Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

С.О Дрондина,

                

        Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений и навыков. Это объясняется постоянным развитием различных областей знаний и в связи с этим быстрым их устареванием[1].Поэтому современный учитель должен не только давать ученику знания, но и воспитывать у него потребность в их совершенствовании, формировать универсальные учебные действия, которые создают возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания[2].

А. К. Громцева под готовностью к самообразованию понимает овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности – мотивационным, целеполагающим (ориентировочным), процессуальным, организационным, энергетическим и оценочным[3].Для того, чтобы научить старшеклассников самостоятельно организовывать  самообразовательную деятельность, необходимо сформировать следующие умения: самостоятельно работать на уроке, работать с различными источниками информации, организовать свою домашнюю, а также познавательную работу.

Организация самостоятельной работы на уроке и дома –  важнейший этап формирования навыков самообразования. Если на уроке учитель руководит самостоятельной работой учащихся, то в домашних условиях ученики должны это делать сами. Вот здесь у большинства из них и начинаются трудности.

Бесспорно, что домашняя учебная работа должна полно удовлетворять стремления старшеклассников, их потребности, идеалы, жизненные планы. Для оказания систематического воздействия на воспитание и развитие общего и специального учебного интереса нужна разработка системы классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное и длительное выполнение [3].

Задания должны быть гибкими и вариативными, разнообразными по содержанию  и методике выполнения. Результат их выполнения должен быть представлен в различных формах: выполнение упражнений на применение усвоенной теории, составление плана, ответы на вопросы, вычленение ведущих идей. 

Работа с отдельными источниками информации – одно из главных средств формирования у учеников готовности к самообразованию. Учащийся-читатель сам организует процесс понимания читаемого с учётом своих индивидуальных особенностей.

«Хорошо понять трудный текст – это значит не просто выделить в тексте смысловые части, а, прежде всего, разрешить содержащиеся в нём смысловые трудности» [4]. Выделяют следующие компоненты умения работы с книгой:

1) вычленение ведущей идеи прочитанного

2) составление сложного плана текста

3) составление конспекта, тезисов, умение производить рабочие записи;

4) формирование отношения к прочитанному, критического его осмысление, оценки;

5) использование библиотековедческих сведений, таких как знание приёмов работы с каталогами, со словарями, умение прорабатывать литературу по теме.

Воспитание культуры слушания– не менее важное средство формирования у учеников готовности к самообразованию. Чтобы процесс слушания объяснения учителя или ответов одноклассников не был пассивным, необходимо научить школьников составлять план, вести записи.

К. В. Бардин советует учителям обучать учащихся домашней работе над сделанными в классе записями – расшифровывать их, дополнять, продумывать специальное оформление отдельных вопросов в виде таблицы, схемы, памятки и др. Полезным будет показать на примере как это делать, а после нескольких домашних заданий подвести итог – чему научились и что ещё не получается. Такая деятельность школьников чрезвычайно полезна не только для обогащения умений самостоятельной работы над содержательной стороной учебного материала, но и для воспитания той культуры работы с тетрадью, которая бывает столь необходима для самообразования[5].

Формирование организационных умений познавательной деятельности ещё одна из важных задач подготовки школьников к самообразованию.А. К. Громцева отмечает, что наметить цель своей образовательной деятельности работы, определить пути её реализации, спланировать процесс работы, умение проконтролировать результаты и согласно данным контроля наметить ход дальнейшего самообразования– вот неполный перечень действий, которыми должен овладеть каждый учащийся.

По-нашему мнению, наиболее целесообразной формой организации работы по подготовке школьников к самообразовательной деятельности являются внеклассные занятия в виде факультативного курса, так как возможности урока не позволяют в полной мере сформировать умения, необходимые для осуществления самообразовательной деятельности школьников на достаточно высоком уровне. В свою очередь, именно внеклассные занятия способствуют развитию умений самостоятельного познания школьников (а именно умение работать с книгой, умение слушать, вести запись и др.), показывают их значимость для подготовки учащихся к самообразованию.

Литература

1.. Седова Н.Е. Как стать образованным человеком, - Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во, Камчатское отделение, 1991.-224 с.
2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2005. –513с.

3.Громцева, А. К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы : методическое пособие / А. К. Громцева. – М.: Просвещение, 1983. –198 с.

4.Болтунов, А. П. Слушание и чтение в процессе обучения / А. П. Болтунов. – Л. : ЛГПИ,1975 . – 65 с.

5. Бардин,  К. В. Как научить детей учиться / К.В.Бардин. – М.: Просвещение, 2007. –144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя

В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...

Создание условий для формирования профессионально-трудовой готовности к интеграции в общество учащихся школы-интерната

Доклад в виде презентации был использован на заседании круглого стола по проблеме профориентации в коррекционной школе....

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

Концептуальные основы моделирования системы формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению

И.Н. ПронинаПедагог-психолог МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды     Теоретическое ядро концепции формирования готовности к профессио­нальному самоопределению со...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-мотивационноц готовности детей к школе

Коррекционно-педагогическая работа по формированию социально-мотивационной готовности детей 6-7 лет...

Выступление на семинаре :" Формирование способности и готовности к созидательному творчеству черех программу ВД "ТИКО-моделированиЯ"

Новая технология -тикомоделирование помогает развиватьв детях творческий потенциал, формирует основы знаний геометрии, расширяет кругозор ребенка об окружаещем мире....