Модуль «История, культура, традиции» в мета – школе «Грани», как инструмент развития читательской функциональной грамотности.
статья по истории

Захарова Дарья Александровна

Данная статья описывает эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zaharovoy_d.a.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Модуль «История, культура, традиции» в мета – школе «Грани», как инструмент развития читательской функциональной грамотности.

Автор: Захарова Дарья Александровна

Учитель истории и обществознания ГБОУ Гимназия №177

г. Санкт – Петербург

Мета – школа «Грани» - это эффективный формат организации внеурочной деятельности для формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы. В рамках данной организации внеурочной деятельности, вся информация для улучшения усвоения информационного потока школьниками поделена на несколько модулей: гуманитарный, естественно  - научный, информационный, математический, международный (лингвистический) и социально – экономический.

Мною же будет рассмотрена такая проблема, как развитие читательской функциональной грамотности в рамках гуманитарного модуля «История, культура, традиции».

И для того, что бы понять какие средства эффективнее всего использовать для более эффективного развития читательской функциональной грамотности, необходимо выяснить, что же относится к этому понятию и зачем данное умение необходимо в современном мире.

Читательская грамотность -  это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной. Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, хотя исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Читательская функциональная грамотность (ЧФГ) полностью интегрирует чтение в традиционном смысле и новые формы чтения, которые появились за последние десятилетия и продолжают появляться из-за распространения цифровых устройств и цифровых текстов. Структура ЧФГ включает в себя умения, участвующие в основных процессах чтения. Эти умения, такие как «беглое» чтение, буквальное толкование, обобщение информации, извлечение основных тем и формулирование выводов, являются критическими навыками для обработки сложных или множественных текстов для конкретных целей.

Кроме того, концепция оценки ЧФГ (PISA-2018) пересматривает способы включения процессов чтения, таких как:

  • оценка достоверности текстов, поиск информации, чтение из нескольких источников;
  • интеграция/синтез информации между источниками.

Таким образом, современная концепция читательской грамотности включает новые конструкты с помощью которых оцениваются базовые читательские учения при чтении сложных и множественных текстов:

  • смысловое чтение,
  • определение основной темы, формулирование выводов.

Так например, для развития читатательской функциональной грамотности  в модуле «История, культура, традиции», мною   используются сплошных и несплошные тексты. Все эти методы позволяют намного эффективнее усваивать школьникам информацию. Для удобства отслеживания данного усвоения и в особенности проверки читательской функциональной грамотности мною были разработаны «Маршрутные листы».  Данный маршрутный лист выдается каждому ученику на первом занятие и становится его личным конспектом. В котором он делает пометки, записывать интересующие его вопросы и отвечает на уже поставленные. Для ответов на первоначальные вопросы ученик использует только свои знания, полученные до начала изучения данного модуля. Отвечая же на вопросы, которые представлены уже непосредственно поурочно, то ученик опирается на знания, полученные из видео, рассказа учите, наглядных материалов и дополнительных, самостоятельно найденных источников. Так же учащиеся при ответах на вопросы могут воспользоваться и критериями, предложенными в первоначальном вопроснике.

Первоначальный вопросник выглядит следующим образом:

Опираясь на имеющиеся у вас знания ответьте на вопросы. Ответ может состоять из нескольких вариантов

  1. В какой стороне света находится государство…….
  1. Север 2) Юг 3) Запад 4) Восток
  1. В какой части света находится государство…….    
  1. Австралия     2) Азия    3) Америка   4) Антарктида 5) Африка   6) Европа
  1. Какие климатические особенности в государстве………
  1. Жарко 2) холодно 3) умеренно      4) дождливо (сыро, пасмурно) 5) ветрено      
  1.   Границы государства……... располагаются близко по отношению к другим государствам
  1. Да         2) нет    
  1. Мирное ли это государство
  1. Да   2) Нет    
  1. Какой национальный костюм по типу
  1. Открытый, а) легкий б) утепленный в) яркий г) серый
  2. Закрытый, а) легкий б) утепленный в) яркий г) серый      
  1. Какие продукты в основном используются в национальные кухни
  1. Мясо 2) морепродукты 3) злаковые 4) ягоды и фрукты 5) бобовые    
  1. Какие достопримечательности государства…… вы знаете?

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность является необходимым умением в современном мире. Каждый человек должен уметь получать необходимую информацию используя письменные источники. Это поможет и при приеме на работу (выяснить и найти необходимую информации об организации в которую человек желает устроится) и при путешествиях ( для того что бы из множества стран выбрать наиболее подходящую вам), при выборе товара в магазине. Умение формировать данное умение можно различными способами. Один из таких способов формирования  читательской функциональной грамотности и был представлен при разработке модуля «История, культура, традиции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация мероприятий, связанных с изучением истории, культуры, традиций казачества, в МОУ Кировская СОШ, Алтайского района.

Енисейское казачество сыграло огромную роль в присоединении территории южной Сибири к Российскому государству в 17 – 18 веках. Наш Алтайский район Хакасии свое название получил от села Алтай, чт...

Ментальная карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника на уроках обществознания

laquo; Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах чело...

Мета-Школа «Грани» как эффективный формат организации внеурочной деятельности

Мета-Школа «Грани» - новый формат организации внеурочной деятельности обучающихся, стратегической целью которой является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности...

Мета-школа «Грани» Практическое применение знаний в связи с жизненными планами

Презентация к описанию опыта на тему: Мета-школа "Грани"...

Методы естественнонаучного исследования в изучении химии как способ развития компетенций функциональной грамотности.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать варгументированном обсуждении проблем, относящихся к естественнымнаукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:➢ научно ...

Мета-школа «Грани» Практическое применение знаний в связи с жизненными планами

Сегодня педагогическое сообщество находится в активном поиске тех образовательных форм, которые будут тесно связаны с жизненными планами учащихся. Это и проектное обучение, и профориент...

Банка заданий и межпредметных технологий для формирования читательской функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности

Банка заданий и межпредметных технологий для формирования читательской функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности...