"Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности"
методическая разработка

Луканенко Юлия Владимировна

Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на педагогическом совете ГБОУ СОШ № 1056  6 ноября 2014 г.

заместителя директора по УВР Луканенко Юлии Владимировны

Тема  «Формирование универсальных учебных действий

на уроке и во внеурочной деятельности»

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»   Элберт Хаббарт

 

В современном обществе целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимся социального опыта, т.е. универсальные учебные действия  формируются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе 

Целью образования становится  формирование специальных знаний и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружение, сотрудничать с другими в процессе его преобразования.  Переходя на ФГОС,  школа сталкивается с проблемой переосмысления педагогической теории и практики.  

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода, базирующегося на теоретических положениях   Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. Термин «УУД» означает умение учиться, посредством совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений.  Способность самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться  обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.  Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;  2) учебную цель;  3) учебную задачу;  4) учебные действия и операции.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Мерилом эффективности любой деятельности человека или сообщества людей являются два основных критерия: 1) продуктивность деятельности; 2) удовлетворенность участников деятельности её организацией и её результатами.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов УУД.

Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей и  самого себя и своего будущего.

Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми — залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть какая-либо другая помощь.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках предлагаются следующие виды заданий:

  • участие в проектах
  • подведение итогов урока
  • творческие задания
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма
  • самооценка события, происшествия, дневники достижений

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.  

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем

       Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для этого  должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Регулятивные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  • Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.
  • Оценка – осознание уровня и качества усвоения.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»
  • поиск информации в предложенных источниках
  • взаимоконтроль
  • диспут
  • заучивание материала в классе
  • «ищу ошибки»

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Выделяют 3 вида познавательных учебных действий

  • общеучебные,
  • логические,
  • постановка и решение проблемы.

 

Общеучебные универсальные действия:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Структурирование знаний;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,   публицистического и официально-делового стилей.
  • Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
  • Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Логические универсальные действия:

  • Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез – составление целого из частей;
  • Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • Формулирование проблемы;
  • Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

    Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Часто интерес школьника к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, который, как правило, ослабевает у школьников в период обучения в школе, у ученика развивается способность объективно относится к результатам своего труда.

Для формирования познавательных учебных действий целесообразно на уроках включать следующие виды заданий:

  • «найди отличия» (можно задать их количество)
  • «на что похоже?»
  • поиск лишнего
  • «лабиринты»
  • упорядочивание
  • «цепочки»
  • хитроумные решения
  • составление схем-опор
  • работа с разного вида таблицами
  • составление и распознавание диаграмм
  • работа со словарями
  • составление собственного портфолио.

Коммуникативные  действия обеспечивают умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       

К коммуникативным действиям относятся:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов;
  • Разрешение конфликтов;
  • Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
  • Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;
  • Владение монологической и диалогической формами речи.

Школьник учится взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

            В школе ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

Немаловажно школьникам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

Для диагностики и формирования  коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру
  • отзыв на работу товарища
  • групповая работа по составлению кроссворда
  •  «отгадай, о ком говорим»
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)
  • «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,…

Результаты развития УУД:

- адекватная школьная мотивация;

- развитие основ гражданской позиции;

- формирование рефлексивной самооценки;

- формирование внутреннего плана действия;

- формирование осознанности и критичности учебных действий.

Для того  чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД. Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах, тоже и с УУД.

Уроки в современной школе должны формировать у ребенка устойчивое желание узнавать новое, готовность учиться с удовольствием, а для этого ученик должен понимать, что всё в этом мире взаимосвязано, тесно переплетено и касается его жизни.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания и обретать компетентности. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занимать метапредметные учебные действия.  Под  этим термином понимается прежде всего умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности. К подобным метапредметным  действиям можно отнести такие мыслительные операции  как анализ и синтез, обобщения, индукция, дедукция.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности.

Задача современного учителя научить ребенка общаться, учиться и организовать свою деятельность.  «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

     «Мастер… (По Далю), это особенно сведущий или искусный в своем деле». Учитель – мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников в рамках действующего образовательного стандарта.

В нашей школе в сентябре 2013 г.  МЦКО проводил стартовую диагностику овладения выпускниками начальной и основной школы метапредметными умениями. В рамках данного тестирования проверялись умения, относящиеся к познавательной метапредметной деятельности.

Познавательные умения

1. Умения, в основе которых лежит ознакомление учащихся с методами познания различных наук (наблюдение, опыт, измерение): формулирование идеи (предположения), которая проверяется в ходе наблюдения; описание хода опыта; формулирование выводов  по результатам наблюдений.

2. Умения, в основе которых лежит освоение учащимися логических приемов познания (определение структуры объекта; сравнение, анализ, объединение по общему признаку; классификация, ранжирование объектов; комбинирование известных алгоритмов деятельности), в том числе умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

3. Чтение и понимание письменного текста (извлечение из текста информации, заданной в явном виде; сопоставление информации, содержащейся в разных частях текста; применение информации из текста и имеющегося запаса знаний для решения задач учебно-познавательного и учебно-практического характера).

4. Работа с  графической информацией (рисунками, схемами,  таблицами, диаграммами), преобразование и интерпретация информации.

Каждому из заданий присвоен уровень – 1, 2 или 3, который  характеризует степень сформированности умений, необходимых  для успешного выполнения данного задания. Уровни выделены в соответствии с динамикой формирования способов деятельности.

Уровень 1 — освоение  способа деятельности (узнавание алгоритма, следование образцу и простейшим алгоритмам, использование известного алгоритма в ситуации типовой  учебной  задачи).

Диаграмма 1. Выполнение заданий по уровням сложности

Уровень 2 — применение способа деятельности (использование известных алгоритмов при решении нетиповой учебной задачи, решение задачи путем комбинирования известных алгоритмов).

Диаграмма 2. Выполнение заданий по уровням сложности

Уровень 3 — преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма, исходя из особенностей учебной задачи, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи).

Диаграмма 3. Выполнение заданий по уровням сложности

Выполнение заданий по блокам метапредметных умений.

I – Методологические умения. (умения, в основе которых лежит ознакомление учащихся с методами познания различных наук).

Диаграмма 4.

II- Общелогические умения (умения, в основе которых лежит освоение школьниками логических приемов познания)

Диаграмма 5.

III – Работа с текстом (чтение и понимание письменного текста).

Диаграмма 6.

IV – Работа с информацией (поиск и преобразование информации, работа с рисунками, таблицами, схемами, диаграммами)

Диаграмма 7

При интерпретации результатов тестирования выделяются три уровня овладения  учащимися спектром проверяемых познавательных метапредметных умений — высокий, средний и низкий. Их краткая характеристика приведена ниже.

Диаграмма 8.

Наибольшее количество учащихся имеет средний уровень овладения познавательных метапредменых умений   - 65%.  Средний уровень говорит о том, что учащиеся  справляются с применением проверяемых способов деятельности в несложных ситуациях, осмысленно используют изученные алгоритмы действий на уровне их комбинирования.

С низким уровнем овладения познавательных метапредметных умений нет в 10а и 5в классах, где обучаются дети с высоким уровнем мотивации. В целом детей с низким уровнем достаточно мало – 11% от всех выполнявших работу. Низкий  уровень показывает, что учащиеся узнают отдельные изученные  способы действий, но умеют применять их лишь для известных типовых ситуаций, т.е. действует на уровне простого воспроизведения действия. Учащиеся с низким уровнем овладения МПУ могут испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, им необходимы компенсирующие  занятия по освоению всего  спектра общеучебных умений.

Высокий  уровень показывает, что учащиеся  достаточно свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.  В диагностируемых классах 24% учащихся показали высокий уровень овладения МПУ. Наибольшее количество таких учащихся в гимназических классах – 10а, 5в, 5г. Нет учащихся с высоким уровнем в 10Б классе.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных  учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности  для формирования УУД.

На уроках литературы и литературного чтения формируются все виды УУД, но с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Математика является основой развития в первую очередь логических умений, планирование, моделирование, вычислительные навыки и т.д. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических  действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «подготовить рассказ..», «опиши устно…», «объясни..» и т.д. Рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия.

На уроках иностранного языка формируется дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность.

Целью внеурочной деятельности  считают  создание условий для позитивного общения учащихся в школе, за её пределами для проявления инициативы и самостоятельности.

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию универсальных учебных действий.

1.Умение детей учитывать позиции других людей.

2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.  

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, учитель стремиться  помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Задача учителя, чтобы каждый ребёнок, даже   «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.

Решение: 

  1. Обратить  внимание педагогического коллектива на значимость выбранной темы в текущем учебном году в связи с переходом на новые стандарты образования второго поколения.
  2. Считать обязательным использование универсальных учебных действий  при планировании и организации урока для саморазвития и самосовершенствования учащихся.
  3. На заседаниях методических объединений учителей обсудить систему расширения использования УУД на уроках.
  4. Учителям-предметникам продолжать изучать учебно-методическую литературу перехода на ФГОС. Срок исполнения – в течение учебного года.
  5. Администрации школы посещать уроки с целью отслеживания использования различных видов деятельности учащихся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности по английскому языку"

Педагогический опыт "Применение технологии проектного обучения  как средства развития познавательных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности   по англ...

ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности

ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности...

Игровой подход как одно из средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».

Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. ...