Проектная методика как средство повышения мотивации изучения иностранных языков.
методическая разработка по немецкому языку

Богданова Ирина Вячеславовна

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода и повышение мотивации, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proektnaya_metodika.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова И.В.

УУИЖТ

Проектная методика как средство повышения мотивации изучения иностранных языков.

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Но как сохранить интерес учащихся к ИЯ на всем протяжении его изучения? Этот вопрос, по-прежнему,  остается актуальным и широко обсуждается в методической литературе.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация учебной деятельности предполагает развитие у студентов системы потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пополнению общих и профессиональных знаний, к овладению учебно-познавательными и профессиональными умениями.

Сложность и многогранность вопроса повышения мотивации подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются  с:

1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;

3) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;

4) использованием на уроках аудиовизуальных средств;

5) использованием личностной индивидуализации;

6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе
образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода и повышение мотивации, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.

Многие педагоги обратились к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

1) занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся; 2) учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников; 3) в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие  учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится  равноправным партнером и консультантом; 4) в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося:  прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности; 5) усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей  группе результаты своей деятельности; 6) совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее решения, если практическая – то задачей учащихся является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает использование различных умений :

- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстами разных жанров (выделить главную мысль, делить на смысловые части,  вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);

- творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения, устанавливать причинно- следственные связи);

- коммуникативные (умение начать и вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль).  

В результате изучения проблемы использования проектной методики  студентами Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта  был разработан и апробирован проект заключительного занятия по теме «Бурятия. Кругобайкальская железная дорога». Целью проектной работы явилось создание журнала и компьютерной презентации.

Деятельность по проекту осуществлялась  по следующим этапам:

1. Подготовительный. Выдвижение разных вариантов подтемы, обсуждение и обоснование каждого. Общим решением была выделена тема «Кругобайкальская железная дорога». На этом этапе определили алгоритм проведения проектной деятельности.

2.    На основном этапе студенты провели исследовательскую работу – изучали исторические предпосылки создания этой железнодорожной ветки Транссибирской магистрали, а также системы горных укреплений: тоннелей, эстакад, стенок и галерей, которые представляют интерес,  как  для историков, так и для туристов. Учащиеся объединялись в группы по поиску, систематизации и анализу фактов, по созданию иллюстраций и по оформлению журнала и  компьютерной презентации.

3.     Заключительный этап представляет собой презентацию и оценку результатов.

4.  Этап практического использования результатов работы над проектом – в качестве наглядного пособия на уроках, устной презентации по теме «Моя Родина». Данное пособие успешно систематизирует и расширяет лексические, страноведческие основы владения немецким языком в рамках данной темы, побуждает интерес у учащихся расширить свои знания о истории,  культуре народов России и Бурятии.

Проведенное исследование показало следующие результаты: проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию студентов, уровень самостоятельности учащихся и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие.


Список литературы.

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.

2. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М.   Борисова // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
3. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 11-14.

4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А.Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

5. Методические рекомендации. Планирование и организация учебного занятия: - Улан-Удэ: Методкабинет, У-УКЖДТ, 2006г.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.
7. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностр. языки (англ., нем., фр., исп.) 1-11 кл общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков

Презентация подготовлена для районного заседания метод. объединения учителей иностранных языков в августе 2013 года.Тема - "Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков" на пр...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Проектная деятельность - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения. ...

Повышение Мотивации изучения иностранного языка на примере проектной деятельности

Повышение Мотивации изучения иностранного языка на примере проектной деятельности Аннотация Осуществление проектной  деятельности - один из важных этапов в процессе обучения в условиях ...

Проектная методика как средство повышения эффективности урока иностранного языка.

Данная статья посвящена проблемам проектной методики в обучении ИЯ....