Система заданий для работы с учебником для формирования коммуникативных УУД
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zadaniy_orientirovannyh_na_formirovanie_kommunikativnyh_uud.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Система заданий по физике для работы учащихся с учебником с целью формирования у них коммуникативный УУД
Умения | Типовые задания для работы в паре, группе |
Читать, слушать, вникать в суть прочитанного (услышанного), ставить вопрос |
|
Умение выражать свои мысли в устном тексте (в соответствии с прочитанным текстом) точно, компактно, без искажения |
|
самостоятельно (в группе) изучать литературу (умение читать с пониманием); |
|
выражать свои мысли в письменной форме. |
|
Более «подробный разбор» некоторых заданий:
Приложение 3
Задание «Найди ошибку!»
Цель: формирование умения корректно отстаивать свое мнение
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Агрегатные состояния вещества», «Плавание тел»; 8 класс: тема «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха», «Кипение», «Виды теплопередачи»; 9 класс: тема «Получение и передача переменного электрического тока»). Расчетные задачи из учебника. Тексты из ОГЭ по физике (задание 4).
Описание задания:
1 тип: группе учащихся предлагается составить текст (сообщение) с заданным количеством ошибок и предложить найти ошибки другой группе (классу).
2 тип: предлагается найти ошибки в решении расчетной задачи.
3 тип: Предлагается переработанный (с ошибками) текст из учебника, нужно найти ошибки. Можно использовать тексты задания №4 из ОГЭ по физике.
Инструкция: Обсудить варианты решения, привести доказательства верного ответа.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания учебному материалу;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
- умение доказывать свою точку зрения;
- умение договариваться, вести дискуссию.
Приложение 4
Задание «План сообщения»
Цель: формирование умения четко организовывать предстоящую работу
Форма выполнения задания: групповая или индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе.
Материалы: учебник физики (например, 7 класс - темы «Строение вещества», «Сила Архимеда», «Сообщающиеся сосуды»; 8 класс - «Источники электрического тока», «Магнитное поле Земли»; 9 класс - «Реактивное движение», «Относительность движения», «Строение атома», «Корпускулярно-волновой дуализм».
Описание задания: обучающимся предлагается в качестве домашнего задания составить план сообщения (или составить план написания реферата, презентации) по определенной теме. Учащиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают их презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для всех учащихся, их обсуждают (оценивают) вовремя специально организованной групповой дискуссии.
Инструкция: определить цель работы и обосновать ее, отобрать факты, создать план сообщения (реферата, презентации)
Критерии оценивания:
- соответствие содержания плану работы;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
- уровень самостоятельности обучающихся.
Приложение 5
Задание «Учимся слушать»
Цель: формирование умения общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности, умения определять существенные и несущественные признаки объектов
Форма выполнения задания: работа в группах или попарно с последующим совместным обсуждением в классе и создание опорного конспекта в рабочей тетради
Материал: учебник физики, параграфы о физических величинах, теориях, приборах, технических устройствах (например, 7 класс: плотность вещества, сила, средняя скорость, устройство барометра, насоса, гидравлического пресса и т.п.; 8 класс: количество теплоты, удельная теплоемкость, сила тока, устройство двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, микроскопа и т.п.; 9 класс: сравнение волновой и корпускулярной теорий света и т.д.)
Описание задания: Обучающимся предлагается в качестве задания на уроке найти в тексте учебника описание величины (прибора, теории), в соответствии с обобщенным планом составить конспект и рассказать о физической величине (приборе, теории).
Инструкция: Обсудить ответ на каждый пункт обобщенного плана, возможные варианты ответа, убрать несущественное, сделать запись учебного материала в рабочую тетрадь, рассказать о величине по плану.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания описываемого опыта и закона тексту учебника;
- умение слышать, слушать и понимать партнера;
- умение планировать, и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
- уровень самостоятельности обучающихся;
- уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Приложение 6
Задание «Суд над …»
Цель: формирование умения устного общения двух или несколько учеников
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы: 7 класс - «Трение - полезное или вредное явление»; 8 класс - «Энергосбережение: можно ли сэкономить?», «Двигатели и экологические проблемы современной цивилизации»; 9 класс - «АЭС – бомба замедленного действия.
Описание задания: Выбираем судью и двух помощников, класс делится на две группы. В каждой группе выбирают руководителя ( он распределяет задания по микрогруппам и отвечает за работу в целом). Выбираем «подсудимого», который должен представить себя классу.
Инструкция: при повторении темы составить таблицу с аргументами (чаще – это домашнее задание по тексту учебника), после обсуждения материала скорректировать таблицу в рабочей тетради, если возникает необходимость.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания фактов и аргументов;
- умение прислушиваться к аргументам других участников и учитывать их в своей позиции;
- уровень самостоятельности обучающихся;
- соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.
- умение брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- умение управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
Приложение 7
Задание «Исследование (проект) по заданию из учебника»
Цель: формирование умения сотрудничества и проектной формы работы
Форма выполнения задания: работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Давление в жидкости и газе», «Зависимость давления от площади опоры и веса тела», исследование зависимостей между величинами в формулах; 8 класс: «Зависимость силы тока от напряжения», «Последовательное и параллельное соединение проводников»; 9 класс: тема «Магнитный поток» «Электромагнитная индукция».
Описание задания: учащимся предлагается провести опыты и оформить в виде мини- проекта свою работу.
Инструкция: Прочитать задание. Определить проблему. Обсудить варианты решения, провести исследование, коротко записать в тетрадь, привести доказательства верного ответа.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания выполненной работы материалам учебника;
- умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их мнение;
- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
- уровень самостоятельности обучающихся.
Приложение 8
Задание «Учимся говорить! (физика и лирика)»
Цель: формирование качеств деловой речи
Форма выполнения задания: индивидуальная работа
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: «Способы уменьшения и увеличения давления», «Молекулы», «Сила. Виды сил»; 8 класс: «Кипение», «Источники света»; 9 класс: «Принцип радиосвязи», «Радиоактивность»).
Описание задания:
1 тип: «Переведите» письменную речь на обычный разговорный язык;
2 тип: Подготовьте рассказ по изучаемой теме для младшего брата (сестры);
3 тип: Подготовьте рассказ от имени молекулы (сообщающегося сосуда, электрона и т.д.) по теме ….
4 тип: Составьте устный рассказ по таблице, например, «Удельная теплоёмкость некоторых веществ» или «Плотность вещества».
Выполнение задания можно связать с ответами на следующие вопросы:
Чему посвящена таблица? Сколько объектов в ней рассматривается? Какие единицы измерения в ней используются? Что означает данная величина? Какой объект, из включенных в таблицу, имеет наименьшее и наибольшее значение? Причины этого? Для каких целей может пригодиться таблица?
Критерии оценивания:
- соответствие содержания рассказа учебному материалу;
- умение правильно выражать свои мысли в речи;
- уровень самостоятельности обучающихся;
- умение уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...
Рабоча программа по математике по учебникам: : Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010; Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
Основные цели курса: 1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности , изучения смежных дисциплин, продолжения образования в средней школе ...
Презентация"Живи, учебник!" предназначена для учеников 5 класса при знакомстве с учебником русского языка
Данная работа может использоваться на вводных уроках в 5 классе при знакомстве с книгой - учебником. Презентация поможет ученикам воспитывать в себе добрые чувства, откроет много интересного о к...
Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.
Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....
Особенности использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и по учебнику по ред. Н.Н. Зырянова».
Данная статья посвещена особенностям использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулино...
рабочая программа по математике 7-9 классы по учебнику Никольского С.М. и учебнику Погорелова А.В.
Рабочая программа создана для обучающихся 7, 8, 9 классов по учебнику Никольского ( модуль "Алгебра") и по учебнику Погрелова (модуль"Геометрия")...
Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла
Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...