Формирование читательской грамотности на уроках географии и биологии
учебно-методический материал
Материал к методическом семинару
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost_lunyakova.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
За основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA: «Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Что такое читательская грамотность?
В мониторинг функциональной грамотности включены читательские умения
Познавательные действия по работе с информацией и чтению: ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. АРКТИКА МОЖЕТ РАСТАЯТЬ В 2040 ГОДУ? 2016 год признан самым теплым за всю историю исследования Арктики. Если потепление продолжится, то к 2040 году мы рискуем получить европейскую зиму в центральном регионе России Российские и американские ученые бьют тревогу. Если климатическая ситуация в Арктике не изменится, то регион может лишиться ледников в летний период к 2040 году. Об этом заявил доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и заведующий Лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов в интервью ТАСС. Арктический климат до сих пор остается загадкой для ученых. Исследователи не могут точно сказать, продолжится ли аномальное потепление и приведет к полному таянию ледников летом в ближайшем будущем, или это цикличное явление, которое на сегодняшний день достигло пика и вскоре пойдет на спад. Так, 2016 год стал самым теплым в истории исследования Арктики. Температура за полярным кругом за последние тридцать лет поднялась на полтора градуса, в то время, как в других регионах планеты этот показатель на градус меньше. На основе данных Датского метеорологического института Нико Сан ( Nico Sun ) составил диаграмму и сравнил расхождение по общему числу дней с минусовой температурой с сентября по июнь за последние пять лет. Первым на график обратил внимание Эрик Холтхаус ( Eric Holthaus ), метеоролог и автор научных публикаций. Он поделился им в Twitter с комментарием: «Это происходит сейчас. Не через 50 или 100 лет, а прямо сейчас», — отметил ученый отсутствие заморозков в Арктике.
Несплошные тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. То есть это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности. Важно понимать несплошной текст. Уметь его составлять и читать .
Уровни работы с текстом
ПОДХОДЫ к формированию читательской грамотности на уроках географии и биологии
- 1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста находить и извлекать одну или несколько единиц информации; находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных или одном фрагментах текста ; определять наличие/отсутствие информации ; определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.);
Пример. Прочитайте текст учебника «Различие равнин по высоте», составьте схему различия равнин по высоте. Приведите примеры, используя физическую карту России Прикаспийская низменность Валдайская возвышенность Среднесибирское плоскогорье
Прием «Спроси себя..». Биология. 6 класс: “Луковица – видоизменённый побег растения”. Ход чтения темы – рассуждения: Побег – стебель с листьями и почками. Луковица – побег, значит, у неё есть стебель, листья, почки. Видоизменённый – необычный. Хочу узнать, есть ли в луковице стебель, листья, почки, и почему она изменилась?
2. Читательские действия, связанные с интерпретацией текста: понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) ; соотносить визуальное изображение с вербальным текстом ; понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) ; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
Приемы работы с текстом Чтение текста «с карандашом»; Определение основных понятий (без чтения всего текста); Составление таблиц (выборочное чтение); Составление плана текста (для пересказа); Поиск пропущенных слов
Пример. Спишите текст, заменяя слова условными знаками
Прием «Составь пары» 8 класс. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма» Клетки крови Функции 1.Эритроциты А. Защитная 2.Лейкоциты Б. Транспортная 3. Тромбоциты В…..
Прием «Лови ошибку» Задание: найди ошибки в тексте и сделай вывод. В тексте допущено 7 ошибок. Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология . Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания. Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.
3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста понимать назначение структурной единицы текста, иллюстраций , схем и т.д.; оценивать представленную форму текста (структуру, стиль и т.д.); обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте;
Приемы работы с текстом Постановка вопроса «почему»; Повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям; Выполнение творческих заданий
Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
« Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало».
Пример. (тема «Органы растения», 6 кл .) Ученик 6 класса прочитал на уроке отрывок из рассказа «Разговор деревьев» (из цикла «Лесной хозяин») М.М. Пришвина и ответил на вопросы-суждения: Вопрос-суждение Ответ ученика 1. Каким образом почки черемухи можно отличить от почек березы и тополя? . 2. Почему плоды черемухи нельзя назвать ягодой с ботанической точки зрения? Ответ дайте в форме дедуктивного умозаключения.
Пример 10. (тема «Класс Двудольные: семейство Бобовые», 6,7 кл .) Познавательные действия по работе с информацией и чтению: оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Прочитайте рецепт, найдите биологическую ошибку и докажите это с помощью умозаключения. « Возьмите сырые арахисовые орешки, прожарьте их, а затем остудите. Когда скорлупа будет снята, снова верните арахис на сковороду, а сверху залейте его сахаром, растворённым в воде. Через 10 минут блюдо будет готово».
4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста: использовать информацию из текста для решения практической задачи; формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу; прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста; предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).
Типы заданий Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов, например природных комплексов) «Мозаика» (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста). Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой) Множественный выбор ( выбор правильного ответа из предложенных вариантов) Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию) Заполнение таблицы (внесение в таблицу необходимой информации) Конспектирование (запись кратко в форме заметок содержания прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования) Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности)
Пример. (Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность). Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).
Работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В результате применения данных технологий обучающиеся учатся самостоятельно добывать знания, становятся активными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 8 класса, тема "Рельеф России"....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской грамотности на уроках географии. На примере 7 класса....
Формирование читательской грамотности на уроках географии
формирование читательской граммотности на уроках географии. На примере 9 класса....
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках географии
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...
Формирование читательской грамотности на уроках географии
Умение каждого ученика читать и понимать прочитанное – одно из необходимых условий успешного обучения. Для формирования читательской грамотности необходимо внедрять разнообразные новые при...
Формирование читательской грамотности на уроках географии
В представлении опыта по формированию функциональной грамотности рассмотрены практические подходы к формированию функциональной грамотности у школьников на уроках географии . Выявлена знач...
«Формирование читательской грамотности на уроках географии»
laquo;Формирование читательской грамотности на уроках географии»...