Выступление на педсовете. Тема "Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД"
материал

 

       «Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1)

       Мы с вами не можем не замечать изменения, происходящие вокруг нас. (слайд 2)

Например, чувствуем экологические изменения. Чувствуем, что бумажных денег стало меньше. Конечно, переживаем, насколько защищены. На наших глазах рождается искусственный интеллект. И мы переживаем, какой он будет добрый или злой. Изменения есть. Сейчас мы все озабочены быстрым распространением короновируса. Все первые строки новостей говорят об этом. Но и раньше был грипп свиной, птичий. Нам объясняют это перенаселением планеты. Неслучайно вирус возник на густонаселённой территории Китая. Мы живём в обществе нестабильности, неопределённости, сложности, неоднозначности. Мы даже не можем сказать, какие профессии будут востребованы в будущем, но уверены, что общество нестабильно, и нашим школьникам придётся жить в этих условиях. Именно поэтому общество пытается определить, какие критерии, навыки нужны, чтобы выжить в таком обществе, что для этого нужно. Отсюда возникает такое понятие, как функциональная грамотность.

       Ф.Г. включает  в себя (слайд 3) математическую грамотность, финансовую,  естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций, грамотность читательскую и критического мышления. Итак, одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

      Что такое «функциональная грамотность»?(слайд 4) Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

     ( слайд 5) «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

     Функциональная грамотность ( слайд 6) –

1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма

2.Направлена на решение бытовых проблем

3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации

4.Связана с решением стандартных. Стереотипных задач

5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения. 

       Что такое читательская грамотность ( слайд 7) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься  чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

       Что подразумевается под читательскими умениями, вы можете видеть на слайде. ( слайд 8)

         В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: ( слайд 9)

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  1. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  2. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Приведем пример работы с тестом на уроке в 11 классе. (слайд 10) Функциональная грамотность чтения   это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст

На первый взгляд может показаться, что задания к тексту даны несложные, но если нам с вами придётся их выполнить, то окажется, что это не совсем так.  (слайд 11)

      На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» (слайд 12) После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. А ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала, что позволяет изученный на уроке материал запомнить. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

        Для развития функциональной грамотности учащихся на уроках можно использовать   

диктант – шутку. (слайд 13) Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

       Я вам предлагаю написать диктант. 

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

  (слайд 14) Проверьте себя

(слайд 15) Оцените себя.

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на педсовете подготовила: Кондрашина Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы « Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД » Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа№10 г.Павлово, 2020 г.

Слайд 2

Необходимость новых решений в меняющемся мире 1.Экологический. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий. 2.Экономический . Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах. Беспрецедентны инновации в науке и технике, особенно в биотехнологии поднимают фундаментальные вопросы о том, что значит быть человеком. 3.Финансовый. Взаимозависимость на местном, национальном, региональном уровнях создала глобальные производственно-сбытовые цепочки и объединённую экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возник вопрос о кибербезопасности и защите конфиденциальности. 4.Социальный . По мере того, как население планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее социальное и культурное разнообразие меняют страны и сообщества. В мире повсеместно увеличивается неравенство в уровне жизни. Возрастает угроза войны и терорризма.

Слайд 3

Читательская Критическое мышление Глобальные компетенции Естественнонаучная Финансовая Математическая ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Слайд 4

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам )

Слайд 5

Функционально грамотный человек – Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» Источник:

Слайд 6

Функциональная грамотность – 1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма 2.Направлена на решение бытовых проблем 3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации 4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач 5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам )

Слайд 7

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Слайд 8

1. найти и извлечь (информацию) 2. интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) Читательские умения Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3.Осмыслить и оценить -содержание текста -форму текста

Слайд 9

осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. Навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

Слайд 10

Отрывок из рассказа М.В.Шукшина «Чудик» В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде. -Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали… -В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал. «Приземлились. Все в порядке. Васятка». Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий». -«Приземлились». Вы что, космонавт, что ли? -Ну, ладно, — сказал Чудик. — Пусть так будет. (В. М. Шукшин)

Слайд 11

Задание: 1. Прочитайте текст. Объясните, как герои понимают нормы и закономерности построения высказываний. Чья позиция ближе вашим представлениям об этих нормах и закономерностях? Аргументируйте свой ответ. 2. Найдите случаи употребления тире между подлежащим сказуемым. В каком случае тире является авторским (факультативным) знаком препинания? Как можно объяснить его появление? 3. Найдите пунктуационную ошибку в тексте телеграммы, составленной главным героем. 4. Составьте и запишите несколько собственных вариантов телеграмм разного содержания, не соответствующих норме данного речевого жанра.

Слайд 12

На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» «Мне это пригодится»

Слайд 14

Проверь себя! По ш О ссе мчалась машина. В кабине сидел ш О фёр , а в кузове тряслись ч О порный ш О тландец , Ж О ра-обж О ра, ж О кей, ж О нглёр и ш О рник. Каждый был занят своим делом. Ж О ра ел ш О колад и запивал крюш О ном , ж О нглёр ж О нглировал крыж О вником . Ж о кей с ш О рником договаривалась о новых ш О рах для лошади. Ш о тландец ч О порно молчал, надвинув на глаза капюш О н . Ж о ра предлагал ч О каться крюшоном. Настроение у пего было маж О рное , будто он ехал на весёлое ш О у . Вдруг раздался ш О рох . Это у обжоры лопнул ш О в на ш О ртах. Все, конечно, были ш О кированы про исше дшим. Шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор — боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения.

Слайд 15

Оцени себя! «5 »- ошибок нет «4 »- не более четырёх орфографических и двух пунктуационных ошибок «3 »- от 5 до 6 орфографических и от 3 до 4 пунктуационных ошибок «2»- от 7 и более орфографических и более 5 пунктуационных ошибок ПРИМЕЧАНИЕ: Критерии оценивания разработаны применительно к данному диктанту.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

       Уважаемые коллеги, тема моего выступления -«Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1)

       Мы с вами не можем не замечать изменения, происходящие вокруг нас. (слайд 2)

Например, чувствуем экологические изменения. Чувствуем, что бумажных денег стало меньше. Конечно, переживаем, насколько защищены. На наших глазах рождается искусственный интеллект. И мы переживаем, какой он будет добрый или злой. Изменения есть. Сейчас мы все озабочены быстрым распространением короновируса. Все первые строки новостей говорят об этом. Но и раньше был грипп свиной, птичий. Нам объясняют это перенаселением планеты. Неслучайно вирус возник на густонаселённой территории Китая. Мы живём в обществе нестабильности, неопределённости, сложности, неоднозначности. Мы даже не можем сказать, какие профессии будут востребованы в будущем, но уверены, что общество нестабильно, и нашим школьникам придётся жить в этих условиях. Именно поэтому общество пытается определить, какие критерии, навыки нужны, чтобы выжить в таком обществе, что для этого нужно. Отсюда возникает такое понятие, как функциональная грамотность.

       Ф.Г. включает  в себя (слайд 3) математическую грамотность, финансовую,  естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций, грамотность читательскую и критического мышления. Итак, одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

      Что такое «функциональная грамотность»?(слайд 4) Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

     ( слайд 5) «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

     Функциональная грамотность ( слайд 6) –

1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма

2.Направлена на решение бытовых проблем

3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации

4.Связана с решением стандартных. Стереотипных задач

5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения.  

       Что такое читательская грамотность ( слайд 7) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься  чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

       Что подразумевается под читательскими умениями, вы можете видеть на слайде. ( слайд 8)

         В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: ( слайд 9)

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  1. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  2. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Приведем пример работы с тестом на уроке в 11 классе. (слайд 10) Функциональная грамотность чтения   это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст 

На первый взгляд может показаться, что задания к тексту даны несложные, но если нам с вами придётся их выполнить, то окажется, что это не совсем так.  (слайд 11)

      На любом этапе урока учащимся можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?» (слайд 12) После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. А ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала, что позволяет изученный на уроке материал запомнить. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

        Для развития функциональной грамотности учащихся на уроках можно использовать  

диктант – шутку. (слайд 13) Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

       Я вам предлагаю написать диктант.  

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

  (слайд 14) Проверьте себя

(слайд 15) Оцените себя.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики в основной школе

Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности...

Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы

Функциональная грамотность на ступени общего образования может рассматриваться как метапредметный образовательный логичный итог. Уровень образованности подразумевает использование приобретенных навыко...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...