Здоровьесберегающие технологии в обучнии детей с ОВЗ
статья

Гутникова Ирина Владимировна

При обучении детей с ОВЗ необходима систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Проблема сохранения здоровья для детей с ограниченными возможностями очень важна. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или каких-то физических дефектов».     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

     Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

     Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, включает в себя:

•        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

•        рациональная   организация   учебного   процесса (в   соответствии   с возрастными, половыми, индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);

•        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;

•        необходимый, достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

     Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Никитой Константиновичем Смирновым.

     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем ребёнка, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации специалистов по ОТ подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. 

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

В работе учителя-предменика здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

     Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы;
4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.

     К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.  

     Очень важно при работе с детьми с нарушением зрения особое внимание уделять профилактике зрительного утомления и нарушения зрения. Зрительное утомление зависит от множества причин. Наиболее характерно наступление быстрого утомления при чтении и особенно при письме, а также при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии. Необходимо регулярно проводить занятия по профилактике зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного с использованием тренажера.

     В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции  по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

7) позы учащихся, чередование поз;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минуте урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

9) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) психологический климат на уроке;

12) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, занимательных рассказов;  

13) темп и особенности окончания урока:

-     спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.

                 Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников; предупреждает переутомление учащихся на уроках; улучшает психологический климат в классе; повышает концентрацию внимания; снижает показатели заболеваемости детей и уровня их тревожности.

Литература

1.      Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

3. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...

Логопедическое развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 5 -6 лет "Путешествие в Королевство Здоровья"

Профилактическое мероприятие, направленное на формирование знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья на логопункте ДОУ....

Открытое занятие по здоровьесберегающим технологиям для детей дошкольного отделения «Путешествие в страну Здоровья»

Цели:1. Учить детей заботится о своем здоровье.2. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены.3. Побуждать детей отвечать на вопросы.4. Развивать мышление, память. Задачи:1...

Конспект занятия по математическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 6-7 лет на тему: «Бережём здоровье»

Данный конспект занятия можно использовать не только педагогам дополнительного образования, но и воспитателям детских садов....

"Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале представлены:- обоснование выбора и актуальности технологии "Игровой стретчинг";- цель и задачи ;- многообразие форм, методов, сретств, способов с детьми, родителями и пед...