Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»
материал по технологии по теме
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии по теме: «Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo_uchiteley_tekhnologii.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
учителя технологии МОУ СОШ №21
Герасимова Алексея Викторовича
на городском методическом объединении
учителей технологии
по теме:
«Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»»
05.11.2013г.
Новые подходы к изучению отдельных разделов курса «Технология»
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная школа должна подготовить новые поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях лавинообразного проникновения новых технологий во все сферы производства. Все настоятельнее поднимается вопрос о необходимости высшего образования для специалистов рабочих профессий.
Ученые предсказывают, что ХХI век станет веком науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия. Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно - научное просвещение. Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
1) сформировать у учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
2) помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
3) стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.
Информационные технологии в трудовом обучении школьников.
Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия. Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определённое научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией. Таким образом, существует двоякая трактовка понятия "информационная технология”: как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
По результатам последнего международного тестирования 15-летних подростков PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), выяснилось, что школьники не умеют:
а) распознавать практические задачи;
б) формулировать их;
в) переводить проблемы в формат задач;
г) соотносить их с контекстом полученных знаний;
д) анализировать и оценивать результаты.
Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи "по образцу”.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса "Технический труд” является:
- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
- развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере;
- развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности;
- обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей.
Компьютерные технологии основаны на идеях программированного обучения и включают использование таких современных возможностей компьютера, как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации, тестирование. Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в трёх вариантах:
• как "проникающая” технология (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов);
• как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
• как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.
В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности, в разработке и создании проектов. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста, инженера, конструктора и пр. в виртуальной форме.
В организации исследовательской деятельности учащихся с применением компьютерных ресурсов наиболее целесообразным является Internet, обладающий огромным информационным потенциалом. Однако проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации во многом зависят от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). И это умение необходимо развивать.
В организации исследовательской деятельности ресурсы Internet могут быть использованы как:
- источник получения информации;
- способ общения с партнёрами, единомышленниками;
- инструмент участия в сетевых проектах.
По мере развития телекоммуникаций и создания глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний и проведения исследовательских работ. Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источника информации:
- базовая информация на серверах сети;
- оперативная информация, пересылаемая по электронной почте;
- разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев;
- информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet– сайты.
С операционной системой Windows в сфере обучения открылись новые возможности. Например, программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:
- графические редакторы дают возможность создать рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.
- текстовые редакторы позволяют написать реферат по теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;
- электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по различным видам обработки древесины и металла, народным промыслам, фольклору и пр.;
- их удобно применять для создания схем и рисунков при выполнении резьбы по дереву;
- программы Power Point, Adobe PhotoShop предназначены для создания презентации по самостоятельно выполненному учащимся творческому проекту;
- программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или к внеклассному мероприятию.
Учитель может составить своё тематическое планирование таким образом, чтобы включить в разделы или темы использование компьютера, мультимедиа и Internet-технологий, а также разнообразных видео уроков по предмету, мультимедийных инструкций и технологических карт.
При использовании информационных технологий в процессе трудового обучения повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают и определённое воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении. В кругу многообразных факторов и отношений, сопровождающих внедрение компьютерной техники в сферу образования, центральным является отношение "человек – компьютер”.
Глобальность и многоаспектность этой проблемы вынуждают проводить исследования всех многосторонних связей учащихся с компьютером. Однако главное, что надо помнить учителю - любой компьютер сегодня всего лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности, передача информации сама по себе ещё не обеспечивает передачи знаний, культуры. Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной учебной информации, которая поможет учащемуся и учителю достичь запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии.
Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии. Сегодня мы уже вплотную подходим к тому времени, когда на повестку дня встаёт вопрос о создании новой модели школы, соответст...
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
Методика изучения отдельных тем курса "Физика"
Реферат по заданной теме, освещающий некоторые методические аспекты в преподавании физики в средней школе....
Методическая разработка на тему: Совершенствование познавательных процессов при изучении различных разделов курса ОБЖ.
Тестовые материалы для обобщения знаний учащихся по предмету...
Новые подходы в изучении иностранного языка
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того,...