Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"
статья по экологии по теме
Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya_uch-sya.khazieva_l.m.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Большой Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность
учитель биологии
Хазиева Лейсан Маратовна
2012г.
В «Государственной стратегии развития России» важнейшими целями реструктуризации образовательной системы признаются: приобретение знаний; развитие аналитических способностей и критического мышления; развитие самоанализа и осознание собственных возможностей; постоянное пробуждение творческих способностей, инициативы; развитие чувства ответственности за свои действия; формирование глобального видения мира; формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие проблемы. Таким образом, одной из актуальных задач современной школы является экологизация сознания учащихся. Причем, силы должны направляться не только на ликвидацию негативных последствий современной действительности, но и на позитивные действия опережающего характера, что должно помочь найти путь перехода к новой экологобезопасной цивилизованной парадигме в XXI веке
Варварски вырубаются леса, загрязняются реки, воздух, разрушаются почвы, катастрофически быстро сокращается биологическое разнообразие видов, которое уже невозможно будет восстановить.
Запасы нефти - в период, являющийся лишь мигом с точки зрении человеческой истории, - идут к концу с захватывающей дыхание скоростью: то, что образовалось за миллионы лет, фактически истребили три - четыре поколения
Экологический кризис, осознаваемый раньше как гипотеза, ныне возник как повседневная реальность. Возникла угроза жизни: оказывается, мы можем погибнуть все, всё живое…
Вдыхая отравленный воздух и потребляя отравленную воду, пищу, получая повышенные дозы радиации, человек теряет здоровье в раннем возрасте. По данным медиков, уже теперь от 75 до 90% заболеваний вызывается зараженной средой, 10% детей от рождения дефективны из-за индуцированного мутагенеза. Такие известия о последствиях технической цивилизации никого не могут оставить равнодушными и безучастными
И чем более мощными средствами человек воздействует на природу, тем важнее задача формирования экологического сознания. И начинать это формирование необходимо с рождения ребенка, продолжая это процесс в дошкольном учреждении, а затем в школе.
В современной литературе приводится большое количество определений экологического сознания, наиболее полным, на мой взгляд, является это:
Экологическое сознание - это знание и понимание человеком своих возможностей воздействия на природу, определение целей такого воздействия, оценка вариантов предполагаемого поведения в экологической среде, учет последствий такого поведения и познание самого себя как элемента экологической системы .
Если сказать проще, то: экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле
Считаю, что основная задача формирования экологического сознания - это выработать у человека творческие принципы мышления, которые позволяли бы ему самому ставить цели, отражающие реальное взаимоотношение человека и природы в динамике их развития, и реализовывать эти цели, используя весь объем имеющихся знаний и богатство своего духовного мира. Если сказать более лаконично, то главная задача в том, чтобы природоохранное поведение, базирующееся на экологическом сознании, стало стилем жизни.
Экологическое сознание характеризуется следующими особенностями:
- Одинаковую ценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.
- Целью взаимодействия с природой является удовлетворение, как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
- Правильно и разрешено то, что полезно и природе, и человеку и не нарушает экологическое равновесие.
- Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.
- Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).
- Природа охраняется человеком в первую очередь ради неё самой
Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на ступени или уровни экологического сознания:
1-й уровень - уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений;
2-й уровень - это когда человек владеет комплексом знаний и практических природоохранных умений, то есть, стройной системой научно - экологических взглядов, нравственного отношения к природе и соответствующим поведением;
3-й уровень - это высшее достижение экологического сознания, когда экологическое самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, а и всякую трудовую деятельность.
Таким образом, экологическое сознание людей эволюционирует от понимания положительного отношения к экологической информации до прочного и устойчивого убеждения в общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи
Результатом сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение. Как и экологическое сознание, экологическое поведение всегда является строго индивидуальным, отражающим неповторимые особенности индивида. Экологическое поведение определяется с одной стороны - уровнем и особенностями экологического сознания, а с другой - необходимостью удовлетворения потребностей человека. В связи с этим можно выделить две принципиально различающихся группы целей экологического поведения: созидательные и разрушающие.
Разрушающие цели появляются главным образом в том случае, когда в экологическом сознании преобладают эгоистически - хищнические мотивы. Так, мотивы охраны стада овец, коров привели к практически полному уничтожению в Западной Европе волков, борьба за пахотные земли - к уничтожению гигантских стад бизонов на территории США, освоение рудных богатств - к гибели многих экосистем Южной Африки. Яркий пример разрушительных целей - наземные испытания ядерного оружия, на десятилетия оставляющие после себя мертвые территории.
Для активного научно обоснованного экологического сознания характерны созидательные цели экологического поведения. Основная их направленность заключается в стремлении сохранить, насколько это возможно, экосистему или свести до минимума разрушающие действия в отношении прилегающих экосистем. Такое экологическое поведение объединяется понятием «охрана окружающей среды».
Таким образом, экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. То есть на основе экологического образования, которое только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и буду им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно.
Считаю, что формирование экологического сознания школьников более всего возможно через обучение на уроках биологии и внеурочную деятельность.
Формирование экологического сознания на уроках биологии.
Главную роль в формировании экологического сознания играют естественнонаучные дисциплины: биология, физика, география. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образование и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Однако возможности осуществления экологического образования в процессе изучения различных дисциплин неодинаковы. Они определяются спецификой задач и содержанием предмета
Я считаю, что экологически ориентированные уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее необходимо использовать.
Требования к экологически ориентированному уроку.
Экологически ориентированный урок должен отвечать следующему ряду требований: экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед системой уроков:
- выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);
- как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);
- как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);
Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:
- комплементарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;
- междисциплинарности;
- непрерывности;
- сочетания глобального и краеведческого подходов;
- сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.
Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.
Однако практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому я стараюсь использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства в своей работе, которые, воздействуя на эмоциональную и чувственную сферы личности, способствуют формированию экологического сознания. Это такие разновидности уроков, как:
- урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;
- урок-лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;
- урок-семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов. Тема: «Курение - большое ли это зло?», на семинаре после обсуждения составляют рекомендации по профилактике заболеваний дыхательной системы, выпустить газету «Курить - это не современно!»;
- драматизированный урок, на котором учащиеся играют роли и имитируют форму общения взрослых - «журналиста», «фотокорреспондента», «историка», «эколога» и так далее. Сценарии таких уроков довольно часто публикуют в журналах «Биология в школе», я же использовала такой урок в 6 классе на тему «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» .
- урок-конференция, на котором школьники показывают результат своей работы с дополнительной литературой, с Интернет по актуальным вопросам;
- урок-экскурсия, например, в природное сообщество всегда оставляет неизгладимый след в душе ребенка, проходит через эмоции, чувства. Девиз, который я использую на таких уроках: "Увидел! Удивился! Восхитился! Полюбил!";
- исследовательский урок, на котором учащиеся, после экскурсий, а так же занимающиеся в научном обществе, обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, а и исследовательской работы;
- интегрированный урок, очень подходит для экологически направленных уроков, так как каждая дисциплина дополняет материал, рассматриваемой проблемы. Примером такого урока может служить урок в 11 классе на тему «Научно - техническая революция и ответственность человека за охрану окружающей среды», в котором школьники объединяют знания биологии, физики, химии, географии;
- проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, например, в 8 классе в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика», Ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания». Заинтересовавшись материалом, школьники решают проверить гипотезу вредного влияния пищевых добавок на здоровье человека, проведя эксперимент на дрозофилах;
Для формирования экологического сознания на уроках биологии использую разнообразные методы и приемы: логические опорные сигналы, тесты экологического содержания, экологические сказки, загадки, дидактические стихи, рассказы - дилеммы, экологические задачи.
Но более всего детям нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий, современных технических средств обучения. В этом мне очень помогает учебное пособие «1С: Школа. Экология, 10 - 11 классы». Здесь собран богатейший материал, который мы используем на уроках для формирования экологического сознания учащихся, это: фотоальбом, с большим количеством фотографий видов животных, растений, в том числе и занесенных в Красную книгу, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, демонстрации, дидактические игры, а также экологические тесты, проверяющие уровень экологических знаний учащихся.
Кропотливой длительной подготовки требует такая работа с учащимися, как:
- написание рефератов по определенным темам.
- написание экологических сказок, стихов, сочинений («Монолог осеннего листа», 6 кл.; «Моё путешествие на машине времени», 7 кл.; «Спасет ли человеческий разум планету или погубит её…», 11 кл.);
- коллективные исследования: «Исследование количества и состава мусора, выбрасываемого одной семьей за неделю».
Но решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно. Во-первых - в настоящее время количество часов на естественные дисциплины уменьшилось. Если еще 7 - 8 лет назад на такой раздел биологии как «Растения» отводилось 104 часа, то сейчас, при усложнении материала учащимся 6 класса необходимо освоить его за 34 часа! Ребенок не успевает. Не успевает осознать, удивиться, восхититься увиденным, а значит пропустить через душу, полюбить. Этого допустить нельзя.
Во-вторых, как видно из перечисленных форм, методов и приемов, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Для детей очень важно продолжить начатый на уроке разговор, или дело, для них важно общение с учителем и вне рамок урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
В распоряжении современного педагога имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...
тема самообразования "Воспитание экологической культуры учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности"
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает ...
Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...
«Педагогическое сопровождение исследований учащихся на уроках биологии и внеурочную деятельность»
«Педагогическое сопровождение исследований учащихся на уроках биологии и внеурочную деятельность» «Сомневаясь, мы начинаем исследовать.А исследую, находим истину»(Пьер Абеляр)Ос...
Обобщение педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа».
Обобщение педагогического опыта«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии с использованием технологий деятельностного типа»....