Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.
консультация (6, 7, 8 класс)
Влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_trud_kak_sredstvo_vospitaniya_.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Труд, как средство воспитания и коррекции личности подростков.
Одной из основных целей нашего семейного центра является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду, обеспечивающая тем самым условия их успешной социализации в обществе. В труде формируется мировоззрение ребенка, его моральные качества, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у подростков понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.
В процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия детей об окружающем мире, обогащается их чувственный опыт.
Труд служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения и их согласованность. А достижение трудовых целей, их результат доставляет радость, вызывает эмоциональный отклик. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии человека. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта и зачастую присутствующими у наших детей заболеваниями часто отстает от своих нормальных сверстников.
И, наконец, трудовая деятельность способствует коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ. Нередко можно наблюдать, как скованный и нерешительный в классе ученик совсем по-другому ведет себя в трудовой деятельности, становится активным и бодрым.
Таким образом, труд в нашем центре имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными.
Я работаю в группе взрослых мальчиков. Группа очень сложная, все дети своеобразные и характерные. К каждому нужен свой подход.
Самой первой трудовой обязанностью наших подростков остается самообслуживание. Уборка кровати, уход за личными вещами, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. Однако даже наши взрослые дети таких навыков при поступлении в наш центр в большинстве случаев не имеют. В семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и поэтому у многих из них воспиталось иждивенчество. Нашим мальчикам нужен систематический каждодневный контроль за выполнением культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Пока воспитатель стоит над ними- они уберут свои вещи, почистят зубы и заправят кровать. Как только контроль ослабили, то их комната превращается в свинарник, а вещи останутся лежать грязными в корзине для белья. Каждый день приходится прикладывать огромные усилия, чтобы был результат. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.
Бытовой труд занимает значительное место в нашей повседневной жизни. Участие в хозяйственно – бытовом труде требует от воспитанников не только трудовых умений, но и выполнения задания в строго определенные сроки. Поэтому самообслуживание является частью общественно полезного труда. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни: содержанию в порядке, чистоте и сохранности жилого помещения, государственного имущества, уход за комнатными растениями, уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды. Но самое главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем у них привычку трудиться и заботиться друг о друге.
Мы привлекаем наших детей к общественно- полезному труду.
Труд на общую пользу — вот мотивация общественно полезной деятельности. Значительное место в общественно полезном труде занимают работы по благоустройству территории учреждения. Уход за цветниками и огородом в летний период формируют у детей навыки ведения домашнего хозяйства, использования различных орудий труда. Так же мы участвуем в субботниках, организованных администрацией нашего учреждения.
Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию моральных качеств человека.
Большое значение в трудовом воспитании имеет работа кружков, которые ведут занятия по ручному труду: робототехника, кулинария. Все это способствует формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
Также основным видом труда учащихся является и учебная деятельность, которая включает в себя как учебные занятия в школе, так и внеклассные под руководством воспитателя – выполнение домашних заданий , проведение занятий в группах, в семейном центре, дидактических игр, экскурсий. Вся учебная деятельность вырабатывает у ребят привычку к регулярной занятости, ежедневному умственному труду, проявляется интерес к учебе, воспитывается настойчивость, самостоятельность и ряд других качеств , необходимых для дальнейшей жизнедеятельности.
Заключение Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками. Правильно организованный, посильный труд способствует развитию положительных качеств личности. Труд существенно дополняет и конкретизирует знания учащихся, способствует формированию у воспитанников профессионально-трудовых навыков, воспитанию культуры труда и умений использовать на практике общеобразовательные знания; развивает у детей такие качества, как трудолюбие, ответственность, умение работать в коллективе, выполнять требования трудовой дисциплины, бережное отношение к общественному имуществу.
Закончить свое выступление я хочу словами К.Д.Ушинского: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков
Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...