«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»
статья

Косыгина Елена Петровна
По каким признакам можно распознать девиантное поведение? Оно отличается от общепринятого. Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям. Оно подвергается резкой и негативной оценке общества. Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд «Основные  технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»

2 слайд

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир?

Поэтому мы:

•Попробуем понять, кто такие девиантные дети

•Обсудим эффективные методы работы с такими детьми

 • Составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе.

3 слайд

Что должны знать психологи по работе с такими детьми.

4 слайд

Они должен знать:

 • Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений

 • Факторы риска, формирующие девиантное поведение

 • Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние

 • Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя: Инновационные направления работы с девиантными детьми

5 слайд

ПРИТЧА: «Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма. И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море. -- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много! -- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду. -- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла». Так истинные педагоги пытаются помочь трудным детям

6 слайд

Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?

Девиантное поведение – это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.

7 слайд.

Выделяют три формы девиантного поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение

Аутодеструктивное поведение

8 слайд

1.Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.

9 слайд

 2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство;

Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика

10 слайд

3. Аутодеструктивное поведение – Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен; Алкоголизм; Суицид.

11 слайд

 Девиантные подростки характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: - импульсивностью, - раздражительностью, - вспыльчивостью, - конфликтами с окружающими, - агрессивностью

12 слайд

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

 Оно отличается от общепринятого.

Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.

Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.

 Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.

Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.

 Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.

 Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом. ϖОно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.

Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.

Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар».

 Частые уходы из дома.

 Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.

 Оно характеризуется психосоматическими болезнями. Оно выражается агрессией и упрямством. Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

13 слайд

 Факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

 -Семья

 -Наследственность

-Проблемы в подростковом возрасте

 -Отсутствие прочных социальных связей

14 слайд

Причины девиантного поведения.  Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

 Формированию преступного поведения способствует наличие следующих факторов в семье:  употребление родителями спиртных напитков;  отсутствие контроля над подростком;  жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи;  трудное материальное положение;  нахождение родственников в местах лишения свободы; отсутствие одного из родителей в семье; усиленный контроль и опека над подростком.

15 слайд

Факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

 

Причины девиантного поведения.

Наследственность.  Причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье:

-Генетические факторы: передача по наследству болезней (шизофрении, нервно-психических нарушений, обусловленных семейным алкоголизмом, наркоманией).

-Психофизиологические факторы: психофизиологические нагрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

-Физиологические причины: нарушение речи, дефекты речи, слуха, недостатки конституционно-соматического склада, что вызывает негативное отношение окружающих.

16 слайд.

Причины девиантного поведения. Проблемы подросткового возраста

 -внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;

 -пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но ещё и не взрослый;

-стремление к новизне, к оригинальности поведения, желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.

17 слайд

Межличностный стресс, связанный с учебой

Взаимоотношения со сверстниками.

 -Конфликтное отвержение со стороны сверстников

-Вымогательство денег, давление, шантаж;

 -Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

 -Принуждение совершать поступки против воли.

Учителя, учеба

•Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

 •Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; •Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

 •В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;

 

18 слайд

Причины девиантного поведения.

 Неформальные группы сверстников.

Подростки не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

19 слайд

Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением?
20 слайд

1.Позитивный настрой.

21 слайд

2. Доверительное взаимодействие

22 слайд

3. Выявление причин

 Четыре типичные причины нарушения поведения

- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей); - действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя; - обесценивание чувства любви, добра; - стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.

23 слайд

4. Последовательность во взаимодействиях

24 слайд

5. Позитивность взаимодействия

25 слайд

 6. Поощрение положительных изменений. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Формирует у ребенка самооценку и влияет на его дальнейшее поведение,  вселяет уверенность и влияет на положительный настрой.

26 слайд.

7. Привлекательная альтернативность

27 слайд

 8. Разумный компромисс

28 слайд

9. Гибкость.

29 слайд

 10. Индивидуальный подход.

30 слайд

11. Системность.

31 слайд.

Алгоритм действий:

 1.Групповое изучение класса (социальный паспорт класса и семьи)

 2.Диагностика нарушений

 3.Выявление причин отклонений через наблюдение и заполнение методик (совместно с социально-психологической службой школы)

 4.Определение основных направлений работы с детьми (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

 5.Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, педагогами, родителями.

6.Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психологопедагогического воздействия.

7.Анализ динамики развития.

32 слайд

Инновационные методы:

 • арт-терапия;

• сказкотерапия;

 • танцевальная терапия;

 • тренинговые.

33 слайд

Вот он сидит перед нами, взгляните.

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

 Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили... Поздно учли...

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли. С. Давидович

34 слайд

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

35 слайд

Принципы построения работы с девиантными детьми

1.Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.

2.Нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия

3.Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника

4.Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок.

5.Быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана

6.Нельзя давать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.

7.Учитель должен быть оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

8.Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, « не замечать».

9.Надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

36 слайд Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Профилактика и коррекция девиантного поведения личности: методы и формы работы.

Материал содержит  формы и методы психопрофилактической работы по профилактике и коррекции девиантного поведения личности....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...

«Основные технологии в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся»

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляющие алкоголь и наркотики и, в ...

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях центра содействия семейному воспитанию.

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...