Особенности использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и по учебнику по ред. Н.Н. Зырянова».
статья по истории по теме

Бабарыкина Алефтина Владимировна

Данная статья посвещена особенностям использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и по учебнику по ред. Н.Н. Зырянова «История России XIX в.».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1812_g.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования нарративных и визуальных источников в теме «Отечественная война 1812 года по учебникам «История России XIX в.» под ред. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной и по учебнику по ред. Н.Н. Зырянова».

Актуальность данной темы состоит в том, что для современного исторического школьного образования важно овладеть элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации. Учащиеся должны уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решать различные учебные задачи, сравнивать свидетельства разных источников. Выпускники школ должны научиться не только проводить поиск исторической информации, но и критически анализировать источники исторической информации (характеризовать авторство источника, указать время,  обстоятельства, цели его создания). Приобретённые умения помогут молодому человеку глубже понять этапы и ключевые позиции истории России, высказать собственные суждения.

О роли исторического источника при изучении основных событий России и мира с древнейших времён писали и пишут многие авторы, например Троицкий Н.А., Тарле Е.В.. Это исследования общего характера, давали характеристику исторических источников по истории Отечественной войны 1812 г.

В своей работе я опиралась на специальную литературу: работы Донецкого П.Б., Девятайкиной Н.И. Эти работы дают анализ использования исторических источников при изучении курса  истории в средней школе, умение атрибутировать источники для лучшего понимания изучаемых событий.

Главным источником исследования для меня стал учебник «Истории России XIX в.: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ П.Н. Зырянова. – 6 изд., - М.: Дрофа 2005 г.» В нём освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XIX в., даны характеристики исторических деятелей, сведения о повседневной жизни.

Другим источником исследования стал учебник «История России XIX в. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А Данилов, Л. Г. Косулиной. – 10 – е изд. – М.: Просвещение. – 2009 г. Учебник освещает все предусмотрены школьной программой вопросы истории России XIX  в. Материал доступен для учащихся, логичен, много наглядного материала, что способствует лучшему запоминанию, усвоению. Книга продолжает серию учебников, раскрывающих процесс складывания российской цивилизации.

Во взятых мною темах привлекаются две группы источников:

  1. нарративные;
  2. визуальные.

Нарративные представлены двумя группами:

  1. личного происхождения (воспоминания, записки);
  2. официальные ( заявления главнокомандующего).

Визуальные представлены иллюстрациями репродукций картин художников XIX в.

В связи с этим в роботе поставлен круг вопросов:

  1. как эти источники связаны с изученным материалом;
  2. могут ли эти источники через призму личного наблюдения отразить изучаемые исторические события;
  3. где находятся данные источники.

В учебнике под ред. П.Н. Зырянова (§ 2) представлен отрывок из документа «Походные записки артеллириста с 1812 – 1816 г.» И.Т. Радонежского. В этих «записках» характеризуются события Бородинской битвы. Отрывок большой по объёму подробно характеризует ход битвы. В самом же § 2 учебника характеристике Бородинской битвы уделяется большое внимание, отводится на изучении битвы, половина § 2.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...

Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».

Урок по курсу    «История России в XIX веке».  Тема «Отечественная война 1812 года».Урок  закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся....

разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»

познакомить учащихся с одним из ярчайших  подвигов российского народа, который останется в памяти на века....

Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".

Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

Конспект урока и презентация по теме «Отечественная война 1812 года», 9 класс. История

Технологическая карта урока и презентация по теме «Отечественная война 1812 года»....