Формирование читательской грамотности на уроках географии
учебно-методический материал по географии (6, 7, 8, 9 класс)

В представлении опыта по формированию функциональной грамотности  рассмотрены практические  подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена значимость функциональной грамотности для развития личности в условиях изменений современного общества. Описана педагогическая работа  и ее результаты на примере ( результатов ЕГЭ по предмету ), Определена роль комплексной и систематической работы по данному направлению.

Ключевые слова: функциональная грамотность, учащийся , деятельностный подход, компетенции, компетентностный подход.

При формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках. Главной задачей педагога является помощь в становлении личности ребенка, создание для этого благоприятной среды, для успешного формирования функциональной грамотности. Правильно организованный учебный процесс, приносящий удовлетворение и обучающимся, и учителю, обеспечивает успешную работу в этом направлении. Чтобы существовал урок классно-урочной системы, которая имеет место быть, необходимо грамотно и шаг за шагом вводить современные техники. На уроках всегда необходимо создавать условия для творчества, сотрудничества учеников и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   

 Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии.

Учитель географии: Ширина Ольга Сергеевна


«Усть-Пустынская средняя общеобразовательная школа»-филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа» Краснощековского района Алтайского края

В рамках обновления Государственного общеобразовательного  стандарта образования  развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому передо мной, как перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, но мне хотелось бы сделать акцент на формировании функциональной грамотности чтения.
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Что такое грамотность чтения? В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.
В методических целях удобно использовать классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они делят тексты на сплошные и не сплошные.

Для предмета  географии это особо актуально, так как он отличается от других огромным потоком информации и сведений. В учебниках географии есть тексты сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями)

Сплошные тексты

Несплошные тексты

описание  

повествование  

объяснение (определение, толкование)

аргументация (комментарий, научное обоснование)

инструкция (указание к выполнению работы, правило).

Графики

диаграммы

статистические таблицы

карты

картосхемы

Правильная организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте. Но учебник – это не самоучитель! Прочитал параграф - не значит, освоил материал! И задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, уча самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное. Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования функциональной   грамотности чтения ,  необходимо, чтобы учащиеся освоили разнообразные  приёмы работы с текстом.

 Ниже приведу примеры различных заданий, которые я предлагаю учащимся на наших уроках при работе со сплошными текстами, позволяющими развивать и проверять навыки чтения.


                                                      Задания «множественного выбора»:

1.Выберите правильные утверждения:

а) расстояние между Землей и Луной – 750 000 км

б) Венера относится к планетам земной группы

в) среднее расстояние от Земли до Солнца около 150 млн. км

г) Земля имеет форму геоида

д) Земля имеет идеальную шарообразную форму

е) Луна – спутник Меркурия

ж) Марс – вторая планета от Солнца

2.Землепроходцы, которые положили начало освоению Сибири и Дальнего Востока:

а) М. Лазарев;

б) Ермак;

в) И. Москвитин;

г) Д. Кук;

д) Е. Хабаров;

е) Р. Амундсен;

ж) А. Веспуччи.

3. Из перечня выберите государства, которые расположены на северо-востоке от пересечения экватора и нулевого меридиана:

а) Новая Зеландия

б) Никарагуа

в) Венесуэла

г) Мьянма

д) Марокко

е) Япония

ж) Катар

4. К основным климатическим поясам относятся:

а) экваториальный

б) субарктический

в) субтропический

г) тропический

д) умеренный

е) субэкваториальный

ж) субантарктический

5. В каких случаях естественный прирост отрицательный?

а) рождаемость – 7 ‰, смертность – 7 ‰

б) рождаемость – 5 ‰, смертность – 2,8 ‰

в) рождаемость – 3,5 ‰, смертность – 5 ‰

г) рождаемость – 6,8 ‰, смертность – 6,8 ‰

д) рождаемость – 4 ‰, смертность – 4,5 ‰

е) рождаемость – 7,7 ‰, смертность – 4,6 ‰

ж) рождаемость – 4,4 ‰, смертность – 7,1 ‰

                                                              Задания «на соотнесение»:
Нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями и т.д.

      1. При изучении темы «Реки и озера Африки» в 7-м классе учащиеся выполняют следующее задание:

        -  выберите соответствие между озерами и их особенностями:
1.Танганьика          А) находится на Эфиопском нагорье
2.Виктория             В) самое глубокое на материке
3. Чад                      С) остаточное – от древнего моря
4. Тана                     Д) на его поверхности наблюдаются мощные волны
5.Ньяса                    Е) «родственное» Танганьике
2.  Дополнение (завершение) предложений. Например, при изучении темы «Антарктида» предлагаю выполнить задание по тексту учебника. Закончите предложения (всего 22): 1.Антарктида является частью древнего материка…
2.Антарктиду окаймляет самое крупное течение …

 3.Водное пространство вокруг Антарктиды …

 4. Много шельфовых ледников в морях …

5.Трижды пересек Южный полярный круг …
                                                       Задания «на перенос информации»:
1. Заполнение таблиц на основе прочитанного.

Например, при изучении Северной Америки в 7- м классе предлагаю такое задание: с помощью текста учебника и карты атласа составьте таблицу «Реки Северной Америки»:
                                   

Бассейн реки

Название реки

Притоки

2.При изучении темы « Численность населения» в 8 классе, заполнить таблицу на основе прочитанного « Как менялось число жителей России?»

C:\Users\Ольга\Desktop\03580804.jpg

3.  Дополнение таблиц/схем на основе прочитанного

        

Какой природный процесс отображён на схеме?

Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания.

C:\Users\Ольга\Desktop\get_file.png

Установите последовательность этапов отображённого на схеме процесса в летний период. Запишите в ответе порядковые номера этапов.

 

ЭТАПЫ:

1)  Влажный воздух с океана перемещается в сторону суши.

2)  Суша прогревается сильнее, и тёплый воздух поднимается вверх.

3)  Над поверхностью океана скапливается тяжёлый холодный воздух.

4)  Над океаном формируется область повышенного давления.

5)  Над сушей формируется область пониженного давления.

Большую роль на уроках географии отвожу обучению детей работе с несплошными текстами. К несплошным текстам по географии относятся географические карты, планы местности, графики, диаграммы, климатограммы, таблицы, схемы и др.

Чтение несплошных текстов требует определенных навыков у учащихся, так как тексты организованы по особому, содержат свои формальные указания на связи внутри текста (например, осей графика). В основе работы с текстами такого типа лежит аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшим текстом при изучении географии является географическая карта

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07e7/0005247e-2e754f60/2/img23.jpg

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КЛИМАТОГРАММЫ

УКАЖИТЕ КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА , С

МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУР, С° 

АМПЛИТУДА ТЕМПЕРАТУР, С°

САМЫЙ ЖАРКИЙ МЕСЯЦ, С°С

САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ МЕСЯЦ, С°

САМЫЙ ВЛАЖНЫЙ МЕСЯЦ , мм

САМЫЙ СУХОЙ МЕСЯЦ, мм

СРЕДНЕГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО ОСАДКОВ, мм

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОНОВ

КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

C:\Users\Светлана\Desktop\slide-22.jpg

Чтобы обучающийся научился извлекать информацию из несплошных текстов, считаю, что его нужно научить выполнять задания с помощью определённого алгоритма действий. Приведу примеры работы с графиками и диаграммами, которые я применяю в образовательном процессе.

Алгоритм действий при работе с графиками:

1.Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.

2.Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом

3.Объяснить причины изменения процесса.

Динамика естественного прироста населения в России

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/17/s_61e54d2ebb179/phpRLTde6_Rabota-s-nesploshnymi-tekstami-na-urokah-geografii_html_a5dc539263653b39.png

Задание: определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий.

Алгоритм действий при работе с диаграммами, климатограммами:

1.Читаем название диаграммы.

2. Выясняем, что отображено на диаграмме.

3.Знакомимся с условными обозначениями.

Выполняем различные задания.

Какое из утверждений верноhttps://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/17/s_61e54d2ebb179/phpRLTde6_Rabota-s-nesploshnymi-tekstami-na-urokah-geografii_html_3e94a98e90176ff7.png

  1. Январь самый холодный месяц года
  2. Максимальное количество осадков выпадает в августе
  3. Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров


                                         Анализ графиков и диаграмм.

Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д.

Таким образом, обучающеся учатся следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывают цифровые показатели (т.е.видят за ними соответствующие конкретные величины), сопоставляют их, завершая сопоставление выводом, и затем объясняют эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Также обучаю детей выполнять задания по географии раздела «План местности» с помощью алгоритмов действия (таблица 3).

Таблица. Алгоритм действий решения заданий по географии раздела «План местности»

Задача

Алгоритм действий

1

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)

Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

2

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

3

Умение читать план, определять и оценивать заданные условия

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий (особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

4

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите, как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная). Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

При работе с географическими картами также применяю алгоритмы действий. Приведу образец выполнения задания по географической карте:

Задание:

Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

  

1) 

Магаданская область

2) 

Пермский край

3) 

Воронежская область

Алгоритм выполнения

  1. Найти города на карте (административная карта России)
  2. Расположите регионы РФ с запада на восток:

(запад) Воронежская область, Пермский край, Магаданская область (восток)

Солнцеhttps://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/17/s_61e54d2ebb179/phpRLTde6_Rabota-s-nesploshnymi-tekstami-na-urokah-geografii_html_2dbe6b85d80c61da.gif


  1. Солнце «идёт» с востока на запад

Поэтому, Новый год в нашей стране встречают первыми те регионы, которые находятся восточнее.

Ответ

1

2

3

Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые УУД, функциональную грамотность, а также показать хорошие результаты на  ЕГЭ (приложение 1).

Говоря о работе с текстом на уроке географии, мы должны понимать, что все выпускники основной и средней школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной.
По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных. 
Процесс обучения смысловому чтению является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения.

Также при формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках.

Приложение 1

Анализ выполнения текстовых заданий на ЕГЭ – 2022

В 2022 году в «Усть-Пустынской СОШ»-филиал МКОУ «Куйбышевская СОШ» Краснощёковского района  сдавал ЕГЭ по географии 1 учащийся

В КИМАх ЕГЭ по географии 30 заданий, из них 14 текстовых заданий (со сплошными и несплошными текстами).

№ задания

Текстовые задания

% выполнения

3

Текстовые задания на знание рационального и нерационального природопользования

100%

4

Текст с пропущенными словами

100%

10

Установление соответствия между страной и диаграммой, отражающей распределение её экономически активного населения по секторам экономики

100%

11

Текст с пропущенными словами

100%

14

Текст с попущенными словами

100%

15

Задание на знание терминологии. Выбор из нескольких текстов.

100%

16

Работа по таблице. Статистический материал

100%

17

Работа с климатической картой

100%

20

Работа с картой часовых поясов. Определение времени.

100%

24

Определение страны по описанию

100%

25

Определение региона России по описанию

100%

26

Работа по топографической карте

100%

27

Работа по топографической карте

100%

33

Работа по таблице. Расчетная задача

100%

Общие результаты: выполнение 100% заданий со сплошными и несплашными текстами, средний балл- 67баллов. Обучающийся хорошо справился  с текстовыми заданиями, что свидетельствует о достаточной сформированности у него читательской грамотности и в целом функциональной грамотности.

Использованная литература:

1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011

2.Панасенкова О.А., Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....

Формирование читательской грамотности на уроках географии

формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской  грамотности необходимо внедрять разнообразные новые при...

«Формирование читательской грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование читательской грамотности на уроках географии»...