МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
тест на тему
Данные методики позволяют выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_dlya_izuchniya_protsesso_i_rezultatov_razvitiya_lichnosti_podrostkov.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
МЕТОДИКА «НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС»
Методика недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).
Хорошая жизнь – это…
Быть человеком – значит…
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить жизнь без…
Чтобы иметь друзей, надо…
Когда никого нет вокруг, я…
Когда есть свободное время…
Чтобы стать настоящей личностью, надо…
Если видишь недостатки человека, надо…
Я лучше чувствую себя, когда…
Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я…
Бессовестному человеку на свете живется…
Встретив вежливого человека, я всегда…
Мне кажется, что взрослые…
Пожилые люди обычно…
Лучшее хобби – это…
Я думаю, что мои родители…
Я не всегда добросовестно…
Через пять лет я…
Через двадцать лет я…
Я благодарен…
Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.
МЕТОДИКА «АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕЗИС»
Данная методика может содержать множество высказываний в зависимости от целей опроса. Применяют для контроля за формированием мировоззренческих позиций подростка.
Подросткам предлагается подчеркнуть тот тезис, который они считают верным, н а п р и м е р :
Дисциплина – это свобода.
Дисциплина – это неволя.
Счастье – это много творчества и борьбы.
Счастье – это много всего, чего хочется.
Учит жизни не книга, а опыт.
Учит жизни не опыт, а книга.
Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого моя жизнь не была хуже».
Один старик, умирая, говорил: «Моя жизнь была наполнена искусством, и только поэтому она была для меня ценна и богата».
МЕТОДИКА «НЕДОПИСАННЫЙ РАССКАЗ»
Эта методика одна из наиболее гибких и эффективных. Рассказ должен быть предельно лаконичен, обрываться в кульминационной точке, выводить испытуемого на позицию субъекта разыгравшихся событий, не может содержать в себе назидательного указания на решение.
П р и м е р ы рассказов:
…Мы увидели смешного малыша. На нем была огромная шапка. Малыша под нею почти не было видно. Серега сказал: «Посмотрим, что там под шапкой!» – схватил ее и бросил вверх. Я…
Дверь отворилась, кто-то крикнул: «Уроков не будет – водопровод прорвало!». Мы…
Мне дали почитать одну книгу на вечер. Я устроилась поудобнее и начала читать. Тут позвонил мой парень. «Иди скорее, – закричал он, – У меня что-то есть! Ты ахнешь!» Я…
Новенький сказал, что у него есть замечательный пес. Мы в тот же вечер пошли смотреть собаку. Оказалось
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»
Данная методика служит для определения характера самооценки подростка. Проводится в два этапа, причем ребята не должны знать, что они будут делать на втором этапе.
На первом этапе предлагается список из 60 качеств, характеризующих личность, который ребята должны видеть перед глазами во время работы. Им раздаются бланки протоколов (или они чертят сами) и дается задание – выбрать те качества (их должно быть 10–20), которыми должен обладать идеальный человек, и записать их в колонку «Идеал». В правую колонку – «Антиидеал» – записать качества самого плохого человека (их не должно быть более 20). Качества в обеих колонках должны быть пронумерованы, а под колонками проведена красная черта.
На втором этапе подросткам предлагается выбрать из колонок «Идеал» и «Антиидеал» те качества, которые проявляются у них самих.
Идеал | Антиидеал |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
У меня У меня
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5.
6.
7.
Обработка Обработка
7 : 10 = 0,7 4 : 10 = 0,4
Левая колонка: Если в результате деления получилось число от 0,7 до 1, то самооценка завышенная, от 0,5 до 0,7 – нормальная, от 0 до 0,5 – заниженная.
Правая колонка: Если в результате число от 0 до 0,3 – пониженная самокритичность, завышенная самооценка, от 0,3 до 0,5 – нормальная самокритичность и самооценка, от 0,5 до 1 – повышенная самокритичность, заниженная самооценка.
Если результаты обработки двух колонок резко отличаются, то это свидетельствует о внутреннем конфликте личности или о несерьезном отношении к работе с методикой.
МЕТОДИКА «О ТЕБЕ И ОБО МНЕ»
Суть данной методики заключается в том, чтобы в результате игры подростки выяснили, какими качествами личности они обладают.
Подросткам дается установка: «Представьте, что один из наших однокурсников уехал от нас на год. Мы стали скучать, вспоминать, какой он, и вот что из этого получилось…». Ребята по одному выходят за дверь, а оставшиеся в аудитории вспоминают качества личности «выбывшего» и записывают их на листочек. Удивительно, что подростки всегда находят массу положительных и отрицательных качеств, но важно условиться, что отрицательных качеств не должно быть больше положительных. «Вернувшемуся из поездки» устно зачитываются с листка качества, а листочек дарят для работы над собой.
Важно дать оценку всем подросткам группы, а не выборочно, так как это может спровоцировать конфликт. Во время игры педагог не имеет права давать оценку никому из подростков.
МЕТОДИКА «СОЧИНЕНИЕ»
Предложите подросткам написать мини-сочинение (за 30 минут) на темы:
Самое радостное событие в моей жизни.
Моя будущая семья.
Интересный человек.
Мой лучший друг.
Что бы я сделал, если бы мог все…
Мне 25. Какой я, кто я?
Бедность не порок?..
Оправдывает ли цель любые средства?
Любовь – это…
Моя вера.
Взрослые моими глазами.
Через изучение сочинений можно узнать, каковы идеалы, предпочтения подростка, стремление к положительному или отрицательному образу.
В работе руководителя группы можно использовать всевозможные анкеты по выявлению творческих способностей подростков, их взаимоотношений с родителями, интересов, профессиональной ориентации, познавательных потребностей и т. д.
АНКЕТА «ЧТО ВАМ ИНТЕРЕСНО?»
1.Что Вас больше всего привлекает в нашем учебном заведении?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа;
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое______________________.
2. Какой учебный предмет Вам кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет Вам наиболее интересен и почему?
4. Какой из учебных предметов Вам кажется наиболее полезным для своей будущей жизни после окончания школы? Укажите, в чем именно его польза?
5. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, можно было бы не изучать и почему?
6. Какие учебные предметы, по Вашему мнению, нужно было бы включить в учебную программу и почему?
7. Кто Вам помогает готовиться к урокам?
8. Трудны ли для Вас гуманитарные дисциплины?
9. Сколько времени тратите на подготовку к урокам?
10. По какому предмету больше и почему?
Анализ содержания ответов подростков позволяет установить характер учебно-познавательных мотивов подростков, наличие определенных склонностей и потребностей.
АНКЕТА
«ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДРОСТКОВ»
Цель: установить интенсивность познавательных потребностей подростков.
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой?
Часто (5 баллов);
иногда (3);
редко (1).
2. Что Вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?
Потрудиться, но самому найти ответ (5);
когда как (3);
получить готовый ответ от других (1).
3. Много ли Вы читаете дополнительной литературы?
Много, постоянно (5);
иногда много, иногда совсем не читаю (3);
мало или совсем не читаю (1).
4. Часто ли Вы задаете вопросы преподавателям?
Часто (5);
иногда (3);
редко (1).
5. Насколько эмоционально Вы относитесь к интересному для Вас делу?
Очень эмоционально (5);
когда как (3);
эмоции неярко выражены (1).
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого подростка и разделить ее на пять: 5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей.
Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной – если результат от 2,5 до 3,5; слабой – если результат меньше 2,5.
АНКЕТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
1. Какая профессия Вас привлекает?
2. Что Вас в ней привлекает? (Отметьте не более трех позиций.)
– Социальная престижность;
– зарплата;
– возможность сделать карьеру;
– возможность развить свои способности (назовите какие);
– интеллектуальный характер профессии;
– возможность командовать другими;
– творческий характер профессии;
– возможность приносить пользу людям;
– возможность общения с людьми;
– сложность профессии;
– другое _________________________________________________.
3. Как Вы готовитесь к поступлению в вуз? (Выделите не более трех позиций).
– Изучаете индивидуальные особенности своей личности;
– интересуетесь требованиями к выбранной профессии;
– знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;
– начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления;
– начали усиленно заниматься с репетиторами.
4. Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии?
– Родители;
– родственники;
– друзья;
– СМИ;
– педагоги;
– знакомые.
5. Что о Вашем выборе говорят родители?_______________________
_________________________________________________________
6. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу?
_________________________________________________________
АНКЕТА «ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЫХ»
1. Ваш пол: Муж. Жен. (Нужное подчеркнуть.)
2. Возраст_______________
3. Пробовали ли Вы курить?
4. Возраст, когда впервые закурили?
5. Курили ли Вы в течение последнего месяца?
6. Где Вы обычно курите?
7. Хотите ли Вы бросить курить?
8. Знают ли Ваши родители о том, что Вы курите?
9. Любите ли Вы пиво?
10. Как часто Вы его пьете? (Нужное подчеркнуть.)
а) Один раз в неделю;
б) 1–2 раза в месяц;
в) раз в полгода.
11. Где Вы пьете пиво и с кем?
12. Сколько Вам было лет, когда Вы попробовали спиртное?
13. Знают ли родители, что Вы пьете пиво?
14. Беседуют ли с Вами родители о вреде курения, пьянства, наркомании?
15. Разрешите ли Вы своему будущему несовершеннолетнему ребенку курить, пить спиртное, употреблять наркотики
АНКЕТА «МОЯ СЕМЬЯ»
1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливы по отношению к тебе?
3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?
4. Будешь ли ты строгим родителем?
5. Будешь ли баловать своих детей? Как?
6. Твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?
7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?
8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?
9. Кто из родителей для тебя – образец для подражания?
10. Знаешь ли ты своих двоюродных, троюродных сестер, братьев?
11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?
12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?
13. Сколько бы хотел иметь собственных детей и почему?
14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?
15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?
АНКЕТА «АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВ»
1. Любимые занятия (интереснее всего):
а) что делать ______________________________________________
б) что читать _____________________________________________
в) о чем говорить __________________________________________
г) что у Вас получается лучше всего ___________________________
2. Интересы научные и технические:
а) любимые учебные предметы _______________________________
б) интересные для Вас области науки __________________________
в) техники ________________________________________________
г) самые интересные ученые, изобретатели _____________________
д) в какой области науки и техники Вы хотели бы заниматься сами
_________________________________________________________
е) выдающиеся научные произведения _________________________
ж) выдающиеся изобретения _________________________________
3. Эстетические интересы:
а) любимый художник, его произведения _______________________
б) композитор, его произведения______________________________
в) скульптор, его произведения _______________________________
г) архитектор, его произведения_______________________________
д) любимый писатель, его произведения ________________________
е) какой областью искусства интересуетесь______________________
4. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных___________________
_________________________________________________________
5. В каких олимпиадах, конференциях принимали участие? _______
_________________________________________________________
6. В каких конкурсах участвовали? _______________________
7. Какие призы и награды имеете и за что? _____________________
8. Интерес к профессиям:
а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными?______________
б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?_____
_________________________________________________________
в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере? _______
г) Поможет ли Вам наше учебное заведение в приобретении этой профессии? ____________________________________________________
9. Чем привлекает Вас эта специальность? (Подчеркните.)
а) Возможностью приносить пользу обществу;
б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней;
в) перспективная специальность;
г) хорошо оплачивается;
д) интересная и увлекательная.
10. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Подчеркните.)
а) Абсолютно уверен;
б) надеюсь, что удастся;
в) не уверен, что удастся;
г) уверен, что не удастся.
Анкета используется для определения программы работы с подростками (как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующим в группе интересам новых ребят).
ТЕСТ Г. АЙЗЕНКА
Тест предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, в него включены девять вопросов, составляющих шкалу лжи. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл. Тест может предъявляться на бланке или на карточках.
Инструкция:
Предлагается ответить на 57 вопросов, которые направлены на выявление обычного способа поведения подростков. Нужно представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет в голову. Отвечать нужно быстро и точно. Если испытуемый согласен с утверждением, необходимо поставить рядом с номером знак «+» (да), если нет, то «–» (нет).
1. Часто ли испытываете тягу к смене обстановки, к тому, чтобы отвлечься, испытать новые впечатления?
2. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно Вам бывает отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, даже когда Вам это невыгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады и ли подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, не тратя много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у Вас чувство, что Вы несчастны, хотя для этого не было серьезных причин?
10. Верно ли, что «на спор» Вы способны на все?
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли вы действуете необдуманно под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, чего не следовало бы делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Легко ли Вас задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас такие мысли, с которыми не хочется делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда Вы просто полны энергии, и все «горит» в руках, а иногда чувствуете вялость?
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли тем же?
23. Считаете ли все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлечься в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?
27. Считают ли Вас веселым человеком?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Вы предпочитаете что-то узнавать из книг или спросить у друзей?
33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточенности?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Всегда ли говорите только правду?
37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях, которые могли бы с Вами произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли Вы когда-нибудь на занятия или встречу с кем-нибудь?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, кто явно Вам не нравится?
49. Могли бы Вы сказать, что Вы – уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков?
51. Трудно ли Вам получать удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Бывает ли у Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли о своем здоровье?
56. Любите ли подшутить над другими?
57. Страдаете ли от бессонницы?
Ключ:
Экстраверсия – интроверсия:
«да» (+) –1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
«нет» (–) – 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная нестабильность): «да» (+) – 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Шкала лжи:
«да» (+) – 6, 24, 36.
«нет» (–) – 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Для оценки названных качеств используем следующие шкалы:
Шкала экстраверсии – интроверсии:
0–8 баллов – чистый интроверт;
9–15 баллов – амбивалентный;
16–24 – чистый экстраверт;
Шкала нейротизма:
0–12 баллов характеризует людей психологически устойчивых, стабильных;
12–24 балла характеризует людей психологически неустойчивых;
показатели выше 18 баллов говорят о наличии нейротизма;
Шкала лжи или заведомо желаемых результатов:
Результат теста будет достоверным, если по этой шкале испытуемый набрал не более 4 баллов. Сумма 5 баллов считается критической, то есть достоверность результатов подвергается сомнению. Результат считается недостоверным, если по этой шкале набрано более 5 баллов.
АНКЕТА «ИНТЕРЕСЫ И ДОСУГ»
Цель анкеты: выявить преобладающие личностные интересы подростка в сфере учебы и досуга.
Для проведения анкетирования необходимо каждому из ребят раздать бланки с вопросами и предложить подчеркнуть ответы, которые соответствуют мнению подростка. В графе «другое» воспитаннику предлагается самому написать ответ, если таковой отсутствует в предложенных вариантах.
1. Я учусь, потому что:
– мне интересно;
– этого требуют мои родители;
– нужно для поступления в вуз;
– учиться необходимо;
– пригодится в жизни;
– другое.
2. Мне нравится учиться:
– всегда;
– иногда;
– никогда.
3. Я хожу на занятия, потому что (выберите 2–3 утверждения):
– имею возможность общаться с друзьями;
– там интересно;
– потому что весело;
– люблю свой коллектив;
– нравятся педагоги;
– близко от дома.
4. Сколько времени у Вас занимает выполнение домашних заданий по предметам?
– Более 3 часов;
– 2–3 часа;
– 1–2 часа;
– 30 минут – 1 час;
– 10–30 минут;
– другое.
5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания?
Выберите одну или несколько причин:
– лень, телефон, телевизор, друзья, музыка;
– усталость;
– неинтересность заданий;
– оторванность предметов от жизни;
– запущенность материала;
– все равно не спросят;
– несправедливость в оценке знаний;
– плохие учебники;
– слабое здоровье;
– чтение художественной литературы.
6. Сколько времени в день (в среднем) уходит на просмотр телевизионных передач?
7. Сколько времени Вы гуляете?
8. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?
9. Что входит в круг Ваших обязанностей по дому?
10. Есть ли у Вас дома любимый уголок?
11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?
12. Сколько времени уходит на спортивные занятия?
13. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?
14. Каким видом творчества Вы занимаетесь и сколько на это уходит времени?
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»
(С. М. Петрова)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе.
Ход проведения
Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, своей души не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пройти – не поле перейти.
4. а) бояться несчастья – и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего дела кузнец;
б) бьется, как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди – всё, а деньги – сор;
г) деньгам не повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, ничего не знаю;
г) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
13. а) ученье – свет, а неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в – духовное отношение к жизни; б, г – бездуховное отношение к жизни;
2) а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;
3) а, в – счастливая, хорошая жизнь; б, г – трудная, сложная жизнь;
4) а, в оптимистическое отношение к жизни; б, г – пессимистическое отношение;
5) а, в, – решительное отношение к жизни; б, г – осторожное отношение;
6) а, в – самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения;
7) а, в – стремление к достижениям в жизни; б, г – отсутствие стремления к достижениям;
8) а, в – хорошее отношение к людям; б, г – негативное отношение к людям;
9) а, в – коллективистическое отношение к людям; б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в – эгоцентрическое отношение к людям; б, г – эгоистическое отношение к людям;
11) а, в – альтруистическое отношение к людям; б, г – паритетное отношение к людям;
12) а, в – значимость дружбы; б, г – незначимость дружбы;
13) а, в – значимость ученья; б, г – незначимость ученья;
14) а, в – значимость труда; б, г – незначимость труда;
15) а, в – значимость соблюдения законов; б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»
(методика Н. Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность подростков.
Ход проведения
Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
1. 2. 3. | * | * | * |
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком «».
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) Обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
а) Ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) Тороплюсь на урок;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?
а) Предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из Ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
а) Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) Они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
а) На шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
б) на усталость экзаменатора: авось пропустит;
в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
а) Найду что-нибудь рядом с домом;
б) поищу высокооплачиваемую работу;
в) хочу создавать нечто ценное на земле.
10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
а) По России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
а) Поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
а) Соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) Забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) Да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
а) Поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
а) Еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
а) Бездомный щенок;
б) взрослый пес с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
а) Напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
а) Отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
а) Играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
а) Самому (самой) приготовить все блюда;
б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
в) пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) Ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
а) Отдаю – здоровье дороже;
б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
а) О новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) Она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
а) Снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) Нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
а) Отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
а) Да, безусловно, могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
а) У этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.
Большое спасибо за ответы!
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных подростками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать «» на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать «» на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать «» на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать «» на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать «» на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать «» на вопросы 14, 15.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Л. В. Байбородова)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Ход проведения
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12),
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия подростков в деятельности.
МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА»
(Л. В. Байбородова)
Цель: выяснить направленность личности учащихся.
Ход проведения
В группе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:
разработка программы вечера;
изготовление подарков для детей детского дома;
овладение навыками самообороны;
изготовление украшений для вечернего платья и т. д.
При следующем проведении часа творчества ребятам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:
проявить свои таланты;
сделать приятный сюрприз для друзей;
весело провести время;
оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;
приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т. д.
Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в группе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент.
Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора подростками занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:
а) преобладание общественных мотивов;
б) преобладание личностных мотивов;
в) преобладание престижных мотивов.
При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность:
1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность.
МЕТОДИКА «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫБОР»
Данный метод требует создания игровой ситуации. Подростки должны быть увлечены предлагаемой для них фантастической ситуацией.
Оставшуюся жизнь ты проведешь на необитаемом острове. Взять с собой из этой жизни ты можешь что угодно, но назвать ты можешь не более пяти предметов. Назови их.
Три ответа на один вопрос: «Приплыла к тебе рыбка, спросила: "Чего тебе надобно?"».
Дед Мороз принимает пожелания и от подростков. Твое самое заветное желание?
Анализ полученных результатов производится через группировку высказанных желаний детей: чего хотят и для кого хотят?
Интересно соотношение духовных и материальных интересов, потребительских и созидательных, эгоистических и коллективистских. И т. д.
МЕТОДИКА «АКТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ»
Цель: определить активность и мотивы участия воспитанников в жизнедеятельности коллектива, сообщества подростков.
Ход проведения
«Акт добровольцев» как методика изучения направленности личности может естественно «вписываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в учебном заведении через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:
1. «Ребята, поможем преподавателям в оформлении кабинетов! Приглашаем всех желающих в актовый зал 5 сентября в 10 часов. Совет дела».
2. «Всех желающих приглашаем принять участие в разговоре-поиске "Как сделать наше учебное заведение красивым и уютным"».
3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении новогоднего праздника, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале. Совет учащихся».
Началом акта добровольцев может стать и обращение руководителя учебного заведения или педагога к учащимся с целью приглашения их для участия в том или ином деле.
Можно пригласить тех, «кто любит помогать другим», принимать участие в благоустройстве школы, класса, озеленении, подготовке мероприятия, оформлении стенгазеты, помощи ветеранам, сиротам и т. п. Внести в оповещение (лучше письменно): «Приходят только добровольцы».
Добровольцы при выборе поведения выражают практически свое отношение к объектам, которые содержатся в объявлении.
Неоднократное обращение к этому методу дает весомые показатели.
Обработка полученных данных.
Необходимо вести учет добровольного участия каждого учащегося в проводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оценки общественной активности подростков.
Установление связи между активностью учащихся и их предпочтениями в выборе направленности (познавательной, героико-патриотической, шефской, развлекательной и т. д.) организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности коллектива.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой
«Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения
Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов:
1 6 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
низкий уровень – 0,1–0,45,
ниже среднего – 0,46–0,55;
средний уровень – 0,56–0,65;
выше среднего – 0,66–0,75;
высокий уровень – 0,76–1.
МЕТОДИКА «ЗЕРКАЛО»
Цель: определить изменения, произошедшие в личности подростка в течение учебного года.
Ход проведения
Учащимся предлагаются следующие в о п р о с ы :
1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «–»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
е) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д.
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т. д.)?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?
Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:
Фамилия, имя | Качества личности | ||
Физическая | Умственная | Сила воли | |
1. Сергеев П. 2. Ефимов А. 3. Никифорова С. | + – – | + – + | + + – |
Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка
Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...
"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"
Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...
Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы
В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....
Воспитательный процесс как средство формирования личности подростка
Данная статья раскрывает концепцию воспитания как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности. Проанализированы 4 основные компонента воспитательного процесса, в центре кот...
«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»
Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...
Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна
Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...
Методика для изучения результатов развития личности учащегося
Методика "Пословицы"...