Формирование навыка публичных выступлений на уроках обществознания и внеурочной деятельности.
статья (10, 11 класс)
Формирование навыка публичных выступлений на уроках обществознания и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_raboty._peshkova_lidiya_aleksandrovna.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пешкова Лидия Александровна,
учитель МБОУ «СОШ №1 с углубленным
изучением отдельных предметов»,
город Великий Устюг
Формирование навыка публичных выступлений на уроках обществознания и внеурочной деятельности.
Формирование умений публичных выступлений на уроках обществознания на ступени среднего общего образования предусматривает «владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)».
Чтобы успешно выступить перед публикой, нужно обладать многими навыками, которые можно определить как совокупность трех важных компонентов: хорошее эмоциональное состояние, тщательная подготовка и навыки публичного выступления.
Публичное выступление является подготовленным и спланированным контактом с аудиторией. Особенность публичной речи – реализация в ситуации живого общения.
Обучение навыкам публичных выступлений ведётся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В зависимости от типа и формы занятия применяются наиболее распространенные формы публичных выступлений, такие как: доклад, сообщение, выступление, высказывание суждений по проблемному вопросу, учебная дискуссия.
Урок обществознания и права является частью содержания обществоведческого образования, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемному принципу. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение обществознания должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала обществоведческой науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно строить учебные занятия в форме проблемного диалога, задавать проблемные вопросы, активно использовать групповые формы работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Среди технологий публичных выступлений, которые помогают формировать грамотную, аргументированную речь, а также являются отличным средством подготовки к государственной итоговой аттестации по предмету обучающихся, следует выделить «Дебаты» и «Печа – куча».
Использование технологии проведения урока или внеурочного занятия в форме дебатов является очень продуктивным в рамках реализации указанных образовательных целей.
Дебаты - это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. На сегодняшний день в рамках учебного процесса могут использоваться такие виды дебатов:
- дебаты Карла Поппера (школьные дебаты);
- парламентские дебаты (студенческие дебаты);
- дебаты Линкольна-Дугласа (политические дебаты)
Применение технологии используется на принципах: уважения, честности, отсутствия проигравших.
Дебаты развивают:
· логическое и критическое мышление;
· навык в организации своих мыслей;
· навыки устной речи;
· эмпатию (способность эмоционально отзываться на переживания другого) и терпимость к различным взглядам;
· уверенность в себе;
· способность работать в команде;
· способность концентрироваться по сути проблемы;
· стиль публичного выступления.
Таким образом, дебаты развивают у их участников навыки, необходимые для эффективного общения в ситуации публичного выступления.
Технология имеет свои правила и состав участников. Каждый этап занятия строго регламентирован по времени и очередности выступающих.
Аспект выбора тем предполагает их социальную значимость для обучающихся, поэтому вызывают большой интерес в процессе полемики и аргументации.
Данная технология публичных выступлений позволяет достичь несколько целей обучения в рамках данного предметного курса, а именно, научиться:
- отбору необходимого фактического и теоретического материала для подготовки выступлений;
- умению презентовать свое выступление при помощи наглядных и технических средств;
- слушать оппонентов и вычленять проблемные вопросы;
- четко формулировать проблемные, перекрестные вопросы за отведенное время;
- использовать полученные знания и личный социальный опыт;
- работать в группе;
- применять умение аргументации при выполнении заданий высокого уровня сложности на ЕГЭ по обществознанию (задания на аргументацию и написание сочинения-эссе).
Формат технологии «Печа-куча» помогает через формирование навыка публичного выступления реализовать значимые образовательные цели для старшеклассников – подготовка к выполнению сложнейших заданий в рамках ЕГЭ.
«Печа-куча— это методика представления кратких докладов, ограниченных по форме и продолжительности; это небольшая презентация, сопровождаемая 20 слайдами, на каждый из которых отводится 20 секунд. Каждая команда или выступающий должны за 6 минут 40 секунд рассказать об определенной политической, социально-экономической или культурной проблеме, событии, факте.
Работа на занятии в такой форме для обучающихся более сложнее, так как предполагает владение материалом в совершенстве и строго ограничивает не только формат всего выступления, но и каждый его элемент.
Применение данных образовательных технологий имеет свои результаты: успешная сдача ЕГЭ и достойный уровень выступления на играх «Дебаты» на районном и межрегиональном уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыка написания эссе на уроках обществознания
мастер-класс (презентация, сопроводительный матерал) на тему "Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания"...
Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"
В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...
Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"
Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...
Проект «Формирование и развитие УУД на уроках и во внеурочной деятельности».
Цель проекта: создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание...
Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Статья
Формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...
"Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056...
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время катастрофическое ухудшение здоровья учащихся становится всё очевиднее. Наряду с неблагоприятными...