статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по теме
Задача учителя состоит в том, чтобы создать все условия для того, чтобы ученики получили успешный опыт применения теоретических знаний на практике и осмыслили его. В помощь ему современные технологии обучения учащихся, в том числе информационно-коммуникационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о применении средств ИКТ на уроках математики | 91.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Васильева Светлана Алексеевна,
преподаватель математики первой квалификационной категории ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Министерства Обороны Российской Федерации»
Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь.
(А. Эйнштейн)
Утверждение и внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) определили необходимость разработки каждым образовательным учреждением основной образовательной программы своей школы, а каждым педагогом – поиска таких методов и средств обучения, которые позволят более качественно подойти к формированию личности учащихся.[1]
Реализация ФГОС ООО на всех ступенях общего образования требует соответствующей подготовки педагогических кадров: педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС.
На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. В XXI веке актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда.[1]
Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума содержания, это стандарты, в которых предъявлены требования к результатам: предметным, метапредметным и личностным.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать все условия для того, чтобы ученики получили успешный опыт применения теоретических знаний на практике и осмыслили его. В помощь ему современные технологии обучения учащихся.
Педагогическая наука разрабатывает и имеет достаточно широкий опыт инновационных методик, внедрение которых ведет к значительному повышению качества обучения. В частности, для формирования необходимых результатов можно использовать информационно-коммуникативные технологии.[2]
Если внедрить средства информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения математики, то формирование математической компетентности учащихся будет более успешным (эффективным, качественным), что это приведет к совершенствованию обучения учащихся геометрии.
В своей работе я использую:
- электронные учебники, при работе с которыми у учащихся формируются личностные, регулятивные и, безусловно, познавательные универсальные учебные действия;
- средства практической подготовки – задачники и тренажёры, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения, сделать самостоятельную работу суворовцев более интенсивной, снять психологическую зависимость учащихся от оценки результата учебной деятельности учителем и, конечно, увеличивает объём выполненных на уроке заданий;
- мультимедийные учебные занятия, которые дают учителю возможность сделать изучение материала более наглядным, помогают в полной мере задействовать зрительно-слуховой аппарат учеников.
Таким образом, применение ИКТ позволяет привить интерес к предмету, повысить качество успеваемости, создать комфортную обстановку на уроке, сформировать математическую компетентность учащихся.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты. Тесты можно составлять с использованием Microsoft Office Power Point (презентации), Microsoft Office Excel, программы My Test. Созданные таким образом тесты удобно использовать при компьютерном тестировании в разных форматах: фронтальная и индивидуальная работа, разноуровневая работа.
На уроках геометрии мне очень нравится использовать задания по готовым чертежам, которые позволяют формировать такие универсальные учебные действия как умение анализировать, сопоставлять, выбирать наиболее эффективный способ решения (в случае многовариантности решения задачи), строить логическую цепочку рассуждений, доказывать. Например, в 7 классе при изучении темы «Признаки равенства треугольников» я использую следующие задания:
- для отработки навыка «видеть» признаки равенства треугольников: на экране картинка; задача суворовцев – определить, по какому признаку равны некоторые треугольники и доказать их равенство:
- для отработки теоретических знаний: определить верно или неверно сформулировано утверждение, например:
- В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой.(И)
- Треугольник называется равнобедренным, если у него все стороны равны.(Л)
- Если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.(Л)
- Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника и точку противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника.(И)
При выполнении таких заданий суворовцы осмысливают и анализируют предложенную информацию, делают выводы, а также объясняют товарищам свой выбор, если работа над заданием идет не в тестовом режиме, а в режиме отработки имеющихся знаний. В ситуации теста в процессе работы над этими заданиями осуществляется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют взаимопроверку или самопроверку.
При тестировании с использованием компьютера ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за это время. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут. На одно задание есть несколько вариантов ответов. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
Например, в 8 классе при изучении темы «Теорема Пифагора» я давала учащимся компьютерный тест, размещённый в системе СВУ-тест. В этом формате можно задать произвольный порядок вопросов и ответов, что позволяет говорить не об одном-двух вариантах, а об индивидуальном задании для каждого суворовца.
При выполнении таких тестов отрабатывается знание теоремы Пифагора и умение применять эту теорему в различных ситуациях, формируются такое универсальное учебное действие как умение решать задачи.
Таким образом, применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся и помогает формировать познавательные, личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Используемые ресурсы:
- Масюкова Н.Г., Пикалова О.Н.
«Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК».
Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.
http://projects.staviro.ru/attachments/
- Мусатаева И.С.
«Методика разработки и использования средств информационно-коммуникационных технологий для формирования геометрической компетентности учащихся основной школы».
http://referatwork.ru › Рефераты
- Сенаторова Л.Г.
«Формирование математической компетентности учащихся средствами ИКТ».
http://nsportal.ru/.../formirovanie-matematicheskoi-kompetentnosti-uchash...
- Кардач А.А.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики».
referats.allbest.ru/pedagogics/8700250472.html
- Проект ФГОС общее образование.
http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование средств массовой информации для успешного решения задач современного урока"
Средства массовой информвции, их роль в жизни общества, как эффективнее использовать средства массовой информации для решения задач современного урока...
Методическая разработка "Деятельностный подход как способ формирования обязательных результатов обучения на уроках математики на примере темы «Окружность"
Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих по учебнику «Геометрия 7-9» авторы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.В методической разработке представлены материалы по теме «Окружность...
Формирование личностных результатов образования на уроках математики
Статья из опыта работы по реализации ФГОС...
Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...
Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"
Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»
Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...
Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физкультуры.
В статье предлагается вариант обучения по предмету «Физическая культура», при котором акценты в учебном процессе смещены на формирование у обучающихся метапредметных результато...