Педагогические технологии
учебно-методический материал
Педагогические технологии, применяемые на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии:
- информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);
- технология, основанная на деятельностном подходе;
- технология, основанная на реализации проектной деятельности;
- продуктивная педагогическая технология (ППТ);
- технология дифференцированного обучения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- исследовательская деятельность.
Под технологией понимается комплекс мер, позволяющих получить планируемый педагогический результат, направленный на достижение учебных знаний и умений.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Теорию деятельностного подхода обосновали А.Дистеверг, К.Д. Ушинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В.Занков, и др. При этом возрастает значимость учета личностных особенностей детей, их индивидуальности в получении и обработке информации. Особенности деятельностного подхода:
- это цепочка действий, в результате которой учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, отрабатывать, т.е. естественное самонаучение ученика;
- это организация творческой познавательной деятельности учащихся;
- это реальные условия для формирования мышления, способностей, характера, качеств личности, ЗУН, межличностных отношений.
Чтобы осуществить деятельностный подход нужно решить следующие вопросы: Чему учить? Как создать мотив? Как вовлечь всех в работу? Какие виды работ использовать? Какие нужны средства труда? Каким будет стимул? Как осуществить руководство? Какие виды контроля использовать? Как создать деловую, но доверительную атмосферу? Как провести рефлексию?
Пути реализации: творческие уроки, насыщение обычных уроков творческими заданиями, заканчивающимися рефлексией.
Информационные технологии - средство достижения нового качества образования. Компьютер и мультипроекционная техника дают огромные возможности для усовершенствования учебного процесса в целом и повышении эффективности преподавания физики в частности. Серьезная задача учителя при этом не превращать урок в развлекательно-созерцательную форму обучения, а под каждую конкретную учебную задачу - свой приоритет выбора элементов ИТ. Подготовить эффективный мультимедийный урок намного сложнее, чем в обычном, классическом режиме. Но имеет ряд несомненных преимуществ: позволяет в интерактивном режиме быстро менять учебные ситуации, моделировать новые задачи.
Продуктивная педагогическая технология (ППТ) - это технология, которую отличает основанная на научных закономерностях деятельность, дающая гарантированный результат. Преимущества этой технологии:
- управляемость. Варьируя объем и содержание различных компонентов, от которых зависит конечный результат, можно получить запланированный продукт качества на проектированном уровне.
- универсальность. Она подходит для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Она совместима со всеми известными средствами обучения.
- энергоёмкость. Применяемые средства, особенно современные, ускоряют и облегчают путь достижения запроектированной эффективности.
- оптимальность. Каждый ее элемент можно усовершенствовать с учетом новых возникающих условий.
- наукоемкость. Она основана на передовых достижениях науки, творчества.
- реалистичность. Не сиюминутная, чтобы удивлять. Будничная. Для нормального труда в нормальной школе.
- доступность. Она действует по простым и ясным схемам.
От учителя требуется четкое выполнение требований построения урока по научным предписаниям, нацеленность на получение продукта.
Общая задача складывается из задач учителя и задач учащихся. Если задачи сформулированы конкретно и четко, то можно просчитать коэффициент совпадения и эффективность технологии. Продуктивные технологии на каждом уроке можно оценить по количеству совпадений задач учителя и задач учеников. Например, полностью решены шесть задач из поставленных десяти. Значит, коэффициент эффективности технологии на данном уроке составляет 60%. Понимается так, ученики усвоили 60% запланированных ЗУН, либо все содержание усвоило 60% учеников класса.
Как формируются задачи?
- общая цель урока разделяется на составные части;
- каждая часть цели формулируется как отдельная задача;
- задачи не перекрывают друг друга;
- задачи не повторяются;
- задачи учителя трансформируются в задачи учеников;
- задачи поставлены однозначно;
- сформулированы кратко.
Дифференцированное обучение - это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части)
Положительные аспекты дифференциации:
- появляется уровень мотивации учения;
- появляется возможность помогать и сильному и слабому ученику;
- появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо ориентированными к процессу обучения;
- -реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
В организации и проведении урока я применяю здоровьесберегающие технологии
- Частые смены одной деятельности на другую; активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия);
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: улыбок, афоризмов.
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке.
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов.
1.Анализ проблемной ситуации
2.Постановка цели исследования, планирование действия по решению проблемы.
3.Исследование, поиск недостающих знаний и применение полученных знаний для решения проблемы.
4.Получение конечного продукта и его защита.
5.Рефлексия деятельности учащихся.
Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:
1) выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
2) определение целей и задач проекта;
3) работа над проектом и написание отчета;
4) защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.
Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.
Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- совершенствование способностей к самообразованию;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
- обучение школьников рефлексии;
- обучение учащихся умению публично выступать;
- развитие у школьников критического мышления.
Одним из условий успешной исследовательской деятельности является качественное оформление проекта на бумаге с использованием компьютерной техники. С этой целью учащимся выделены консультативные часы в кабинете информатики, в течение которых учащиеся могут оформить свой проект согласно требованиям, тем самым расширяя свои познания в работе с компьютером.
Использование современных образовательных технологий позволяет планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению:
- значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях
- вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формируется социальный опыт к труду в общении;
- способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дают возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяют контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.
- помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека, а также способствуют развитию нравственно - эстетического отношения к природе, позволяют показать красоту и неповторимость русской природы, её значение в духовной жизни народа.
- «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
- «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
- умение взять ответственность на себя,
- умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,
- стремление аргументировать свои решения;
- более легкое и прочное усвоение программного материала;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).
Главные правила для учителя, работающего с продуктивными технологиями, основаны на подходах:
- выделяя главные умения, знания, отказаться от малоценных и малозначимых;
- экономить силы учеников, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышления;
- препятствовать закреплению в памяти неправильно воспринятого либо того, что ученик не понял. Запоминать нужно только сознательно усвоенное, хорошо осмысленное;
- заключать материал, требующий запоминание, в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно быть слишком объемным;
- исключить из подлежащих запоминанию рядов всё, что ученик сам может легко прибавить;
- помнить, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частоту повторения согласуем с закономерностями забывания;
- следить за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные друг с другом, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения;
- всегда помнить, что главным средством упрочения знаний является их самостоятельное многократное повторение;
- развивать память, используя различные приемы, облегчающие и направляющие запоминание;
- добиваться глубокого и прочного усвоения каждым учеником не всего, что изучается, а главного: прочно усвоенное, оно станет надежной основой дальнейшего обучения;
- проводить повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства школьников работали над осознанием и закреплением знаний, постепенно расширяя их объем;
- находить новые схемы повторения изученного материала. Предоставлять возможность школьникам рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения;
- всегда связывать изучение нового материала с ранее пройденным, повторять старое в новом;
- проводить закрепление знаний и умений в логически целостных структурах;
- отказываться от однообразия видов работы, они мало развивают и быстро утомляют;
- вместе с детьми формулировать требования к результатам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал составлен на основе лекций Горбич Ольги Ивановны,кандидата педагогических наук, доцента...
Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.
Многие опытные педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)
Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...