Выступление на семинаре :" Формирование способности и готовности к созидательному творчеству черех программу ВД "ТИКО-моделированиЯ"
консультация
Новая технология -тикомоделирование помогает развиватьв детях творческий потенциал, формирует основы знаний геометрии, расширяет кругозор ребенка об окружаещем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование способности и готовности к созидательному творчеству через программу внеурочной деятельности «ТИКО-моделирование».
Педагог-организатор
МБОУ «СШ №18»,
г. Нижневартовска, ХМАО – ЮГРЫ Церябина Л. В.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Начальное общее образование - это первая ступень общего образования. Знания, умения и навыки, полученные в начальных классах, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка.
Внеурочная деятельность «позволяет в полной мере реализовывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования... Образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника». Переход на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться и применять на практике полученные знания. Воспитать криативную личность, которая может интерпретировать все то, что умеет в различных ситуациях и областях деятельности. Задачей педагога становится не только наглядно и доступно на занятии всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в продуктивную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Недаром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС – один из самых проблемных вопросов, как для администрации школ, так и для педагогов. Чему учить и как учить, чтобы у ребёнка было желание учиться- узнавать новое, чтобы он с радостью шел на занятия и ему было интересно. Всем известно, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается. Даже первоклассник при системном подходе к его обучению осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути и способы их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач.
Я хочу познакомить Вас с новым видом учебной и игровой деятельности -
ТИКО-моделированием! Эта новая технология находит применение
в детском саду, в школе, в группе продленного дня, в студии моделирования, в загородном лагере и дома - везде, где есть дети.
Мы поговорим о ТИКО – моделировании в начальной школе.
Конструктор ТИКО обогащает развивающую среду школы.
Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки!
Школьники моделированием игровых конструкций не ограничиваются. Они заняты серьезным делом - изучают основы геометрических понятий, конструируют объемные геометрические фигуры, узнают много нового об окружающем мире и обществе, развивают свою фантазию и творчество.
Что такое «ТИКО»? Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Это принципиально новый вид конструктора, который состоит из набора ярких плоскостных фигур-многоугольников из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. что позволяет создавать тикоконструкции, которые легко преобразуются из плоских моделей в объёмные. Конструктор имеет несколько модификаций: «ТИКО-Малыш», «ТИКО-Школьник», «ТИКО - Геометрия» и др. Конструктор изготовлен из экологически чистых, безопасных, износостойких материалов. Конструктор рекомендован для работы на уроках геометрии, математики, обучения грамоте, русского языка, технологии, окружающего мира и пр. как в начальной, так и в средней школе.
Но мало придумать и произвести конструктор, нужно знать как с ним работать. Автор технологии ТИКО-моделирования педагог из Великого Новгорода Ирина Викторовна Логинова. Эта технология как живой организм, продолжает совершенствоваться и развиваться по сей день. Нашла она распространение во многих городах нашей страны и ближнего зарубежья.
Новизна и креативность ТИКО-технологии состоит в том, что, работая как бы играя в этот конструктор, ребенок наблюдает, как плоскость становится трехмерным пространством, а непонятная развертка вдруг превращается в куб, который легкими движениями руки вновь трансформируется в плоскую фигуру. Так естественным образом, в ненавязчивой форме юные строители знакомятся с геометрией и геометрическими фигурами, причем не только простыми – прямоугольниками, треугольниками, ромбами, трапециями, но и объемными – пирамидами, кубами, призмами. Еще один существенный плюс – бесконечное число вариаций, которые получаются из простейшего набора деталей.
Включение в образовательный процесс конструктора, от которого невозможно оторваться, позволяет создать все условия для развития ребенка: для формирования его личностных качеств, его социализации, раскрытия и развития творческого потенциала, овладения навыками сотрудничества и с ровесниками, и со взрослыми.
Занятия с конструктором - это возможность к наглядному осязательному постижению геометрических тел, форм и плоскостей. Шаг за шагом, от простого плоского узора к сложным трехмерным конструкциям.
Моделирование способствуют развитию усидчивости, активизирует память, внимание, творческий склад мышления.
Конструирование может проводиться под руководством педагога т. е. пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель, но и самостоятельно-делают модели по собственным проектам.
На занятиях знакомимся с такими понятиями, как: угол, грани, ребра, вершины многогранника. В наших учебниках математики много задач такого типа: найти площадь или периметр закрашенной фигуры, используя фигуры из комплекта ТИКО, обучающиеся успешно справляются с этими задачами.
Для проведения занятий внеурочной деятельности по ТИКО-моделированию мною разработана модифицированная программа «Строим мир», которая предназначена для занятий внеурочной деятельности с учащимися 1-х классов
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов, соответствует возрастным особенностям младшего школьника и направлена на формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Занятия с «ТИКО» - Трансформируемым Игровым Конструктором для Обучения позволяют системно формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные, зрительные и математические (геометрические) представления.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
-формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
-развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
-овладение навыками пространственного ориентирования;
-вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
-развитие воображения, умения фантазировать.
Педагогическая целесообразность образовательной программы внеурочной деятельности «ТИКО-моделирования» обусловлена важностью создания условий для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Творчество через игру, конструирование и обучение».
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность обучающихся и педагога, обучающихся друг с другом. Программа позволяет научить детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие метапредметных компетентностей обучающихся и формирование универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Структура программы
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование» | Модуль «Объемное моделирование» | |
Цель: | исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. | исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. |
Задачи: | совершенствование навыков классификации; обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа; развитие комбинаторных способностей; развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; изучение и конструирование различных видов многоугольников; исследование «периметра» многоугольников; овладение навыками пространственного ориентирования; обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта; обучение различным видам конструирования. | формирование целостного восприятия предмета; выделение многогранников из предметной среды окружающего мира; изучение и конструирование различных видов многогранников; усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности; развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме; освоение проектной деятельности. |
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Тематика, предлагаемая для плоскостного проектного конструирования, расширяет кругозор и представляет спектр интересов человека и его деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач, ребенок расширял свой кругозор. Так, например, при изучении темы « Здания» дети строят старинные замки, крепости или какое-либо здание родного города. Для изучения пропорции выбраны такие темы, как «Животные», «Мебель», «Транспорт». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, учащиеся узнают много интересного о транспорте, животном мире, истории, архитектуре и т.д. Модули настоящей программы базируются на материале общеобразовательных предметов: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.
Программа «ТИКО-моделирование» обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях является метод проектов. На первом этапе знакомства с проектной деятельностью рекомендуется организация и проведение краткосрочных индивидуальных, парных или групповых проектов продолжительностью в одно занятие. Важно, что дети сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности. Занятие состоит из нескольких частей, каждая решает свои задачи. Так во вводной части, использую загадки, чтение стихотворения, проблемные вопросы. Следующая часть- «Мозговой штурм». Тут ребятам предлагаются задания на замещение ТИКО-фигур, слуховые диктанты, упражнения «Дополни схему», «Исправь ошибку», «Нарисуй схему», «Составь узор», дидактические игры на узнавание фигур. Далее идет исследовательская часть, в которой дети получают информацию о том объекте, который предстоит смоделировать. Рассматривают поделку, фотографии поделки, схему. Составляют алгоритм работы и критерии, предъявляемые к конструкции. Затем практическая часть-изготовление ТИКО-модели. Заключительная часть- рассматриваем работы, оцениваем их, делаем фото на память. Первые три человека выполнившие поделку отвечающую всем требованиям получают звание «ТИКО-мастер».
Особенно любимо ребятами конструирование по замыслу. По сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. По мере усвоения учащимися проектных умений и навыков конструкторская проектная деятельность усложняется: дети на практике видят и применяют способы трансформации моделей от плоскостных к объемным, от простых к сложным. от монохромных к эстетически выдержанным изделиям. На практике понимают приемы инженерных расчетов. Организуются проекты средней продолжительности, проводится комплекс из 2-3 занятий по заданной теме.
Моделирование по теме – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданной цели. Такие тематические модули состоят уже из 4-6 занятий.
Можно использовать следующие критерии оценивания проектов, ТИКО – изобретений:
- Конструктивные особенности: техническая сложность, устойчивость, подвижность; узнаваемость.
- Художественное оформление: красочность, симметричность узора.
- Функциональность: возможность использования ребёнком в игре, возможность применения в быту.
- Оригинальность.
Разнообразие ТИКО-конструкций предполагает применение различных форм работы с учащимися на занятиях. Изготовление конструкций средней и высокой сложности более продуктивно в парах, в группах. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы.
Особенность конструкторских проектов заключается в обеспечении высокого уровня мотивации учащихся на всех этапах реализации проекта, стремление к успеху. По итогам проведённых проектов проводится выставок ТИКО-поделок. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу. Особая роль в учебном процессе отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы, особенно первоклассников.
Каждое занятие сопровождается презентацией. Применение интерактивных обучающих средств способствует активизации познавательного интереса и повышению мотивации. Во время разборки тико-конструкции, детям предлагается видео фильм, мультфильм или его часть (5-7 мин.) по теме занятия, что служит естественным процессом интеграции знаний в повседневную действительность, как бы размывая границы между занятием и игрой.
Фотографии с выставки работ детей выкладываются в родительские чаты, что позволяет привлечь внимание родителей к данному виду деятельности. В качестве стимула и создания мотивационных условий в конце учебного года ребятам вручаются «Удостоверения тико-изобретателя» и грамоты за самые лучшие работы. После каждого проекта организуются выставки – презентации ТИКО-поделок.
Показатели результативности реализации программы Первый опыт ведения внеурочных занятий «Строим мир» -ТИКО - конструирование, позволил сделать вывод об эффективности программы. Первоклассники, освоившие курс ТИКО - конструирования, легче адаптируются к обучению в последующих классах, в условиях новой образовательной среды, поскольку при работе с конструктором очень хорошо развивается моторика мелких мышц кистей рук, что позволяет на порядок быстрее осваивать написание букв; улучшаются различные познавательные процессы. Проведение тестовых заданий показывает, что если первоклассники, придя в первый класс, различают всего 4-5 геометрических фигур, то к концу учебного года они: свободно владеют 12-15 геометрическими фигурами-блоками, умеют произвести операции по замещению одних фигур другими, более мелкими, прекрасно читают и преобразуют схему построения конструкций, видят ошибки в схемах и могут их исправить, достаточно быстро определяют количество деталей для работы, что является пропедевтикой знаний по курсу геометрии.
Таким образом, программа внеурочной деятельности «ТИКО –моделирование» является эффективной. Из вышесказанного можно сделать вывод, что работа с конструктором ТИКО позволяет создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Надеюсь, что представленные материалы помогут педагогам углубить представления о возможностях использования метода проектов в интеграции с методикой ТИКО – моделирования в начальной школе и активизируют внедрение этого эффективного подхода в образовательную практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...
Выступление на семинаре для учителей-дефектологов. "Создание условий для успешной реализации программы работы с младшими школьниками с дефицитом внимания".
Методические приемы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с дефицитом внимания....
2019 г. Выступление на семинаре "Формирование основ финансовой грамотности"
В процессе развитии иноязычной коммуникативной компетенции обязательно формируются основы финансовой грамотности, необходимые учащимся в современном мире для успешной социализации....
Основное назначение иностранного языка - формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Основное назначение иностранного языка - формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка....
Презентация выступления на семинаре "Формирование субъектной позиции у обучающихся"
Формирование субъектной позиции у обучающихся...
Презентация к выступлению на семинаре "Формирование смыслового чтения на уроках"
quot;Готовим к уроку задания с элементами смыслового чтения" - это презентация для выступления на семинаре педагогов математики, информатики и физики....
Выступление на тему: «Направление работы по формированию у обучающихся готовности к сдаче норм ГТО».
Выступление на тему: «Направление работы по формированию у обучающихся готовности к сдаче норм ГТО»...