Биоадекватные технологии в преподавании математики
статья

Рузанова Ирина Михайловна

Биоадекватные технологии в преподавании математики

 Рузанова Ирина Михайловна,

Учитель математики: НЧУОО «Частная школа « Бнот Менахем» г. Москва

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию образования.

Как сказал В.В.Путин: “Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым, поэтому элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей”.

А сейчас, к сожалению, некоторые дети испытывают ряд трудностей в обучении. Кто-то переживает серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. У кого-то отсутствует мотивация учебного процесса. У некоторых школьников отрицательное отношение к учебе в целом или к отдельным предметам возникает в силу высоких требований учебных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bioadekvatnye_tekhnologii_v_prepodavanii_matematiki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биоадекватные технологии в преподавании математики

 Рузанова Ирина Михайловна,

Учитель математики: НЧУОО «Частная школа « Бнот Менахем» г. Москва

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию образования.

Как сказал В.В.Путин: “Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым, поэтому элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей”.

А сейчас, к сожалению, некоторые дети испытывают ряд трудностей в обучении. Кто-то переживает серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. У кого-то отсутствует мотивация учебного процесса. У некоторых школьников отрицательное отношение к учебе в целом или к отдельным предметам возникает в силу высоких требований учебных программ.

В школе увеличился объём учебной информации. Кроме того, развитие компьютерной и телевизионной техники влечет тоже увеличение количества информации, часть которой носит негативный характер. И некоторые ребята не способны справиться с этим информационным бумом.

Предмет тревоги также – здоровье обучающихся. По статистике сегодня на 100 выпускников школ приходится 197 хронических заболеваний. Прежде всего страдают пищеварительная и сердечно-сосудистая системы, зрение и опорно-двигательная система. Переутомление от компьютерной и телевизионной техники, психические расстройства у детей и подростков. И не случайно в своем послание Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: “Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом. Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически”.

Именно поэтому педагоги многих школ особое внимание обращают на здоровье обучающихся, на психологический комфорт на уроках.

  Поэтому своей темой педагогического самообразования я выбрала  методическую тему: “ “ Использование биоадекватной технологии в преподавании математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся ”, потому, что без психологического комфорта нет здоровья.

Разные дети, они приходят к нам в школу из разных семей, с разным настроением кто-то уже наплакался, кто-то не выспался, кто-то просто голоден. И к каждому надо найти свой подход, дать каждому необходимый запас знаний, умений и навыков. Поэтому прежде чем учить чему-либо такого ребенка, я стараюсь его настроить на получение знаний, адекватных его здоровью, развитию, настроению или, попросту говоря, его природе. В своей работе я ориентируюсь на высший потенциал ребенка как сумму его высших физиологических, интеллектуальных и духовных возможностей.

Это позволяет мне сделать биоадекватная методика.

     Переход в пятый класс – это своеобразное испытание для ребят: большое количество учителей, каждый со своими формами и методами ведения урока, наличие большей свободы и самостоятельности. Но я заметила, что ребята, занимающиеся по биоадекватной методике быстрее адаптируются в основной школе и легче преодолевают все сложности. Ведь для них методика и форма урока остаются прежними, те, к которым они уже привыкли. А, значит, существует преемственность между начальной и основной школой, при чем не только в образовательных программах, но и в формах и методах ведения урока.

Автор данной методики профессор психологии, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Маслова Наталья Владимировна. В настоящий момент методика прошла 12–летнюю апробацию в Учебном Центре Российской Академии Естественных Наук.

Биоадекватная (БА) методика преподавания была впервые описана в начале 90-х годов XX века. Она относится к одной из моделей инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является ее отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным.

По форме данная методика – релаксационно-активная. (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации).

Этапы восприятия информации в проведении данного типа уроков полностью соответствуют стандартной структуре урока, сохраняя все рабочие этапы урока:

I. Приобретение знаний.

II. Формирование умения использовать знания.

III. Закрепление навыка использования знаний.

Биооадекватная методика не возникла на пустом месте, а весьма органично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее.

Как уже отмечалось, биоадекватная методика ориентирована на развитие целостного мышления школьников, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом. Идея о необходимости обращения к образному мышлению высказывалась ранее как в дидактике, психологии, так и в методике преподавания различных предметов. Среди западных педагогов, ученых прошлого, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, следует выделить Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо, М.Монтессори, Г.Лозанова. Впервые в отечественной педагогике высказал мысль о целостном формировании человеческой личности в процессе ее воспитания К.Д.Ушинский.

К.Д.Ушинский указывал, что “дети мыслят формами красками, звуками, ощущениями вообще”.

Информация становится знанием, только когда она переживается, становится частью личного опыта. “Образное изложение делает предмет речи видным” – говорил еще Цицерон. И это возможно сделать в системе природосообразного биоадекватного образования. Здесь приходит на помощь образ, известный ребенку с детства. Этот образ всегда должен быть привлекательным, добрым, а может быть и вкусным Так я проводила урок по алгебре по теме “Квадратные уравнения” на образе ветки винограда. Представьте себе этот вкусный, сладкий, сочный виноград, который вы ели в своей жизни. Какого он цвета, какого размера, какой формы, какой имеет вкус и аромат? Включите свою память, воображение, попробуйте почувствовать этот виноград всеми каналами восприятия информации. А теперь пусть этот вкусный виноград станет для вас символом квадратных уравнений. Каждая ягодка – новое уравнение, и этим виноградом мы можем мысленно поделиться со своими друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми и даже со всем человечеством. Когда Вы представляли виноград, в работу активно включались функции правого полушария, когда Вы на этом образе осуществляли математические действия - левого. В процессе обучения, таким образом, постоянно активизировались оба полушария головного мозга. И ведь каждый ребенок, вспоминая свой самый вкусный виноград, мысленно вернется в тот пережитый им момент, когда он его ел, окунется в лично им пережитое эмоционально-положительное состояние, а это уже само по себе снятие стресса. Далее, когда ребенку предлагается поделиться с друзьями, другими людьми, с человечеством - это уже выход на формирование моральных ценностей. Когда дети учатся таким образом, у них складываются совершенно иные отношения в классе, друг с другом другу, с родителями. Не более 2-3 минут от урока занимает такое детальное “исследование винограда”. Зато дети проживают информацию, “вгрызаются” в нее, и она становится частью их жизни. Вы не представляете, какое оживление, воодушевление и удовольствие царит в классе в этот момент! В то же время снимается напряжение, наступает момент релаксации. Результат просто замечательный!  

В 5-ом классе тему «Обыкновенные дроби» я объясняю на «тортиках», детям очень нравится , они легко усваивают эту трудную тему.

Совершенно не обязательно на каждом уроке использовать съедобные образы это могут быть просто красивые природные или даже метафоричные образы. Использую самые различные образы: лес, деревья, животные, бабочки. Обучение, таким образом, дает потрясающий здоровьесберегающий и здоровьевосстанавливающий эффект. Мой главный принцип: не навредить ребенку. Поэтому я работаю над созданием системы непрерывного природосообразного образования, отдаю приоритет воспитанию в процессе образования. Еще один принцип моей работы - это попытка обеспечить работу обоих полушарий головного мозга. То есть целью моей работы является целостное, гармоничное развитие человека. Я стараюсь учитывать психологические и физиологические особенности каждого ребенка.

Работа по этой методике приучает глаз и психику ученика видеть и воспринимать прекрасное. Каждый урок завершается творческим заданием: создать свои собственные мыслеобразы, используя рисунок, рассказ, схему, стихотворение, кроссворд. Идет постоянное развитие творческого начала детей. А значит, развивается креативность детей!

Биоадекватная методика позволяет на уровне подачи темы включить все имеющиеся возможности восприятия ребенка в процессе самопознания. Энергосберегающий и психооберегающий  эффект биоадекватной методики несомненен. Мы учителя, работающие по данным методикам, стали свидетелями того, что ребенок не только получает доступ к пониманию предмета, но и к умению легко запомнить получаемую от нас информацию. Ведь каждый ребенок обязательно включается в работу. Закрывая глаза и слыша голос учителя, он никак не может не включиться в общий процесс работы, ведь мыслеобразы начинают приходить сами по себе. А значит идет работа. Научившись пониманию своей связи с природой, дети становятся уравновешеннее, у них появляется любовь к ее изучению, а следовательно повышается положительная мотивация к обучению, растет качество знаний.

В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И от того, какую жизненную позицию займет он в школе, будет зависеть его жизненная позиция после школы. Хотелось бы, чтобы это была позиция человека думающего, способного к творчеству, к новым открытиям.

С энергетической точки зрения процесс обучения для учителя – это не прямая передача знания, а создание условий для активного творчества ученика.

Для учителя главным в обучении становится не ломка или подстраивание ученика под себя, а открытие ученика, направление его к творчеству, т.е. для учителя важнейшей становится локальная (точечная) стимулирующая творчество ученика деятельность.

И как верно сказал Николай Иванович Пирогов: “Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмётся.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку!

Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы информационных технологий в преподавании математики

В статье представлен опыт по использованию элементов  информационных технологий для организации учебного процесса (преподавание математики).  В основе всех современных педагогических теорий ...

Компьютерные технологии в преподавании математики

Компьютерные технологии в преподавании математикиКомпьютер изменил и саму технологию общения учителя с учеником. Появилась возможность в режиме реального времени  разворачивать перед ученик...

Проект "Использование современных образовательных технологий в преподавании математики".

Одним из факторов, способствующих повышению качества знаний обучающихся, является освоение учителями предметниками современных педагогических технологий с последующим вн...

Обоснование выбора метапредметной технологии в преподавании математики

В прдставленной работе обосновывается выбор в пользу метапредметной технологии в преподавании предмета. Раскрыта актуальность данного выбора. обозначены цели, задачи, принципы метапредметной технологи...

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики

В материале представлено выступление с кратким описанием основных здоровьесберегающих технологий, используемых учителем на уроке математики....

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...