Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Транскрипция"
план-конспект урока (7 класс)
Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Транскрипция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока "Транскрипция" | 22.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок № 20.
Предмет: МУЗЫКА 7 класс
Тема урока: Транскрипция.
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель урока : показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.
Задачи урока:
обучения:
- укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
-знакомство с творчеством Ф. Шуберта, М. Балакирева, М. Глинки, Ф. Листа;
-анализировать, сравнивать музыкальные произведения;
развития:
-развитие вокально-хоровых навыков;
-развивать умение учащихся воспринимать и находить особенности в музыкальной транскрипции;
-развивать музыкальный вкус;
воспитания:
-воспитание интереса и любви к произведениям искусства;
-воспитание музыкальной культуры и приобщение к различным видам искусства.
Планируемые результаты:
Личностные
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;
- развитие вокально – хоровых навыков
-выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.
Метапредметные :
Коммуникативные:
-ставить вопрос, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
Познавательные:
- осуществлять поиск информации , дополняющих знания об известных музыкантах;
- строить рассуждения;
Регулятивные
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности.
Предметные:
-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений
-анализировать средства музыкальной выразительности, определять характер музыкальных образов.
Основные понятия: этюд, транскрипция.
Музыкальный материал: М. Глинка-М. Балакирев «Жаворонок», Н. Паганини-Ф. Лист «Каприс № 24»,И. С. Бах-Феруччо Бузони «Чакона», «Город золотой» В. Вавилов.
Оборудование: компьютер, музыкальный центр, презентация, фортепиано, ТВ, учебник «Музыка 7 класс» Е .Д. Критская, Г. П. Сергеева,Т. С. Шмагина.
Ход урока:
I Актуализация знаний.
Организационный момент.
Приветствие детей. Проверка готовности обучающихся к работе.
Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?
Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.
Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На доске выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.
- серенада;
- каприс;
- ноктюрн;
- фуга;
- баллада
- прелюдия;
- этюд;
- баркарола;
- романс;
- соната;
Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры.
Ученики: А если один и тот же жанр можно отнести и к вокальным, и к инструментальным?
Учитель: Действительно, есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты). Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.
Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.
Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?
Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.
Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция.
Записываем тему урока в тетрадь «Транскрипция». Постановка цели урока учащимися.
III. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
Учитель: Сейчас прозвучит произведение, с которым Вы уже знакомы – это романс М.И. Глинки «Жаворонок».
Учитель: А что такое романс и каковы его характерные черты.
Ученики: Романс – это жанр камерной вокальной музыки. Он появился в Испании. Романс – это песня о любви. И не только о любви, но и о других чувствах человека.
Учитель: Романс - (испанское romance, от позднелатинского romanice, буквально - по - романски, т. е. по - испански).
Камерное музыкально - поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?
Ученики: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.
Учитель: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас Вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:
- Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
- Что нового Вы услышали в этой пьесе?
- В какой форме написана транскрипция?
2. Слушание и обсуждение
Ученики: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.
Учитель. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:
3. Беседа по теме урока
«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс 24 Н. Паганини.
4. Слушание и обсуждение
Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?
Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.
Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?
Каприс – это произведение изысканное и виртуозное.
Учитель: В какой форме написано это сочинение?
Ученики: В форме вариаций.
Учитель: Вариации - (латинское variatio, буквально - изменение, перемена, разнообразие). Преобразование или развитие музыкальной темы при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств.
Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?
Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.
Учитель: Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др. В начале нашего урока, Вы отметили, что баллада – это жанр камерной музыки, который может быть представлен как вокальный, так и инструментальный.
Баллада - (итальянское ballare, буквально танцевать). Литературный термин, обозначавший в средние века народную танцевальную песню, позже – песню о драматических событиях, часто с элементами фантастики. В эпоху романтизма перешёл в вокальную музыку.
Слушание и обсуждение
Учитель: Вспомните первую интонацию вступления баллады. Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Баллада «Лесной царь»).
Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?
Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.
Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание).
Наряду с другими произведениями Ф. Шуберта, баллада «Лесной царь» взволновала Ф.Листа и он создал виртуозную транскрипцию «Лесной царь», которую я предлагаю Вам послушать в исполнении пианиста Евгения Кисина в видеозаписи.
Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?
Ученики: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца – в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.
Учитель: Я с уважением отношусь к Вашей точке зрения, но может быть не стоит быть столь категоричными. Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?
Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.
Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.
Работа над песней В. Вавилова «Город золотой»
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-В чём испытали затруднения?
-Какое музыкальное произведение вам больше всего понравилось,запомнилость?
Слова благодарности за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...