Методика воспитания личности подростка
статья
«Агрессия - любая форма поведения , направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу ,не желающему такого с ним обращения » ( Роберт Бэрон).
«Было бы самонадеянно рассчитывать на явные и быстрые результаты , даже если мы сами имеем верные жизненные ориентиры , если нам созданы благоприятные условия для работы и мы вооружены самыми передовыми технологиями . Неизвестно где и когда , в каком виде произрастет посеянное – но если ничего не делать сегодня , завтра уже точно ничего не вырастет ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_podrostka.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подростковый возраст:
- Это возраст пубертата. С ним связаны проблемы: а) скорость телесных изменений выше, чем скорость адаптации к ним психики – кризис телесной идентичности; тема идеала; пристальное слежение за изменениями: зеркало; комплекс неполноценности; критические высказывания взрослых о внешности травмируют. б) гормональная буря приводит к дисбалансу процессов возбуждения и торможения, потому - повышенная ранимость, возбудимость, вспыльчивость, обидчивость.
- Это возраст расцвета формально-логического мышления. Критичность: любят следить за цепочкой рассуждений взрослых, находить ошибки, низвергать с пьедестала. Гневно воспринимают расхождение между словами взрослых и их действиями , поведением. Характерные интеллектуальыне проблемы: склонность к глобальным выводам, абсолютизация некоторых признаков ( нет диалектичности). Неупотребление своего ума ( работают родительские сценарии «не думай», «не твоего ума дело»), неразвитость визуального мышления («думания глазами»), несформированность интеллектуальных навыков.
- Это возраст поиска идентичности, выстраивания образа «Я» в общении со сверстниками, которое становится ведущей деятельностью. В какие группы включается? Нет тяги к определенному окружению без причины. Компенсация дефицитов. Проблемы общения. Проблема принятия себя. Стремление к самопознанию.
- Это возраст переходный между детством и взрослостью. Появляются претензии на взрослость. Стремление «выломиться « из отношений «взрослый-ребенок» и построить отношения «личность-личность» Утверждение своего права на собственные мысли, чувства, предпочтения. Хотят , чтобы с их личностью считались. Стремление охранять свой внутренний мир. «Пограничные проблемы» ( мое – не тронь, без стука не входить и т.п._) «Подростковые помойки»: подростки неаккуратны в быту, в комнате беспорядок, который отражает внутренний хаос.
- Противоречивое отношение к взрослым: и тяга к наставникам и готовность обесценивать их при малейших ошибках. Стремление к исследованию окружения.
Подростковый возраст завершается переживанием необходимости собственной целостности и подросток готов к правдивому, реалистичному факту своего существования. Осознается ценность, неповторимость своего «Я». Формируются психозащиты.
Противоречия подросткового возраста
- Быть как все и выделяться
- Желание нового опыта и страх перед новым
- Желание внимания и стремление оставить свой внутренний мир в неприкосновенности
- Потребность в ласке, нежности и позиция «недотроги»
- Потребность в независимости и слабость, желание поддержки
- Потребность в знании о том, что думают о тебе другие – страх, отвержение обратной связи
- Желание быть в центре внимания – желание быть отстраненным
- Хочу достижений – боюсь «завышения требований», «повышения планки»
- Критичность к другим – отсутствие критики к себе
- Потребность в признании – неадекватное этому поведение
- Лень – гиперактивность
- Апатия – эйфория
- Желание быть взрослым – желание оставаться ребенком
- Хочу дружить – не хочу и не умею слушать другого
- Хочу пострадать – боюсь страдать
- Хочу близких отношений – боюсь их
- Стремление вводить правила – желание их нарушать
- Несоответствие желаний и ресурсов
- Хочу определенности и боюсь ее
- Хочу соответствовать нормам и хочу нарушать нормы
- Желание быть ответственным и стремление переложить ответственность на других
- Интерес к другим и отгораживание от других
- Желание быть сильным (цинизм, грубость) – беспомощность и ранимость
- Отказ от авторитетов – стремление к авторитетам (кумиры)
- Созидание – разрушение
Педагогические условия самореализации подростка:
- Приобретение актуальных социально-педагогических знаний;
- Формирование субъектных качеств личности;
- Воплощение субъектных качеств в различных видах деятельности;
- Развитие рефлексии
- Формирование умения преодолевать трудности
- Развитие способностей
- Формирование адекватной самооценки
- Развитие самоконтроля и самокритичности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Данные методики позволяют выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка....
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
Методика воспитания и развития личности младшего школьника
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании...
Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"
Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....
Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.
Влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс....
Воспитание личности подростка через позитивное взаимодействие учителя и ученика
Подростковый возраст – это поворотный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах. В рамках этой трансформационной фазы взаимодействие между у...