Методические рекомендации "Использование продуктивных технологий образовательного процесса на занятиях в образовательном объединении "Художественная вышивка"
статья по теме

Сахароварова Марина Николаевна

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме: 

«Продуктивные технологии образовательного процесса как средство развития личности».

г. Арзамас, 2011г.

Продуктивные технологии образовательного процесса на занятиях в объединении «Художественная вышивка».


       Под понятием продуктивности применительно к искусству подразумевается быстрота, скорость генерирования идей, их количество.

       Основную идею продуктивных технологий можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».

       Понятие «продуктивные технологии» вытекает из деления методов обучения на две группы:

  1. Репродуктивные – обучающиеся усваивают готовые знания и репродуцируют (воспроизводят) уже известные им способы деятельности;
  2. Продуктивные – обучающиеся добывают (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

       Именно продуктивные методы позволяют выполнить важнейшее требование к обучению – формирование качеств творческой личности.

       Продуктивные технологии должны быть направлены на формирование личности обучающихся как активных субъектов творческого процесса. Такой ориентир на деятельное освоение содержания образования соответствует принципам личностно-деятельного обучения.

       Одним из условий, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации. Личная вовлечённость, осмысленность и действенность творческого поиска задают целостность мыслительного процесса.

       Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В решении проблемы можно выделить 4 главных этапа (стадии):

  1. создание проблемной ситуации;
  2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление её в виде одной или нескольких проблемных задач;
  3. решение проблемных задач (задачи) путём выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
  4. проверка решения проблемы (правильность) – сопоставление целей, условий задачи и полученного результата.

       Обучение с помощью продуктивных методов принято называть проблемным.

       Одним из методов продуктивной технологии является проектный метод обучения. Для примера можно привести проектную работу  «Царевна Лебедь» по теме «Мои любимые сказки». В ней можно проследить все основные стадии решения проблемы. Во введении раскрываются актуальность, новизна, цель и задачи проекта – это 1 и 2 стадии решения проблемы (создание и анализ). Самый большой 3 этап (решение) – включает в себя исследование и развитие идеи, дизайн-спецификацию, создание банка идей, выбор базовой идеи, материаловедение, оборудование и инструменты, конструирование и моделирование, технологию изготовления. И 4 стадия (проверка) – контроль качества, самоанализ и как дополнение экологическое обоснование, экономическое обоснование, отзыв, список литературы и приложения.

          Практически при выполнении каждого задания присутствует исследовательский метод обучения. Изображая растительный и животный мир, ребята не только получают дополнительные знания, учатся находить мельчайшие особенности, отличительные черты, различия, например, в строении цветка или того или иного животного, но и любить, ценить природу, понимать её красоту. Например, вышитые картины «Ирисы» и «Тюльпаны» по теме «Цветы для моей мамы». Обучение должно быть развивающим, идти впереди развития и вести его за собой.

       Также можно выделить как продуктивную технологию создание авторских работ. При таком подходе создаётся ситуация успешности за счёт реального проживания обучающимися себя в искусстве, здесь ребёнок от начала до конца является создателем именно своего изделия. Например, нам была предложена тема конкурсных работ «Природа России». Мы решили остановиться на уникальных уголках нашего Нижегородского края, было переработано большое количество снимков, кадров, слайдов и т.д. В итоге из большого разнообразия материала мы выбрали 2 фотоснимка: озеро Великое Пустынского заказника и село большое Болдино – знаменитый «горбатый мостик». Затем пошёл длительный процесс перевода фотоснимка в схему с оптимальными размерами, цветовой гаммой ит.д. и создания самих картин. Особо следовало обратить внимание на оформление работ, чтобы придать им завершённый вид, неповторимость и оригинальность. Тема природы – это наша любимая тема, она присутствует во многих изделиях. Их выполнение развивает в детях умение наблюдать – это великий дар. Каждому, кто научится внимательно всматриваться, природа подарит много интересного.

       Примером авторской работы также является вышитая картина «Золотой ключик» по теме «Мои любимые сказки». Как особенность здесь можно выделить сочетание различных техник вышивки, что является сейчас очень актуальным, современным, модным (гладь, декоративные швы, вышивка лентами, роспись ткани). В различных техниках выполнены также «Мельница» (вышивка крестом, гобеленовым швом, бисером), «В ожидании Рождества» (вышивка крестом, декоративными швами, бисером) и сейчас мы готовим несколько новых. Например, одна из них «Палисадник» (вышивка лентами, декоративные швы, гладь). Хочется отметить также оригинальность оформления изделий: «Ухаживание» (роспись ткани), «Журавли» (паспарту), «Хоровод бабочек» (паспарту).

       Занятия вышивкой предполагают много самостоятельности в выборе и создании рисунка, эскиза, цветового решения будущей работы, а также техники её выполнения. Время занятий очень ограничено для процесса вышивания и, поэтому, большую часть работы детям приходится выполнять самостоятельно дома, а занятия превращаются в своего рода консультации. В этом есть и свои плюсы. Ведь знания добытые в активной поисковой работе куда прочнее, чем поданые в готовом виде. Здесь проявляются богатая фантазия, самовыражение, творческая активность ребят, тренируются память, мелкая моторика рук, активизируются внимание, мышление, оказывается положительное влияние на эмоциональную сферу.

       Продуктивные технологии невозможно представить без применения разнообразных средств обучения, активизирующих детей, поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий, слайдов, иллюстраций, схем, технологических карт, современных технических средств. Например: «Памятка по вышивке», «Общие правила для всех ручных швов».

       Именно использование информационного ресурса позволяет экономить до 10-12% учебного времени, которое используется для практической деятельности, самостоятельной работы с источниками информации, контроля усвоенных знаний. Как пример можно привести презентацию тем: «Всё о вышивке», «Композиционное построение узоров, техника шва крест».

       Основными критериями оценки продуктивно-творческой деятельности выступает приоритетность (положительность) качественных изменений, происходящих в ребятах:

  1. Уровень внутренней открытости для восприятия информации;
  2. Уровень сопричастности к содержанию занятий;
  3. Уровень ориентированности в различных техниках, средствах выразительности, их сочетаниях (взаимосвязях) и т.д.

       Важнейшая функция оценки на занятиях вышивкой, как занятии искусством этическая: поддержать, стимулировать активность обучающихся или в тактичной форме указать на недостатки выполненного задания.

       Можно выделить следующие критерии оценки выполнения творческих работ по системе Д.Гилфорда:

  1. Продуктивность – быстрота, скорость генерирования идей, их количество;
  2. Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания;
  3. Оригинальность – способность пораждать новые нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников;
  4. Художественная завершённость – способность совершенствовать или придавать законченный вид «продукту» своей деятельности.

       Необходимо уточнить, что продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой проблему. Такой материал следует давать репродуктивными методами. Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

       Из всего сказанного можно сделать вывод: Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при её систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться её новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

       В заключении я хочу привести слова отечественного психолога, одного из создателей теории деятельности А.Н.Леонтьева. Он считал, что «искусство является предметной сферой, с помощью которой происходит то, что определяет процесс качественных изменений в ребёнке».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция информационно - коммуникационных технологий и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...

Методическая разработка по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"

Презентация по теме "Организация образовательного процесса с использованием электронных образовательных технологий"...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...