Формирование читательской грамотности на уроках географии
статья

Афанасьева Галина Петровна

Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской  грамотности необходимо внедрять разнообразные новые приёмы работы с текстом, постоянно менять формы работы  для привлечения и удержания внимания учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Автор: Афанасьева Г.П., учитель физики и географии

МОУ Гильбиринская СОШ Иволгинского района

Республика Бурятия

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Одним из необходимых условий успешного обучения обучающихся  в основной школе является умение читать и понимать прочитанное. Уровень владения чтением (метапредметным умением) у многих учеников оставляет желать лучшего.

        Чаще всего чтение понимается как перевод букв в звуки и слова, а умение читать  всего лишь как чтение вслух. Возникает вопрос: что такое «смысловое чтение»? Как научить ребенка читать и понимать смысл прочитанного?

Необходимость навыков работы с текстом важна в школе на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличается от других огромным потоком информации и сведений. В учебниках географии есть тексты сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями)

Сплошные тексты

Несплошные тексты

описание  

повествование  

объяснение (определение, толкование)

аргументация (комментарий, научное обоснование)

инструкция (указание к выполнению работы, правило).

Графики

диаграммы

статистические таблицы

карты

картосхемы

Правильная организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник – это не самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное. Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской  грамотности,  необходимо, чтобы учащиеся освоили разнообразные  приёмы работы с текстом.

Для пятиклассников очень важно научиться понимать прочитанное. С первых уроков географии я работаю с учащимися на уроках с текстами и использую первый уровень читательского умения: прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Далее уровень  заданий по формированию читательской грамотности усложняется и используется прием преобразование текстовой информации в другие формы – здесь необходимо «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод. 5-6 классу сначала сделать это сложно и я даю им признаки или вопросы для сравнения.

Также очень хорошо работает прием составление заданий на «опережение времени», т.е. направленных на развитие логики и фантазии одновременно. Например, предположить, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет

При работе с текстом использую «Тонкие» и «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана:

Кто? Что?

Когда?

«Толстые»        вопросы        –        это        вопросы,        требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:

Объясните, почему…? Почему, вы так думаете? В чём различие?

Верно ли?

Предположите, что будет, если…?

Еще в 5-6 классах хорошо работает прием Восстановление текста

Пример: Море — это часть океана, отделённая от него ____________ и ____________, отличающаяся от океана _________________ и ___________. Залив — это часть _________ пространства, ____________ вдающаяся в ____________.

Разберем мой урок: Малые тела Солнечной системы, 5 класс.

Первый этап  урока: актуализация знаний по теме Солнечная система (вопросы, загадки о планетах). Сразу создается проблемная ситуация в виде загадок о малых телах Солнечной системы.

Второй этап урока: целеполагание – учащиеся сами определяют цель урока.

Третий этап урока: первичное усвоение новых знаний. На данном этапе учащиеся при работе с текстом учебника не только записывают определения, но и обозначают на схеме пояс астероидов, завершают рисунок кометы и подписывают её составные части.

Далее мы применяем прием преобразование текстовой информации в табличную форму для двух разных тел с наводящими вопросами.

Во второй половине урока учащиеся работают с текстом используя первый уровень читательского умения: прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Четвертый этап урока: первичное закрепление материала – учащиеся отвечают на вопросы

Пятый этап урока: рефлексия (подчеркни фразу в каждом столбце и поставь себе оценку) Такой прием хорошо срабатывает когда идет групповая работа, группа ставит оценку каждому члену по степени его участия(она обычно объективная).

Далее домашнее задание: здесь используем прием «опережение времени», отвечая на какой - либо из этих вопросов учащиеся фантазируют, преображают действительность, иногда можно услышать целые рассказы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы формирования читательской грамотности на уроках географии

Слайд 2

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Сформировать читательскую грамотность на конкретном уроке ( предмете), это значит активно, целенаправленно и конструктивно использовать чтение в разных ситуациях и для разных целей . Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Ян Амос Коменский .

Слайд 3

Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности . При изучении географии читательская грамотность совершенствуется. На уроках географии учащиеся закрепляют умение работать с информацией, представленной в словесном и в графическом виде.

Слайд 4

Для формирования читательской грамотности на уроках географии используются: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения. Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 5

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от этой цели, извлечение необходимой информации.

Слайд 6

Работа с текстом на уроках географии Читательская грамотность на уроках географии формируется не только через тексты сплошные ( без визуальных изображений) . Особое место занимают несплошные (с визуальными изображениями) тексты.

Слайд 7

Читательские умения на уроках географии с текстом Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста ( н ахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника ) Например, география ,9 класс тема «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Вопрос после параграфа: От чего зависит себестоимость продукции животноводства?

Слайд 8

Второе читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста Устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, отличать главное от второстепенного. География, 7 класс тема «Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах»

Слайд 9

Третье читательское умение: осмыслить и оценить сообщения текста. Размышление об информации, сообщенной в тексте, предполагает диалог читателя с автором текста. Поняв авторскую позицию, читатель может с ней согласиться или не согласиться, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте . География, 9 класс тема « Лесной комплекс Р оссийской Федерации»

Слайд 10

Задания с использованием несплошных текстов на уроках географии Изучение географии во многом основано на работе с несплошными текстами. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы по особому, содержат свои формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшим текстом при изучении географии является географическая карта

Слайд 11

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С° АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С° САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С° С САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С° САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Слайд 14

Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений: различать сплошные и несплошные тексты; читать несплошной текст; переводить информацию в другие кодовые формы; самостоятельно создавать и оформлять текст; оценивать предлагаемые и созданные тексты.

Слайд 15

Чтобы оценить уровень читательской грамотности своих учеников, учителю нужно формулировать задания разного уровня, в том числе нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть практические проблемы или вопросы. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Слайд 16

Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим меняется структура и форматы текстов .

Слайд 17

Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках. При формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции.

Слайд 18

Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы ребёнок научился самостоятельно учиться и всем было бы интересно и познавательно.

Слайд 19

Проблемы реализации читательской грамотности на уроках Трудности в использовании заданий в первую очередь связаны с ограниченным количеством часов географии в неделю. Учащимся трудно работать с предлагаемой информацией. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий.

Слайд 20

Пути решения: Реализация читательской грамотности на уроках географии Разнообразить структуру заданий через творческое осмысление. Вербальное восприятие письменной речи проводить через оформление презентаций. Разрабатывать задания с использованием несплошных текстов : аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Формирование читательской грамотности на уроках географии

В представлении опыта по формированию функциональной грамотности  рассмотрены практические  подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена знач...

«Формирование читательской грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование читательской грамотности на уроках географии»...