Проблемное обучение как одна из педагогических технологий образовательного процесса
статья
В рамках ФГОС востребованы современные технологии в образовательном процессе. Одним из часто и эффективно используемых технологий является проблемное обучение. На каждом уроке математики перед обучающимися возникают проблемы. Важно, чтобы учитель правильно использовал эти моменты для дополнительной мотивации в успешном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемное обучение - возможность осознанного , более глубокого усвоения материала | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение как одна из педагогических
технологий образовательного процесса
Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века.
Основой проблемного обучения являются противоречия, характерные для познавательного процесса.
Проблемное обучение можно рассматривать как следствие противоречия между школьными знаниями, уже известными учащимся, так и фактами, задачами, не подпадающими под эти знания. Ученик хорошо понимает цель своей мыслительной деятельности, но не может назвать хотя бы один способ достигнуть этой цели. Учитель постепенно приводит учащегося к мысли о недостаточном или абсолютном отсутствии теоретического обоснования решения проблемы. И наоборот, неумение применить уже известные теоретические знания к решению незнакомой, выходящей за рамки учебника задачи.
Проблемное обучение полезно лишь тогда, когда на уроке сложилась проблемная ситуация. Эту ситуацию создает учитель посредством различного рода инструментов, например, предлагает решить пример (задачу), в котором обязательно использование теоретических знаний, неизвестных учащимся. Эта (проблемная) ситуация ставит перед учащимся задачу, которую, в свою очередь, можно решить только, создав модель (схему) поиска решения. Учитель подводит учащегося к мысли о целесообразности изучения новых теоретических фактов, теорем, законов, свойств и признаков.
Чтобы проблемное обучение было успешным, необходимо выполнение нескольких правил: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, обеспечение посильной поэтапной работы в поиске связи между известным и неизвестным, значимость информации, получаемой при решении проблемы, необходимость диалогового доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Главными целями проблемного обучения являются:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений,
- усвоение учащимися более прочных знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем,
- воспитание активной творческой личности, учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные вопросы,
Проблемное обучение подходит не для каждого учебного материала, поэтому при выборе этого способа организации деятельности учащихся, учитель должен сам убедиться, что проблема не станет самоцелью на уроке, а действительно поможет донести до учащихся основные моменты нового материала.
Рассмотрим несколько примеров использования способа проблемное обучение:
5 класс: Первый урок по теме «Десятичные дроби». Учащимся предлагается решить пример, ответом к которому является ненатуральное число. Проблема!!! В классе создается такая творческая атмосфера, когда каждый может предположить, что делать, если не получается натуральное (известное) число. Произошел конфликт между известными знаниями и пока неизвестными. У учащихся появляется желание (мотивация) узнать, какие еще числа есть, кроме натуральных.
10 класс. Геометрия. Задача: Четыре точки A,B,C,D не лежат на одной плоскости, пересекаются ли прямые AB и CD? Учащимся из планиметрии известен факт: прямые или пересекаются, или параллельны. Но при решении задачи ни тот, ни другой вид двух прямых не получается. Учащиеся в затруднении: им не известен вид скрещивающихся прямых.
7 класс. Геометрия. Задача №249: Найдите сторону равнобедренного треугольника, если две другие стороны равны 7 см и 3 см. Учащиеся знают определение равнобедренного треугольника, быстро находят неизвестную сторону: либо 7см, либо 3 см. Учитель предлагает построить треугольник со сторонами 7, 3, 3. Выясняется, что такой треугольник построить нельзя. Эта задача полезна перед изучением темы «Неравенства треугольника».
Таких примеров можно привести много, главное, чтобы применение разных приемов, способов и методов, в том числе и проблемного обучения, помогали в усвоении новых знаний и развитии умений. По моему убеждению, учитель остается в учебном информационном поле важным, главным звеном: носителем, распространителем знаний, наставником и воспитателем молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"
Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...
«Проблемное обучение на уроках физики. Педагогические технологии».
Подготовил: учитель физики Оганян Н.А. Выступление на ШМО МБОУСОШ №1.Проблемное обучение на уроках физики .В одной из распространенных концепций проблемное об...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Выступление на РМО по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения"
Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной оп...