Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии в образовательном процессе
статья
Цель здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий присутствуют на каждом уроке: их применение занимает мало времени, но имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
На уроках учащимся приходится много писать, читать, считать, анализировать, рассуждать, поэтому особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
- Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
- Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- правильная организация учебной деятельности,
- создание положительного эмоционального настроя на работу учеников в ходе урока (благоприятный эмоциональный настрой);
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для слуха;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика.
- систематическая просветительская работа с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни и о роли семьи в его формировании.
- Обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья.
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Методы, приемы, технологии, используемые в работе:
I. Нетрадиционные формы организации уроков:
- Игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторины, сказки, игры) Драматизация диалогов с движениями, инсценирование ,
- Использование наглядности, ИКТ,
- Занимательные упражнения,
- Фантазирование,
- Домашние задания творческого характера.
II. Чередование различных видов учебной деятельности:
- Опрос,
- Письмо,
- Чтение,
- Слушание,
- Рассказ,
- Самостоятельная работа учащихся,
- Рассматривание наглядных пособий,
- Ответы на вопросы,
- Решение задач.
III. Оздоровительные минутки на уроках:
Состав упражнений для физкультминуток:
- упражнения по формированию осанки,
- укрепления мышц рук, расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом (пальчиковая гимнастика),
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- психогимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- предупреждение утомления глаз,
- минутки релаксации.
IV. Эмоциональный климат на уроке:
- Эмоциональная мотивация в начале урока,
- Создание ситуации успеха.
V. Мотивация учебной деятельности: внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод), внутренняя мотивация (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного ученика, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Регулярное использование различных направлений здоровьесберегающей технологии улучшает эмоциональное состояние и приобщает к стремлению к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий в образовательном процессе
Цель здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий присутствуют на каждом уроке: их применение занимает мало времени, но имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.
На уроках учащимся приходится много писать, читать, считать, анализировать, рассуждать, поэтому особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям в учебном процессе с целью предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
- Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
- Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- правильная организация учебной деятельности,
- создание положительного эмоционального настроя на работу учеников в ходе урока (благоприятный эмоциональный настрой);
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для слуха;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика.
- систематическая просветительская работа с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни и о роли семьи в его формировании.
- Обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья.
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Методы, приемы, технологии, используемые в работе:
I. Нетрадиционные формы организации уроков:
- Игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторины, сказки, игры) Драматизация диалогов с движениями, инсценирование ,
- Использование наглядности, ИКТ,
- Занимательные упражнения,
- Фантазирование,
- Домашние задания творческого характера.
II. Чередование различных видов учебной деятельности:
- Опрос,
- Письмо,
- Чтение,
- Слушание,
- Рассказ,
- Самостоятельная работа учащихся,
- Рассматривание наглядных пособий,
- Ответы на вопросы,
- Решение задач.
III. Оздоровительные минутки на уроках:
Состав упражнений для физкультминуток:
- упражнения по формированию осанки,
- укрепления мышц рук, расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом (пальчиковая гимнастика),
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- потягивание,
- массаж области груди, лица, рук, ног,
- психогимнастика,
- дыхательная гимнастика,
- предупреждение утомления глаз,
- минутки релаксации.
IV. Эмоциональный климат на уроке:
- Эмоциональная мотивация в начале урока,
- Создание ситуации успеха.
V. Мотивация учебной деятельности: внешняя мотивация (оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод), внутренняя мотивация (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу).
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного ученика, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Регулярное использование различных направлений здоровьесберегающей технологии улучшает эмоциональное состояние и приобщает к стремлению к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Использование продуктивных технологий образовательного процесса на занятиях в образовательном объединении "Художественная вышивка"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Проблемное обучение как одна из педагогических технологий образовательного процесса
В рамках ФГОС востребованы современные технологии в образовательном процессе. Одним из часто и эффективно используемых технологий является проблемное обучение. На каждом уроке математики перед обучающ...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на тему: "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих и современных технологий в процессе обучения"
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поко...
Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Про...
Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии....