Педагогическое сопровождение семей эмигрантов в России как инструмент функциональной грамотности
статья
Педагогическое сопровождение мигрантов становится неотъемлемой отраслью образовательной сферы и обретает все большую значимость. Оно включает в себя социальную интеграцию в общество, помощь в преодолении языкового барьера, изучение законов Российской Федерации и приобщение к ее культуре, традициям (параллельно с этим есть необходимость сберечь и их культурное наследие). Социализация мигрантов предполагает воспитание личности, неравнодушной и активной в межнациональном общении, чуждой ксенофобии, агрессивному национализму, настроенной на межкультурное и межэтническое взаимодействие и сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическое сопровождение мигрантов | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение семей эмигрантов в России как инструмент функциональной грамотности
Образовательная область развивается с каждым годом, имея несколько критериев развития. Появление технологий, новых профессий, возможность посещать другие страны и многое другое предоставляет нам массу возможностей, к которым нам необходимо адаптироваться. В современном обществе все большую популярность набирает понятие функциональной грамотности. Для подробного рассмотрения вопроса о ее роли, нужно, в первую очередь, определить что она из себя представляет как отдельное явление.
Для более детального рассмотрения вопроса нам необходимо понимание основ педагогического сопровождения и выявить его основные характеристики. Разберемся с общим определением:
Традиционно в научной психолого-педагогической литературе под сопровождением понимается целостный, непрерывный процесс изучения, анализа, развития и коррекции познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых процессов и личности студента, попадающего в поле деятельности субъектов сопровождения.
С.А. Белоусова, Л.М. Митина, Г.Н. Сериков и другие ученые рассматривают педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка. Обобщая, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение подразумевает под собой помощь, опору и поддержку при освоении новых знаний, навыков или опыта.
С 2000ых годов в России активно начал увеличиваться приток мигрантов и растет с каждым годом. Многие из них остаются в стране на длительные сроки, а то и вовсе меняют свое постоянное место жительства. Вполне очевидно, что такое перемещение требует длительного периода привыкания. Если не оказать помощь, то человек будет дезориентирован- нахождение в таком состоянии длительное время может привести к тому, что человек будет асоциален (в некоторых случаях это приводит к актам насилия, преступлениям). Все вышесказанное подводит нас к вопросу необходимости адаптации семей в новой для них стране, в которой другой менталитет, другие традиции и обычаи. Разнятся и требования к образованию, к рабочим и персоналу. Несомненно, это большая работа.
В современном взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире взросление молодежи происходит под влиянием экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических и даже эпидемиологических факторов. Эпоха вызовов и противоречий в глобальном масштабе создает для молодых людей новые возможности и, вместе с тем, порождает новые проблемы. В связи с этим появляется и такое понятие, как «глобальные компетенции», которые непосредственно связаны с функциональной грамотностью.
«Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений). Овладение соответствующими знаниями, умениями, отношениями и ценностями происходит на протяжении всей жизни: не существует единой точки, в которой человек становится полностью компетентным в этой области.
Педагогическое сопровождение мигрантов становится неотъемлемой отраслью образовательной сферы и обретает все большую значимость. Оно включает в себя социальную интеграцию в общество, помощь в преодолении языкового барьера, изучение законов Российской Федерации и приобщение к ее культуре, традициям (параллельно с этим есть необходимость сберечь и их культурное наследие). Социализация мигрантов предполагает воспитание личности, неравнодушной и активной в межнациональном общении, чуждой ксенофобии, агрессивному национализму, настроенной на межкультурное и межэтническое взаимодействие и сотрудничество.
Для семей эмигрантов педагогическое сопровождение подразумевает следующие пункты:
- Ознакомление с культурой и языком России
- Ознакомление с культурой и языком исторической родины
- Билингвальное обучение (обучение на двух языках-русском и родном)
Целью педагогического сопровождения семей эмигрантов в России является их адаптация в стране, улучшение успеваемости в школе детей и возможность получения эмигрантом работы. Помимо прочего, благодаря такому приобщению, мигранты чувствуют себя увереннее и спокойнее в чужой для них стране.
Стоит также обратить внимание на такое понятие, как «культурный шок», что достаточно часто проявляется у школьников. Культурный шок- это непроизвольная реакция, вызванная влиянием мной культуры; имеет достаточно длительный эффект. Проявляется он в эйфории (первые несколько недель), которая в итоге сменяется на страх и растерянность. И только преодолев культурный шок, школьник начинает осознавать происходящее, становится более стабильным.
Отсюда следует, что методология и организация системы социально-педагогического сопровождения учащегося-мигранта должна быть направлена: 1) на разработку новых, научно - обоснованных технологий сопровождения, связанных с поликультурным образованием, усиливающих роль самоактуализации, самоорганизации и самореализации личности в современной образовательной среде; 2) на переход к новой образовательной парадигме, ориентированной на ненасильственное, гуманистическое развитие учащегося.
В тоже время, немаловажным фактором является то, что в России адаптация мигрантов проходит немного проще, недели в других странах. Учитывая статистику, большая часть мигрантов- приезжие из стран бывшего СССР, что означает, что они уже вовлечены в культуру и язык новой страны проживания. Но стоит обратить внимание и на то, что в настоящее время молодое поколение гораздо хуже владеет русским языком и ознакомлены с культурным наследием России, нежели более старшее поколение. Нельзя не упомянуть и такую отрасль, как миграционная педагогика, ведь она тесно связана с педагогическим сопровождением. В России основоположником является Е.В.Бондаревская: под ее руководством проходило становление и совершенствование развития этого направления, которое подразумевало подготовку преподавателей/учителей к педагогической поддержке детей мигрантов, помощи им в освоении нового образовательного пространства.
Государственная социальная поддержка трудовых мигрантов направлена в первую очередь на оказание помощи легальным мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые малопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны.
Российская традиция толерантного отношения к культурнообразовательным правам иммигрантов подвергается давлению. На улицы с ксенофобскими лозунгами "Иммигранты вон из России! Россия для русских!" выходят скинхеды, юные фашисты и прочие группы националистов. Не гнушаются подобными лозунгами и некоторые представители политического истеблишмента.
Стоит также отметить, что, по большей части, педагогическое сопровождение в основном нацелено на детей, тем не менее, не стоит отрицать тот факт, что и взрослым людям необходима помощь в адаптации как психологическая, так и социальная. Особенно это можно заметить на сегодняшний день, ведь при сложившейся в мире ситуации, ведь большинство из них являются беженцами и находятся и без того в стрессовой ситуации.
Далее следует разобраться в понятии «функциональной грамотности», так как она является неотъемлемым инструментом в вопросе педагогического сопровождения. Функциональная грамотность- умение использовать полученные знания на практике. Другими словами- это использование опыта, навыков и умений для обеспечения более комфортного уровня жизни. Значит ли это, что функциональная грамотность является инструментом решения проблем? Конечно! Она дает возможность найти пути решения задач благодаря навыкам, полученным ранее. Изначально это понятие подразумевало лишь умения читать и писать (1965г.), но позднее его дополнили, и теперь оно звучит так: функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» (ЮНЕСКО,1978г.)
В Российской Федерации развитие функциональной грамотности является одним из приоритетных направлений (в настоящее время организован Всероссийский семинар « Формирование и оценка функциональной грамотности» (2021-2022гг.), который включает в себя 85 региональных команд, 12 экспертов международных исследований, 33 всероссийских семинара и почти 30000 просмотров записей семинаров. Целью такого масштабного проекта является повышения уровня функциональной грамотности ( до 2024 года) является вхождение России в десятку стран-лидеров по качеству образования (пока что Россия занимала 30-37 места из 72, по данным PISA).
По результатам проведенных мною исследований, следует отметить тот факт, что в Российской Федерации в большинстве школ присутствует психолог, квалифицированный для того, чтобы помогать детям мигрантов в адаптации в новой среде.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что педагогическое сопровождение является очень важной отраслью миграционной политики. Функциональная грамотность мигрантов напрямую зависит от того, насколько квалифицированной и своевременной будет помощь. Несмотря на то, что в Российской Федерации на данном этапе времени педагогическое сопровождение направлено больше на детей, чем на взрослых, нельзя не отметить, что и взрослым людям нужна помощь, ведь смена места жительства- это стресс и для них. Педагогическое сопровождение способствует получению знаний о языке, культуре, традициях, законах и многое другое. Поэтому, помогая взрослым, помогаем и детям.
Список источников:
- Л.В. Темнова, Э.М. Александровская, Н.Г. Осухова и др.) [1 с. 100; 6 с. 4; 7 с. 87].
- https://studme.org/72592/pedagogika/pedagogicheskoe_soprovozhdenie_immigrantov
- https://www.dissercat.com/content/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei-migrantov-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh https://cheloveknauka.com/sotsialnaya-adaptatsiya-i-integratsiya-migrantov-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve
- https://studme.org/72592/pedagogika/pedagogicheskoe_soprovozhdenie_immigrantov
- Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
- https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
- https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/ГК%20PISA-2018_.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема "Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД"
«Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1) Мы ...
авторские задачи как инструмент развития функциональной грамотности
презентация для учителя...
Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания
Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
«Формирование функциональной грамотности: использование цифровых образовательных инструментов»
По материалам выступления на уровне школы...
Модуль «История, культура, традиции» в мета – школе «Грани», как инструмент развития читательской функциональной грамотности.
Данная статья описывает эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы....
Итоговая работа по курсу «Функциональная грамотность как метапредметный результат на уровне основного общего образования: инструменты формирования и основные смыслы оценивания (читательская грамотность)»
Итоговая работа на тему: «Комплект заданий по тексту Л Яхнина «Последняя рубашка »для оценки уровня читательской грамотности»...