Мастер - класс по теме "Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы".
методическая разработка по литературе

Мастер - класс с презентацией по теме "Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках

русского языка и литературы».

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и

и как понимать читаемое- вот в чём главное дело

К.Д. Ушинский

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определённых методических приёмов.

Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание и обучение школьников. ФГ – тот уровень образованности, который может быть достигнут обучающимися за время обучения, и предполагает способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Базовым навыком ФГ является читательская грамотность. Словосочетание «читательская грамотность» впервые появилось в контексте международного тестирования в 1991г. Что же такое читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности, участвовать в социальной жизни.

В наше время, когда компьютеры, телефоны, видеоигры отодвинули чтение книг на второй план, очень важно привить любовь к чтению, научить правильному, осознанному чтению, извлекать необходимую информацию из предложенного текста, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Для реализации поставленных задач учителями нашей школы на уроках русского языка и литературы применяются разные приёмы. В начальной школе на уроках литературного чтения часто используется:

#1055;риём «Творческие работы», особенно эффективен этот приём на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или же самому сочинить сказку, рассказ или стихотворение. Слайд

2. Приём «Уголки». Данным приёмом пользуются при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на 2 группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств, другая - отрицательных, подкрепляя свои ответы цитатами из текста. Слайд

Кроме того, применяются приёмы «Вопрос-ответ», «Это интересно», различные ролевые игры, тестовые задания и т.д.

На уроках русского языка применяются следующие приёмы:

#1055;риём «Собери слово». Слайд

#1055;риём «Замени букву». Слайд

#1055;риём «Письмо с пробелами». Суть заключается в том, что дети получают текст с пропущенными словами, а снизу даются слова для справок. Из них они выбирают слова и вставляют вместо точек. Затем читают и записывают текст. Слайд

#1055;риём «Лови ошибку». Учитель даёт текст, который содержит неизвестное обучающимся количество ошибок. Дети, работая индивидуально, в парах, группами, ищут ошибки, исправляют их и записывают текст. Слайд

Кроме перечисленных приёмов, применяются ещё и словарные диктанты, орфографические минутки, тестовые задания и др. Эти приёмы используются и в старших классах на уроках русского языка.

#1045;ще применяется приём «Мозаика». Этот приём особенно эффективен, например, при изучении в 5 кл. тем: «Текст», «Тема текста», в 6 кл. при изучении темы «Стили речи». Текст разделяется на предложения, абзацы. Ученикам предлагается собрать из разрозненных частей текст, разложив их в правильной логической последовательности. Слайд

#1055;риём «Лингвистическая сказка». Помогает формировать умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Например, Продолжите лингвистическую сказку (на листочках). Такое задание можно давать на дом. Слайд

#1054;дним из продуктивных приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы является «Письмо с дырками». Этот приём подойдёт в качестве проверки усвоенных ранее знаний или же при изучении нового материала. Учащимся предлагается восстановить текст с пробелами. Слайд

#1055;риём «Кластер». Примечателен тем, что можно применить и на уроках русского языка, и литературы. Он отлично подходит для любого этапа урока.

Например, на уроке литературы при выполнении задания - определить жанры фольклора - поможет кластер. В центре записывается ключевое слово. По кругу записываются жанры, которые соединяются с ключевым словом линиями или стрелками.

На уроке русского тоже можно применить данный приём. Например, при изучении имени существительного – указать грамматические признаки имени существительного – точно так же. Слайд

5. Приём «Синквейн». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Составляется оно по определённым правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее тему синквейна.

2строка – два прилагательных, выражающих основную мысль.

3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – заключение в форме существительного.

Слайд

Я назвала лишь малую часть таких приёмов. Помимо перечисленных приёмов выполняются и творческие задания: составить по прочитанному рассказу или сказке викторину, кроссворд, нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь эпизоду и т.д.

Таким образом, представленные приёмы работы с текстом позволяют видеть, слышать, чувствовать текст, обогащать словарный запас, продуктивно усваивать учебный материал, формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.

Формирование читательской культуры   учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках ....

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Мастер-класс по формированию читательской грамотности (тескт к презентации)....

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .Задачи - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом...