«НАШИ ТРАДИЦИИ» ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ.
методическая разработка (10 класс)
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.
В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том. Что образовать человеке - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.
Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все - и родители, и школа, и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих категориях содержится генетический код человечества. Этими же блоками я обозначила задачи своей работы.
Данная программа направлена на воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей. Она способствует духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для других.
При реализации данной программы значительно расширяется воспитательное пространство, что является мощным фактором при коррекции эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_traditsii.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
«НАШИ ТРАДИЦИИ»
(ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ
С 10 КЛАССОМ).
Классный руководитель: Стебунова Ольга Анатольевна
Содержание документа
Введение
- Пояснительная записка. стр.3
- Актуальность Программы стр.2
- Цели программы стр.8
- Задачи программы стр.9
- Место и роль классного руководителя в реализации Программы, стр.10
- Основные направления по реализации программы. Стр.11
- Эффективность воспитательной Программы стр.12
- План мероприятий на 2009-2010у. год стр.13
- Калейдоскоп традиционных форм работы с детьми, которые я применяю с 5—11класс. Стр.21
- Заключение стр.25
- Приложение стр.
« Нам урок любой выверять судьбой
И дыханьем жарким века.
Мы с тобой должны для родной страны
Юного растить человека.
Пронесем с собой
Через все года
Вечные слова эти:
«Посвящаю жизнь
Детству навсегда,
Сердце отдаю детям!»
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.
В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том. Что образовать человеке - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству. Поворот российской школы к ребенку, вызывающий повышенный интерес педагогов к идеям развивающего и личностно-ориентированного образования, побудил нас к поиску инновационных способов образований деятельности.
Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все - и родители, и школа, и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации. Именно в этих категориях содержится генетический код человечества. Этими же блоками я обозначила задачи своей работы.
Данная программа направлена на воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей. Она способствует духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для других.
При реализации данной программы значительно расширяется воспитательное пространство, что является мощным фактором при коррекции эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Изучение родного края ведется параллельно в нескольких направлениях:
- изучение и исследование исторического прошлого Воронежского края, включая участие края в годы Великой Отечественной войны;
- изучение природы Воронежского края; Эртильского района; нашего села Ростоши;
- изучение промыслов Воронежского края; Эртильского района; нашего села Ростоши
- составление родословной и изучение своих исторических корней;
- изучение культурного прошлого и настоящего;
- знакомство с русскими праздниками и традициями, которые отмечались на территории Воронежского края, района Эртильского и нашего села Ростоши.
Формы проведения занятий различны: игры, исследования, экскурсии, театрализованные посиделки, вечера встреч, беседы, оформления альбомов и стендов и другие.
Нормативно-правовая база программы основывается на:
- Законе Российской Федерации «Об образовании».
- Конвенции о правах ребенка.
- Конституции Российской Федерации.
- Национальной доктрине образования Российской Федерации.
- Уставе МКОУ «Ростошинской СОШ» школы
2 Обоснование актуальности программы:
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Но школа не снимает с себя ответственности за воспитание нового поколения российских граждан. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объёмна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных школ, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности. Микросоциум (т. е. сельские жители), с одной стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы. Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой.
МКОУ «Ростошинская СОШ», сельская, находится в центре села Ростоши.
В школе 11 классов – комплектов, дети поступают в школу с 7 лет, обучаются 131. В микрорайоне школы находятся: Дом культуры, парк с мемориалами, детские сады (2 садика) библиотеки (3), больница, церковь, колхозы «Прогресс» и «Рассвет» которые связаны со школой тесным взаимодействием.
Уровень общей культуры материальной обеспеченности в семьях среднего уровня. Жители села, в котором расположена школа, в основном работники сельского хозяйства и сельская интеллигенция.
3 Цели программы:
Основной целью программы является:
«Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа.
Создание в 10 классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях, формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.
4 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы школы и новые формы внеклассной работы в жизнедеятельности.
2. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
3. Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам в воспитании учащихся.
4.Повысить роль ученического самоуправления в жизнедеятельности школы и класса, развивать у ребят самостоятельность, инициативу, ответственное отношение к делу.
5. Усилить участия учащихся в конкурсных программах школьного, районного, областного масштаба.
6. Содействовать формированию благоприятного эмоционально психологического и нравственного климата в классном коллективе.
7. Продолжать воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям Отечества.
5 Место и роль классного руководителя в реализации Программы
Миссия учителя: Сформировать у ребенка потребность в саморазвитии и способность к профессиональному и личностному самоопределению.
Я как классный руководитель должна сохранить стабильность ее здоровья, способствовать стремлению учиться, помочь самосовершенствоваться и чувствовать себя комфортно в коллективе.
Моя программа основана на следующих принципах:
1. Принцип гуманизации, предусматривающий развитие личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
2. Принцип развития, опирающийся на психопедагогические представления о «зоне ближайшего развития». Он предполагает развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивает оптимизацию умственной деятельности ученика, позволяет развивать самые разнообразные навыки и умения
обучающегося.
3. Принцип индивидуализации, который предусматривает учет уровня развития способностей ученика, формирование на этой основе индивидуальных планов, программ воспитания и развития обучающихся, развитие познавательных интересов ребенка.
4. Принцип дифференциации, предполагающий учитывать уровень и особенности развития и подготовки обучающегося.
5. Принцип целостности образования, основанный на представлении единства процессов развития, обучения и воспитания.
6. Принцип непрерывности, который предполагает создание целостной образовательной системы.
6 Основные направления по реализации программы:
Для достижения вышеперечисленных результатов я выделяю основные направления воспитательной работы. Таковыми являются:
1 Традиционные школьные дела и мероприятия
2 Познавательная деятельность
3. Общественно полезная деятельность
4 Ценностно-ориентированная деятельность
5 Правовое воспитание
6 Экологическое воспитание
7 Духовно-нравственное воспитание
8 Художественное творчество
9 Спортивно-оздоровительные мероприятия
10 Работа с педагогически запущенными учащимися
11 Работа с родителями
Программу реализую вместе с педагогами, родителями, учащимися и общественностью.
7 Эффективность программы
Конечными результатами программы должны стать:
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
- быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
- инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью, а необходимыми качествами делового человека;
- потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
- умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
- диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
- высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
- знать историю, культуру и традиции своего родного края (где родился, учился и вырос)
В 10 классе 20 учащихся: 12 мальчиков и 8 девочек.
8 План мероприятий.
9 Калейдоскоп
традиционных форм работы с детьми в школе которые я применяю в своей работе с 5 по 11 класс(в данном классе).
Праздники:
- «Отдыхаем у самовара».
- «Праздник семейных династий»
- «Папа, мама и я – спортивная семья».
- «Масленица»
Устные журналы:
- «Моя родословная».
- «Семейные традиции».
Диспуты:
- ««Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».
- «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».
- «Можно ли стать красивым?».
- «Что такое духовность человека?».
- «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
- «Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?».
- «Надо ли любить всех?».
Деловые Игры:
- «Школа, которую мы строим».
- «Тайны вокруг нас».
- «По каким правилам мы живем?».
- «Твои гражданские права».
- «Суд над пороками людей».
- «Суд над наркоманией».
- «Суд над алкоголизмом».
- «Ложь на скамье подсудимых».
- «Суд над воровством».
Вечера:
- «Молодость наших бабушек».
- «Орден твоего деда».
- «Родная моя
- Ростошинские посиделки
- Традиции нашего села Ростоши
Викторины:
- «Классики литературы о добре и зле».
- «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне»
- Наше село в годы Великой Отечественной войны
Походы-туристические
5-7 классы-однодневные
8-11 классы с ночевкой
Районный туристический слет
Беседы:
- «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».
- Расскажи мне о себе».
- «В дружбе - сила».
- «Чтобы иметь друга, надо быть им».
- «Человек - мыслитель и творец» (с позиций «истинно - ложно» (наука); «добро - зло» (мораль); «прекрасное - безобразное» (творчество).
Экскурсии
На мемориал в парк села Ростоши
На памятник погибшим летчикам в годы Великой Отечественной войны
В библиотеки села Ростоши
В дом культуры
В церковь села Ростоши
Выставки рисунков:
- «Золотые бабушкины руки».
- «Родная школа в лицах».
- «Природа и фантазия».
Встречи с интересными людьми:
- «Советы мудрых села Ростоши».
- «Защитники Родины у нас в гостях».
- «История села Ростоши глазами моих родственников».
- «Национальные традиции в моей семье».
- «Моя родословная».
Конкурс сочинений:
- «Мои соседи».
- «Что значит быть человеком?».
- «Береги честь смолоду».
- «Самый дорогой человек».
- «Воронежская область и наше село Ростоши на карте России».
Заочные путешествия на компьютере:
- «Здесь живут мои родственники - презентация».
- «По странам и континентам» работа в Интернете
- Сайт «Одноклассники»
- Сайт «Это моя школа».
- Презентации «Наши традиции»..
Творческие конкурсы:
- На лучшее стихотворение о родном крае
Рисунков на асфальте.
- Меховой игрушки.
- Исполнителей авторской песни.
- Юных кулинаров.
- На лучшее поздравление с... (Днем учителя).
- Актерского мастерства.
- На лучший репортаж из... (школьной столовой).
- Юных фотолюбителей.
- Юных модельеров.
- На лучшую праздничную стенгазету.
- На лучший научный реферат о... (вреде курения).
- Музыкальных пародий.
- Букетов (икебана).
- Исполнителей народных песен.
- Юных джентльменов.
- На лучшую загадку в стихах.
- Пантомимы.
- Юных журналистов.
- На лучшую сервировку стола к 8 марта».
- Инсценированной сказки.
- Команд КВН.
- На лучшую частушку про...
10 Заключение
Воспитательная работа в 10 классе организуется в соответствии с Программой воспитательной работы в школе "Мы - дети России".
От меня -- педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось на каждое слово.
Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого, нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.
«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. …
решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных». (А.С.Макаренко)
11 Приложение
Список литературы:
1 Журналы «Воспитание школьников»
2 М.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» Москва
Просвещение 2006 год
3 Г.П. Богданов «Игры и развлечения» Москва
Просвещение 2005 год
4 Н.И. Панфилова В.В.Садовникова «Сценарии школьных
Праздников Москва 2001 год
5 А.С Ряшина «Тема для классного часа» Москва Просвещение
2008 год.
6 Н.И.Дереклеева «Классные часы» Вако Москва 2007 год
7 О.Л.Калинина «Содержание и методика проведения классных
Часов» Москва Просвещение 2007 год
Список литературы для родителей
1 Н.И.Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы Вако Москва
2007 год
2 М.И.Буянов «Ребенок и семья.
3 Журналы «Семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ
Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа. Создание в 10 клас...
МОУ Ростошинская СОШ «НАШИ ТРАДИЦИИ» (ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С 10 КЛАССОМ
Основной целью программы является: «Воспитание социально-активной личности на традициях крестьянской культуры и духовных ценностях русского народа. Создание в 10 клас...
Россия и Великобритания: сравним наши традиции и обычаи
В данном материале сраниваются обычаи двух стран, выделены особенности каждой стран, сравниваются такие праздники, как День Святого Валентина, Масленица, День Матери...
Россия и Великобритания: сравним наши традиции и обычаи
Презентация к текстовому материалу по данной теме...
Воспитательная программа "Искусство в нашей жизни"
Программа содержит цели и задачи, основные разделы, рекомендуемое содержание...
Воспитательная программа 7-9 класс "Наше будущее наступает сегодня".
Воспитательная программа 7-9 класс...
Буклет городской воспитательной программы "Православные традиции. Делай добро!"
Буклет знакомит с основными положениями программы...