Методика использования средств ИКТ при изучении отдельных тем и разделов в математике.
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)
На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю для успешного проведения компьютерного урока приходится решать следующие задачи:
- дидактическая (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа);
- методическая (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
- организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);
- учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика использования средств ИКТ при изучении отдельных тем и разделов в математике. | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорн Лариса Николаевна, учитель математики
МБОУ «Лицей № 16 при УлГТУ имени Юрия Юрьевича Медведкова
города Димитровграда Ульяновской области»
Методика использования средств ИКТ при изучении
отдельных тем и разделов в математике.
На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю для успешного проведения компьютерного урока приходится решать следующие задачи:
- дидактическая (подготовка учебного материала урока, конкретная компьютерная программа);
- методическая (определить методы использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
- организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);
- учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
Исходя из вышеперечисленных задач, можно сказать, что методика подготовки уроков с использованием компьютерных программ включает в себя следующие этапы:
- постановка задачи учителем;
- самостоятельная работа по разработке компьютерной программы;
- использование подготовленной программы на уроках;
- внедрение программы для самостоятельной работы учащихся во
внеурочное время.
Примером такой работы может служить комплекс тренингово-контролирующих программ по алгебре (электронный учебник-справочник Алгебра 7-11 класс), по геометрии (Живая геометрия).
Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование компьютера на уроках математики экономит время, повышает эффективность учебно-познавательного процесса.
Рассмотрим примеры использования ИКТ на отдельных этапах урока.
При фронтальной работе на уроке возможности компьютера очень велики. Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в классе, можно сочетать с применением компьютера:
- проверку и самопроверку диктанта либо домашней работы можно быстро
сделать, показав ответы на экране;
- во время работы по изучению нового материала с помощью компьютера
можно показывать грамотное оформление задачи;
- во время подготовки к самостоятельной работе и при ее проведении также
можно использовать компьютер; показать на экране образцы решения
задач.
Рассмотрим разработку одного из уроков математики с использованием компьютера. Этот урок проводился в конце изучения темы "Квадратичная функция" по алгебре в девятом классе. Подготовка к этому уроку началась практически в начале изучения данной темы. На первом из уроков перед учащимися была поставлена проблемная задача: "Проанализировать содержание изучаемой темы и выявить основные аспекты ее практического применения". Для решения данной задачи учащиеся образовали четыре группы по 4-5 человек. Первая группа занялась подбором устного материала, вторая собирала упражнения практического характера, третья группа высказала желание подготовить тестовые задания и четвертая стала работать над созданием слайд - фильма. Урок проходит в несколько этапов.
1 этап - мотивационный.
На экране проектора один из учащихся показывает портрет Н.И. Лобачевского, при этом у учащихся возникает вопрос: "Какое отношение этот ученый имеет к уроку?". Ответ на поставленный вопрос дает ученик, сидящий за компьютером, сопровождая свой доклад показом собранного материала. Далее учитель проговаривает тему урока, которую учащиеся записывают в тетради, проговаривает цели и этапы урока, что сопровождается показом на экране компьютера. После этого показывается слайд, на котором ребята читают основную мысль любого познания "Изучай все не ради тщеславия, а ради практической пользы".
2 этап - разминка.
Этот этап урока проводит группа ребят, которая работала над подбором устных упражнений по теме. Они сами формулируют цели этого этапа и задают задания:
1. Найдите значение функции у = 3х*х-1 при х = 1; х = 0; х =-1.
2. Какова область определения функций: у = (2х)/(х-11); у = |х|; у = корень |x|.
3. Найдите нули функции: а) у(х) = 2х - 4; б) у(х) = (х+1) (х-3).
4. По готовым рисункам установите соответствие между графиком и уравнением квадратичной функции, назовите координаты вершины параболы: а) у = (х-1) (х-1); б) у = -х*х+3; в) у = (х+1) (х+1)-2.
3 этап - практический.
Учащиеся по желанию у доски остальные в тетрадях решают неравенства, заранее приготовленные на доске, поясняя решение по мере выполнения задания.
1. Решите методом интервалов: х (х+3) (7-х)<0 ; х*х-25>0; (х-1)/(2-х)<0.
2. Решите графически: х*х-6х+12<0; -х*х + 4х - 4>0.
4 этап - развивающий.
Учащиеся под руководством учителя проговаривают этапы решения следующего задания:
Найдите область определения функции У= корень(2(х+6)(х-1)/(х-2)).
Решение данного примера сопровождается показом слайд-фильма.
5 этап. Подведение итогов урока и оценивание ответов обучающихся.
6 этап. Домашнее задание показано на мониторе и подобрано с учетом дифференцированного подхода к знаниям учащихся. Учитель сделал комментарий по выполнению домашнего задания. В конце урока ребята поделились своими мнениями об уроке и изъявили желание продолжить работу в созданных группах по подбору материала к урокам, созданию презентаций.
При использовании данной технологии обучения на уроке математики обучающиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, самостоятельно добывают новые знания, учатся пользоваться уже приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают свои коммуникативные умения, работая в различных группах и сотрудничая с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использование технологической карты в изучении географического положения материков в 7 классе
Использование технологической карты на уроках географии в 7 классе при изучении темы " Географическое положение материка" намного оживляет и ускоряет учебный процесс.Она помогает управлять позна...
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Задача учителя состоит в том, чтобы создать все условия для того, чтобы ученики получили успешный опыт применения теоретических знаний на практике и осмыслили его. В помощь ему современные технологии ...
Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии по теме: «Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера. Подготовила: Елькина Вера Михайловна учитель МАОУСОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера...
Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии
Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...
Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках математики основной школы
Из опыта работы...
Проектная методика как средство повышения мотивации изучения иностранных языков.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода и повышение мотивации, наиболее характерна проектная методика об...