Формирование читательской грамотности на уроках географии
статья
Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской грамотности необходимо внедрять разнообразные новые приёмы работы с текстом, постоянно менять формы работы для привлечения и удержания внимания учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Автор: Афанасьева Г.П., учитель физики и географии
МОУ Гильбиринская СОШ Иволгинского района
Республика Бурятия
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Одним из необходимых условий успешного обучения обучающихся в основной школе является умение читать и понимать прочитанное. Уровень владения чтением (метапредметным умением) у многих учеников оставляет желать лучшего.
Чаще всего чтение понимается как перевод букв в звуки и слова, а умение читать всего лишь как чтение вслух. Возникает вопрос: что такое «смысловое чтение»? Как научить ребенка читать и понимать смысл прочитанного?
Необходимость навыков работы с текстом важна в школе на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличается от других огромным потоком информации и сведений. В учебниках географии есть тексты сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями)
Сплошные тексты | Несплошные тексты |
описание повествование объяснение (определение, толкование) аргументация (комментарий, научное обоснование) инструкция (указание к выполнению работы, правило). | Графики диаграммы статистические таблицы карты картосхемы |
Правильная организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник – это не самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное. Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской грамотности, необходимо, чтобы учащиеся освоили разнообразные приёмы работы с текстом.
Для пятиклассников очень важно научиться понимать прочитанное. С первых уроков географии я работаю с учащимися на уроках с текстами и использую первый уровень читательского умения: прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Далее уровень заданий по формированию читательской грамотности усложняется и используется прием преобразование текстовой информации в другие формы – здесь необходимо «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод. 5-6 классу сначала сделать это сложно и я даю им признаки или вопросы для сравнения.
Также очень хорошо работает прием составление заданий на «опережение времени», т.е. направленных на развитие логики и фантазии одновременно. Например, предположить, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет
При работе с текстом использую «Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана:
Кто? Что?
Когда?
«Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:
Объясните, почему…? Почему, вы так думаете? В чём различие?
Верно ли?
Предположите, что будет, если…?
Еще в 5-6 классах хорошо работает прием Восстановление текста
Пример: Море — это часть океана, отделённая от него ____________ и ____________, отличающаяся от океана _________________ и ___________. Залив — это часть _________ пространства, ____________ вдающаяся в ____________.
Разберем мой урок: Малые тела Солнечной системы, 5 класс.
Первый этап урока: актуализация знаний по теме Солнечная система (вопросы, загадки о планетах). Сразу создается проблемная ситуация в виде загадок о малых телах Солнечной системы.
Второй этап урока: целеполагание – учащиеся сами определяют цель урока.
Третий этап урока: первичное усвоение новых знаний. На данном этапе учащиеся при работе с текстом учебника не только записывают определения, но и обозначают на схеме пояс астероидов, завершают рисунок кометы и подписывают её составные части.
Далее мы применяем прием преобразование текстовой информации в табличную форму для двух разных тел с наводящими вопросами.
Во второй половине урока учащиеся работают с текстом используя первый уровень читательского умения: прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Четвертый этап урока: первичное закрепление материала – учащиеся отвечают на вопросы
Пятый этап урока: рефлексия (подчеркни фразу в каждом столбце и поставь себе оценку) Такой прием хорошо срабатывает когда идет групповая работа, группа ставит оценку каждому члену по степени его участия(она обычно объективная).
Далее домашнее задание: здесь используем прием «опережение времени», отвечая на какой - либо из этих вопросов учащиеся фантазируют, преображают действительность, иногда можно услышать целые рассказы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Сформировать читательскую грамотность на конкретном уроке ( предмете), это значит активно, целенаправленно и конструктивно использовать чтение в разных ситуациях и для разных целей . Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Ян Амос Коменский .
Формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности . При изучении географии читательская грамотность совершенствуется. На уроках географии учащиеся закрепляют умение работать с информацией, представленной в словесном и в графическом виде.
Для формирования читательской грамотности на уроках географии используются: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения. Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от этой цели, извлечение необходимой информации.
Работа с текстом на уроках географии Читательская грамотность на уроках географии формируется не только через тексты сплошные ( без визуальных изображений) . Особое место занимают несплошные (с визуальными изображениями) тексты.
Читательские умения на уроках географии с текстом Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста ( н ахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника ) Например, география ,9 класс тема «Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Вопрос после параграфа: От чего зависит себестоимость продукции животноводства?
Второе читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста Устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, отличать главное от второстепенного. География, 7 класс тема «Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах»
Третье читательское умение: осмыслить и оценить сообщения текста. Размышление об информации, сообщенной в тексте, предполагает диалог читателя с автором текста. Поняв авторскую позицию, читатель может с ней согласиться или не согласиться, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте . География, 9 класс тема « Лесной комплекс Р оссийской Федерации»
Задания с использованием несплошных текстов на уроках географии Изучение географии во многом основано на работе с несплошными текстами. Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы по особому, содержат свои формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшим текстом при изучении географии является географическая карта
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С° АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С° САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С° С САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С° САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений: различать сплошные и несплошные тексты; читать несплошной текст; переводить информацию в другие кодовые формы; самостоятельно создавать и оформлять текст; оценивать предлагаемые и созданные тексты.
Чтобы оценить уровень читательской грамотности своих учеников, учителю нужно формулировать задания разного уровня, в том числе нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть практические проблемы или вопросы. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Современное понимание грамотности чтения изменяется, необходимые в образовательной деятельности умения чтения 20 лет назад отличаются от современных. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов, в связи с этим меняется структура и форматы текстов .
Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Новые формы чтения требуют умений, участвующих в основных процессах чтения, таких как «беглое» чтение, толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов. А также умения анализа, синтеза, интеграции и интерпретации информации. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках. При формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции.
Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы ребёнок научился самостоятельно учиться и всем было бы интересно и познавательно.
Проблемы реализации читательской грамотности на уроках Трудности в использовании заданий в первую очередь связаны с ограниченным количеством часов географии в неделю. Учащимся трудно работать с предлагаемой информацией. Применение сформированных у школьников предметных умений затруднено тем, что, решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий.
Пути решения: Реализация читательской грамотности на уроках географии Разнообразить структуру заданий через творческое осмысление. Вербальное восприятие письменной речи проводить через оформление презентаций. Разрабатывать задания с использованием несплошных текстов : аналитические, информационные, позиционные, интерпретационные. Правильно подбирать текстовый материал, чтобы он нес в себе воспитательный характер, связь с жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....
Формирование читательской грамотности на уроках географии и биологии
Материал к методическом семинару...
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...
Формирование читательской грамотности на уроках географии
В представлении опыта по формированию функциональной грамотности рассмотрены практические подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена знач...
«Формирование читательской грамотности на уроках географии»
laquo;Формирование читательской грамотности на уроках географии»...