Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии в образовательном процессе
статья

Лисина Екатерина Михайловна

Цель здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии  ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий присутствуют  на каждом уроке: их применение занимает мало времени, но имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

На  уроках учащимся приходится много писать, читать, считать, анализировать, рассуждать,   поэтому особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
  • Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
  • Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • правильная организация учебной деятельности,
  • создание положительного эмоционального настроя на работу учеников в ходе урока (благоприятный эмоциональный настрой);
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках:
    • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
    • Упражнения для кистей рук;
    • Гимнастика для глаз;
    • Гимнастика для слуха;
    • Упражнения, корректирующие осанку;
    • Дыхательная гимнастика.
  • систематическая просветительская работа с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни и о роли семьи в его формировании.
  • Обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья.
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Методы, приемы, технологии, используемые в работе:

I. Нетрадиционные формы организации уроков:

  • Игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторины, сказки, игры) Драматизация диалогов с движениями, инсценирование ,
  • Использование наглядности, ИКТ,
  • Занимательные упражнения,
  • Фантазирование,
  • Домашние задания творческого характера.

II. Чередование различных видов учебной деятельности:

  • Опрос,
  • Письмо,
  • Чтение,
  • Слушание,
  • Рассказ,
  • Самостоятельная работа учащихся,
  • Рассматривание наглядных пособий,
  • Ответы на вопросы,
  • Решение задач.

III. Оздоровительные минутки на уроках:

 Состав упражнений для физкультминуток:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укрепления мышц рук, расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом (пальчиковая гимнастика),
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • предупреждение утомления глаз,
  • минутки релаксации.

IV. Эмоциональный климат на уроке:

  • Эмоциональная мотивация в начале урока,
  • Создание ситуации успеха.

V. Мотивация учебной деятельности: внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод), внутренняя мотивация (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).

Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного ученика, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Регулярное использование различных направлений  здоровьесберегающей технологии улучшает эмоциональное состояние и приобщает к стремлению к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий в образовательном процессе

Цель здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни.

 Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии  ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий присутствуют  на каждом уроке: их применение занимает мало времени, но имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

На  уроках учащимся приходится много писать, читать, считать, анализировать, рассуждать,   поэтому особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
  • Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
  • Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • правильная организация учебной деятельности,
  • создание положительного эмоционального настроя на работу учеников в ходе урока (благоприятный эмоциональный настрой);
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках:
  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика для слуха;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.
  • систематическая просветительская работа с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни и о роли семьи в его формировании.
  • Обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья.
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Методы, приемы, технологии, используемые в работе:

I. Нетрадиционные формы организации уроков:

  • Игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторины, сказки, игры) Драматизация диалогов с движениями, инсценирование ,
  • Использование наглядности, ИКТ,
  • Занимательные упражнения,
  • Фантазирование,
  • Домашние задания творческого характера.

II. Чередование различных видов учебной деятельности:

  • Опрос,
  • Письмо,
  • Чтение,
  • Слушание,
  • Рассказ,
  • Самостоятельная работа учащихся,
  • Рассматривание наглядных пособий,
  • Ответы на вопросы,
  • Решение задач.

III. Оздоровительные минутки на уроках:

 Состав упражнений для физкультминуток:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укрепления мышц рук, расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом (пальчиковая гимнастика),
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • дыхательная гимнастика,
  • предупреждение утомления глаз,
  • минутки релаксации.

IV. Эмоциональный климат на уроке:

  • Эмоциональная мотивация в начале урока,
  • Создание ситуации успеха.

V. Мотивация учебной деятельности: внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод), внутренняя мотивация (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).

Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного ученика, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Регулярное использование различных направлений  здоровьесберегающей технологии улучшает эмоциональное состояние и приобщает к стремлению к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одна из педагогических технологий образовательного процесса

В рамках ФГОС востребованы современные технологии в образовательном процессе. Одним из часто и эффективно используемых технологий является проблемное обучение. На каждом уроке математики перед обучающ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на тему: "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих и современных технологий в процессе обучения"

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поко...

Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Про...

Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии....