. Возможности социальной адаптации».
«Как провести семейный досуг».
и т.д.
6. Профессиональный и социальный опыт:
В целях повышения профессионального роста с 2011 года регулярно участвую в работе методического объединения учителей-дефектологов (руководитель Ломакина З.В.) дошкольных учреждений компенсирующего вида города Ярославля.
6.1. Прохождение курсов повышения квалификации за последние пять лет (не менее 72 часов):
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Дата прохождения курсов | № удостоверения |
Институт развития образования Г. Ярославль | «Обучение основам первичной профилактики аддиктивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста». «Intel Обучение для будущего» (основной курс) | 19.01.2009-30.01.2009гг. | № 27 Св-во ЯИ № 005951 |
Городской центр развития образования ОМЦ на базе СКОШИ №1 | «Социальная адаптация детей с нарушением интеллекта». | 01.10.2012г. по настоящее время. |
6.2. Участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название конференции, семинара и др. | Форма участия | Тема выступления | Дата |
Областная научно - практическая конференция, посвященная проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. | Доклад – презентация | «Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной умственной отсталостью». | 24.04 2009г. |
Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского». | Доклад – презентация | «Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной умственной отсталостью». | 02.03. 2012г. |
Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского». | Доклад | «Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду». | Март 2013 года |
Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского». | Доклад - презентация | «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ». | Март 2013 года |
6.3. Участие в работе ПМП(к):
Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения, в том числе ежегодных по определению уровня готовности выпускников дошкольного отделения к обучению в школе (в т.ч. совместные с коллегами СКОШИ № 1, Михайловской СКОШИ, СКОУ школа № 38, СКОШИ № 82):
Год | Вид деятельности | Результаты работы |
2012 | ПМПК детского сада. 1. Сообщение « Промежуточные результаты работы группы «Василек» в 2011-2012 уч.г. (январь). | Уточнен индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка. |
2012 | 2. Сообщение « Характеристика психического развития воспитанников группы «Василек», направляемых в ПМПК с целью уточнения диагноза» ( апрель). | Подготовлены характеристики для ПМПК «Развитие», «Центр помощи детям».
|
2012 | 3. Итоги работы группы «Василек» в 2011-2012 уч.г. (май). | Подготовлены характеристики по итогам учебного года. |
2012 | 4. Совместный консилиум с педагогами СКШОУ №82 с докладом : «Характеристика готовности к обучению в 1 классе воспитанников группы «Василек» (май). | Подготовлены материалы психолого - медико-педагогического сопровождения. |
2012 | 5. Совместный консилиум с педагогами Михайловской СКОШИ «О психолого-педагогической готовности воспитанников к обучению в 1 классе». | Подготовлены материалы психолого - медико-педагогического сопровождения. |
2012 | ПМПк детского сада. 6. Отчет по результатам первичного психолого – педагогического обследования воспитанников группы «Василек» (октябрь). | Определен индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка. |
2012 | 7. «Консилиум по воспитанникам, имеющим нарушения в поведении (Даниил Л., Даниил Н.) -декабрь | Подготовлены характеристики. |
2013 | 8. Сообщение « Промежуточные результаты работы группы «Василек» в 2012-2013 уч.г. (январь). | Уточнен индивидуальный маршрут развития каждого ребенка. |
2013 | 9. Сообщение « Характеристика психического развития воспитанников группы «Василек», направляемых в ПМПК с целью уточнения диагноза» (март). | Подготовлены характеристики. |
2013 | 10. Совместный консилиум с педагогами СКШОУ № 82, СКОУ школа № 38 . Доклад: «Характеристика готовности к обучению в 1 классе воспитанников группы «Василек». | Подготовлены материалы психолого - медико-педагогического сопровождения. |
2013 | 11. . Итоги работы группы «Василек» в 2012-2013 уч.г. (май). | Подготовлены характеристики по итогам учебного года. |
6.4. Работа над методической темой:
6.5. Участие в педагогических советах:
Педагогический совет | Форма участия | Тема выступления | Дата |
Семинар для педагогов по проблемам адаптации детей с ОВЗ МДОУ детский сад № 209 (протокол № 3) | Доклад | «Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду». | 03.10.2012г. |
Педагогический совет МДОУ детский сад № 209 (протокол № 4). | Отчет – презентация | «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ». | 29.11.2012г. |
6.6. Участие в городских методических объединениях, педмарафонах и др.:
2011 – 2012 учебный год:
- участие в качестве слушателя в городском методическом объединении учителей-дефектологов по теме «Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» (29.11.2011 г. д/с №47);
- участие в городском методическом объединении учителей-дефектологов. Выступление с докладом – презентацией на тему «Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости» (24.04.2012г. д/с №209).
2012 – 2013 учебный год:
- участие в качестве слушателя в городском методическом объединении учителей – дефектологов по теме «Использование ИКТ в работе с детьми с ЗПР» (МДОУ детский сад №78, 27.02.2013г);
- участие в качестве слушателя на семинаре – практикуме в рамках программы «Педагогический марафон – 2013» по теме « Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе ДОУ (МДОУ детский сад № 212, 06.03.2013г.);
- участие в городском методическом объединении учителей-дефектологов. Выступление с докладом – презентацией на тему «Условия психологически комфортного пребывания ребёнка с ОВЗ в детском саду» (24.04.2013г. д/с №209) .
- участие в качестве слушателя на четвертой международной научно – практической конференции «Актуальные проблемы образования и общества» (Московский социально – гуманитарный институт, 24 мая 2013 года).
7. Обобщение и распространение опыта:
7.1. Презентация опыта на различных уровнях:
Форма | Уровень | Тема | Дата проведения |
Открытое занятие | Внутри учреждения для педагогов и студентов дефектологического факультета ЯГПУ. | Образовательная область: познание (сенсорное развитие) «Сличение цвета и формы». | Апрель 2009г. |
Открытое занятие | Внутри учреждения для педагогов и студентов дефектологического факультета ЯГПУ | Образовательная область: коммуникация (развитие речи и театрализованная деятельность). «Сказка Репка». | Апрель 2009г. |
Открытое занятие | Внутри учреждения для педагогов и студентов дефектологического факультета ЯРГУ. | Образовательная область: познание (социальное развитие и ознакомление с окружающим) «Части тела и лица». | Апрель 2009г. |
Открытое занятие | Внутри учреждения для педагогов и воспитателей | Образовательная область: познание (социальное развитие и ознакомление с окружающим) «Город профессий». | Апрель 2012г. |
Открытое занятие | Внутри учреждения для педагогов и воспитателей | Образовательная область: познание (социальное развитие и ознакомление с окружающим) «Овощи и фрукты» ( с использованием ИКТ). | Март 2013 г. |
7.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне:
Уровень | Название публикации | Выходные данные | ||
Место издания, гриф | Название издательства | Год издания | ||
Международный | «Сравнительный анализ психического развития детей дошкольного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости». | Ярославль Министерство образования и науки РФ | Типография ЯГПУ Ярославль | 2009 |
Международный | «Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду». | Ярославль Министерство образования и науки РФ | Типография ЯГПУ Ярославль Сборник готовится к печати | 2013 |
Международный | «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности детей с ОВЗ». | Ярославль Министерство образования и науки РФ | Типография ЯГПУ Ярославль Сборник готовится к печати | 2013 |
8. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.
Уровень | Наименование | Результат | Электронный адрес |
Международный | Социальная сеть работников образования nsportal. ru Сайт учителя – дефектолога Беркович Анны Олеговны | Публикаций - 12 | «http://nsportal.ru/berkovich-anna» |
В 2009 году являлась руководителем педагогической практики студентов дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология».
В настоящее время первый год работаю в группе детей со сложными дефектами (легкая и умеренная умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями (гидроцефалия, атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.).
9. Перспективные направления работы:
- разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами;
- разработка программы формирования графомоторных навыков с помощью нетрадиционных методов обучения (дигитайзер);
- разработка дополнительных параметров к критериям психолого - педагогической диагностики дошкольников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;
- разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;
- изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами;
- оснащение кабинета учителя – дефектолога современными техническими средствами обучения и воспитания.
25 октября 2013 года __________________________
/подпись аттестуемого/
ФИО педагога
Руководитель образовательного
учреждения __________________________
/подпись руководителя ОУ/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога
Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...
Систематизация материала логопедических рекомендаций для закрепления дома полученных знаний и умений. Из опыта работы учителей-логопедов МДОУ д/с №3 г. Можайска (учитель-логопед Новосёлова Ю.И)
Рекомендации по ведению папок с домашними заданиями...
Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)".
Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)"....
Отчет руководителя творческой группы учителей-дефектологов о проделанной работе в рамках ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов
Отчет руковидителя творческой группы...
Самоанализ учителя-дефектолога
Самонализ...
Рекомендация для родителей от учителя-дефектолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида №26» Кулешовой Н.Ю. ИГРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФР
Данные рекомендации предназначены для родителей и педагогов. Здесь предлагается в игровой форме знакомить детей с цифрам и учить запоминать их....