Мастер - класс "Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе", или "Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?"
учебно-методический материал
Лекция-беседа с использованием компьютерной презентации, практическое занятие. технология модульного и блочно-модульного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_nestandartnye_zadaniya_priyomy_pri_podgotovke_k_gia_po_russkomu_yazyku_literature.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс " Нестандартные задания, приёмы при подготовке к ГИА по русскому языку, литературе», или «Может ли подготовка к ГИА одновременно развивать творческие способности?»
Цель мастер-класса: передача опыта по использованию нестандартных заданий в ходе выполнения тестовой части, приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере итогового сочинения по литературе и сочинения - рассуждения по русскому языку в 9, 11 классах, сжатого изложения в 9 классе.
Задачи:
1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;
3) выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с тестом, текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
Задачи:
1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;
3) выстраивание диалога.
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.
Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с тестом, текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
Учитель:
- Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Наверное, этот вопрос волнует многих учителей, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я пытаюсь выбрать для себя наиболее рациональный путь подготовки к ЕГЭ, который бы работал и на ученика, и на учителя.
- Сегодня я расскажу Вам о некоторых приёмах работы с тестами и текстами, которые являются эффективными методами при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе, но и одновременно развивают творческие способности учащихся.
Учитель:Слайд 3-5. Итак, приёмы, используемые при выполнении тестового задания № 4 в 11 классе «Правила постановки ударений в словах»:
-мнемонический приём (приём, используемый при системном повторении как ежедневная разминка) - подбор рифм или составление четверостиший. Например:
тот счастлИвее, кто красИвее;
кому завИдно, тому обИдно ;
донЕльзя осмЕлься;
танцОвщица - танцОвщик, убОрщица – убОрщик;
тОрты – шорты, бАнты – фанты, шАрфы – арфы;
о, какой чудесный слог этот ЛОГ- каталОг, монолОг, диалОг;
дЕтство не срЕдство;
невесты придАное что яблоко румЯное
аристокрАтия, демокрАтия – исторические понятия;
афЕра – мошенников сфЕра;
медвежонок плЮшевый любит сок грУшевый;
заключите договОр – и получите фарфОр;
аттестаты вам вручАт, в институты вас включАт;
если химию поймёшь, то цепОчки ты прочтёшь;
цепОчки две в нашем клеточном ядре;
в Англии мистеры зародились Исстари.
Покажите мне квартАл,
Где живёт ваш генерал.
ЗАтемно его ждалА,
ЗАсветло и отбылА.
Практическая работа с участниками семинара.
- Вам мы предлагаем воспользоваться еще одним методическим приемом, который также заключается в системном повторении. Перед Вами орфоэпический мини - словарик. Каждый участник семинара (например, начиная с меня) задает вопрос соседу, используя первое слово из словника. Ответ соседа должен содержать второе слово и т.д.
-Например, имя, отчество учителя, вы готовы к Августовской конференции?
- Нет, я ещё не бралАсь.
Слайд 6. Орфоэпический мини – словарик
А
Августовская
Б
бралАсь
В
вручАт
Д
докумЕнт
З
знАчимость
М
мастерствО
Н
новостЕй
П
понЯть
С
СвЕдущий
Ч
чЕрпать
- Итак, эти приёмы обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку, а также учат ребят творчески мыслить.
Слайд 7+ текст - Интересным нестандартным заданием в выполнении тестовой части являются«перевёрнутые» задания. Они ориентированы на работу с текстом.
Например: «перевернутое» упражнение по выполнению тестовых заданий в 9 классе.
Слайд 8. Сформулируйте и запишите вопрос, ответом на который является цифра (слово) в правом столбце таблицы. Запятые в тексте не расставлены.
1.Я увидел странный инструмент... 2.Треугольный деревянный корпус с прозрачным янтарным отливом. 3.Три тонкие струны стягивали стройный корпус от основания до длинного грифа. 4.Я прикоснулся кончиками пальцев к струнам и невольно отдернул руку. 5.Мне показалось что тихий и ясный звук зазвучал из самого сердца балалайки. 6.Именно тогда впервые я открыл для себя волшебный мир музыки.
Слайд 9
Вопрос к тексту | Номер тестового задания | Ответ |
№3 | 9 | |
№3 | 3 | |
№5 | 1 | |
№7 | 3 | |
№11 | 2 |
Слайд 10,11 Возможные ответы
Вопрос к тексту | Номер тестового задания | Ответ | |||
Сколько раз в тексте использовано такое изобразительное средство выразительности как эпитет? (Странный инструмент, прозрачнымотливом, тонкие струны, стройный корпус, невольно отдернул, тихий звук, ясный звук, волшебный мир. | №3 | 9 | |||
Какое языковое выразительное средство используется в тексте три раза?Метафора:янтарнымотливом, из сердца балалайки, мир музыки. | №3 | 3 | |||
Сколько в тексте слов, правописание суффикса в которых не определяется правилом (является исключением)? (Деревянный) | №5 | 1 | |||
Сколько в тексте словосочетаний, построенных на основе согласования, можно заменить словосочетанием со связью управление? ( Деревянный корпус – корпус из дерева; янтарным отливом –отливом из янтаря, волшебный мир – мир из волшебства) | №7 | 3 | |||
Сколько грамматических основ в предложении №5? | №11 | 2 |
- Самые интересные и сложные задания в курсе подготовки к ГИА — самостоятельно составленные по текстовому фрагменту учениками. Это процесс творческий, требующий мобилизации всех сил. В этом случае следует радоваться не удачно подготовленным тестам, а тем ошибкам, множество которых будет допущено.
Такого рода перевернутые упражнения способствуют тому, что ученики постигают принципы формулировки тестовых заданий, анализируя при этом причины своих ошибок и самостоятельно оценивая свой образовательный результат.
Но на уроке необходимо вооружить учащегося не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, то есть с текстом. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используяприём «фишбоун» - один из эффективных приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом.
А тексты, всем известно, окружают современного человека на каждом шагу: рекламы, доклады на собрании, статьи в газете или интернете, SMS-сообщения, заявления о приеме на работу, школьные сочинения. На всех школьных предметах проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного, математического цикла или других циклов. Этап урока с применением метода «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана японским профессором Кауро Ишикава , поэтому часто называется диаграмма или схема Ишикава.
«Фишбоун» в переводе с английского «рыбья кость» или «рыбий скелет».
Слайд 12. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
•Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
•Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
•Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
•Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Слайд 13. Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке.
- У учителей русского языка приём Фишбоун является незаменимым при анализе литературных произведений и написании сочинений.
- Превращение полученного скелета в полноценное сочинение - это самостоятельное творчество ученика.
Например, при написании сочинения – рассуждения 15.3 в 9 классе на тему «Почему человек не должен быть чёрствым? «Фишбоун» выглядит так:
(шаблон «рыбьего скелета» на обычном листе бумаги формата А3, прикреплённый на доске). Приложение № 1
Заметьте, составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично).
- При написании сочинения по русскому языку (задание 26) в 11 классе по тексту Н. Долининой «Фишбоун» может быть представлен так: Приложение № 2
При написании сжатого изложения эффективен приём «Матрёшки».Скажите, чем отличаются эти замечательные русские матрешки? Правильно, объемом. Вот также и текст. Большая матрешка – это исходный текст, средняя – это подробное изложение, а все последующие – это сжатое изложение. Значит, чтобы получилось сжатое изложение, текст нужно сократить. Как это можно сделать? Снова нам в помощь приём«Фишбоун».
Этим же приёмом мы пользуемся при написании итогового выпускного сочинения как допуска к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Но с этим приёмом мы вас уже познакомили.
Сейчас мы хотим представить Вам ещё один универсальный приём при написании итогового выпускного сочинения – кластер и его вариант – денотатный граф, цель которых - систематизировать информацию в рамках каждого из тематических направлений. Такая работа обязательно должна быть проведена в самом начале подготовки к итоговому сочинению.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Слайд 14
Пример денотатного графа
Урок истории. Тема «Декабристы».
Декабристы | ||||||||||
создали | требовали | |||||||||
«Южное Общество» | «Северное общество» | отмена крепостного права, конституция |
При необходимости можно сделать и продолжение — от этих имен тоже отвести глаголы-прутики, а от них снова имена.
Использование денотатных графов на уроке особенно актуально в связи с требованиями новых ФГОС, поскольку позволяет одновременно предлагать обучающимся довольно большой объем материала и формировать необходимые УУД.
На этапе обучения структуре сочинения продуктивным оказывается и прием «толстых» и «тонких» вопросов. На данном этапе работы учащимся предлагается сформулировать ряд вопросов (не меньше пяти) без привязки к литературным произведениям, любые ассоциации, но содержащие ключевые слова темы.
Слайд 15
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы | |
Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ | Вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. |
Продуктивным в написании вступления и заключения к сочинению является прием «синквейн» и его разновидность - «диамант».
Слайд 16. План составления «синквейна»
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка - фраза из нескольких слов
5 строка – слово, резюмирующее тему
Вариант «синквейна» по теме «Дом»
Дом
Родительский, отчий
Оберегает, защищает, радует
Родительский дом – начало начал.
Будущее
Разновидность синквейна диамант (а) - (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи: Слайд 17
1,7 строки – существительные – антонимы
2 – два прилагательных к первому существительному
3 – три глагола к первому существительному
4 – два словосочетания с существительными
5 – три глагола ко второму существительному
6 – два прилагательных ко второму существительному
Дом
Родительский, отчий
Оберегает, защищает, радует
Приветливый дом, тяжелое бездомье
Унижает, оскорбляет, печалит
Горестное, одинокое
Бездомье
И наконец, на любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использоватьприем «эссе». Это может быть пятиминутное эссе, десятиминутное, а также более сложные сочинения. Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения.
Практическая часть
Сегодня мы предлагаем на практике рассмотреть предложенные приемы работы с текстом при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Ревность» по тексту Н. Долининой на примере темы «Ревность - решительный шаг к утрате любви».
(Аудитория делится на 3 группы):
1 – формулировка проблемы: составляют денотатный граф
2 – Работа над композицией: составляют «тонкие» и «толстые» вопросы
3 – работа над вступлением (заключением): составляют синквейн
Представление результатов работы, обсуждение
Практическая часть (возможный вариант)
1- формулировка проблемы: денотатный граф
Ревность | |||||
2 – работа над композицией: распределите «тонкие» и «толстые» вопросы при помощи стрелок в нужную строку.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое ревность? | Нужно ли в любви переступать через своё «Я»? |
Почему любовь способна преодолеть ревность? | Почему любовь не существует без ревности? |
Почему ревность отравляет нашу радость? | В чем заключается разрушительная сила ревности? |
3 – работа над вступлением (заключением): синквейн
Пример:
Ревность
естественна, эгоистична
мучает, отравляет, разрушает.
Ревность – это разрушение души
Страдание.
Слайд 18. Стадия «рефлексия». Учитель читает притчу о трех работниках.
Три человека ворочали камни.
Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?...
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль истории: жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Учитель. – Уважаемые коллеги, а как чувствовали себя вы во время нашего разговора? Те, кто чувствовал себя так же, как первый человек, поднимают желтые фонарики. Зеленые фонарики будут у тех, кто чувствовал то же, что второй человек. А кто чувствовал себя, как третий, поднимут красные фонарики.
Приложение 1
Применение приёма «Фишбоун» при написании сочинения – рассуждения 15.3 в 9 классе на тему «Почему человек не должен быть чёрствым? ( По тексту Куприна)
•Голова— вступление - тезис: Чёрствость – это безразличие и равнодушие. «Почему человек не должен быть чёрствым?
•Верхние косточки — аргумент 1 (из текста). Пример равнодушного отношения к человеку, попавшему в беду, - фрагмент текста
( предложения 15-37): диалог мужа и жены как яркий образец душевной глухоты).
•Нижние косточки — аргумент 2 (из жизненного опыта). Читательский пример – аргумент:бездушность людей по отношению к собаке - в рассказе «Кусака» Л.Андреева.
•Хвост— заключение (вывод): «Чёрствый человек страшен».
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...
–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
–(15)Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...
–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.
–(20)Страшно ночью в лесу...
–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»
(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
–(27)Спа-си-те!
–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...
–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.
–(34)Спасите!
–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...
–(37)Лежи, дурак... (38)Не наше дело...
(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
–(56)Спа-си-те!
(57)Молчание...
Приложение 2
Применение приёма «Фишбоун» при написании сочинения по русскому языку (задание 26) в 11 классепо тексту Н. Долининой.
Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над текстом Н. Долининой
1.Какую проблему поднимает автор в произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
2.Отразите «поиски» используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
3.Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».
( Текст рассказа прилагается).
Возможный вариант
Голова - Что такое ревность?
Верхние кости-1-определение ревности, 2- соотношение любви и ревности,3 - преодоление ревности,4 -становление и крушение любви.
Нижние кости-ревность-неверие в себя, 2- недоверие к тому, кого любишь,3- ревность отравляет душу, доставляет страдания тому, кого любишь,4- в настоящей любви каждый переступает через самого себя.
Хвост - любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности, помогает найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.
1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мере испытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо, если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела бы любовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становится безмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и не стараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.
(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Это постоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-то более достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно было предпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём праве на любовь.
(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь. (10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может стать ближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственный на белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы и терпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.
(13)Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим, —
в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков — самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе и ценности своей любви, есть забота о любимой.
(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Она растёт -на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда -раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Но общее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегося ребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.
(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один из двоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)В любви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятся двумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовь даёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности. (22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя ради другого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найти себя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.(По Н. Долининой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»...
Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»
Предлагаемый материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...
Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"
Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"
Один из видов ролевых игр - «оживление картин». Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
Рабочая учебная программа элективного курса «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса...
Статья "Использование приёмов технологии компетентностного подхода на уроках русского языка, литературы, МХК"
В статье представлен материал из опыт работы по внедрению в процесс обучения технологии развития критического мышления через чтение и письмо....