Организация образовательного пространства
учебно-методический материал

Чечётина Нина Петровна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.  

Выступление на педагогическом совете ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» 23.11.2018 г.

Заместитель директора по УМР

Н.П. Чечётина

           Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению.    

          Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие образовательные учреждения. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 
          Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.  В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.

При этом необходимо наличие определенных условий: наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум);

Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе. Наличие подготовленных педагогических кадров.

Понятие о коррекционной части основной образовательной программы

Коррекционная часть основной образовательной программы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основных образовательных программ. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы (далее Программа) должна обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации.

Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Программа определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Коррекционная часть основной образовательной программы содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основных образовательных программ. В-третьих, структурные элементы системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей для выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность освоения ими основных образовательных программ. В-четвертых, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной деятельности.

Далее в коррекционной части основной образовательной программы прописываются специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты коррекционной работы.

Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания, развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы составляется с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении.  

Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных отношениях с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс.

Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена Программа коррекционной работы.

Первая группа — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др.

Другая группа - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные возможности и особые образовательные потребности. Обучающимся данной группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа.

Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и эпизодическая психолого-педагогическая помощь.

Далее группы обучающихся с поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с недостаточным уровнем готовности к обучению.

Поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья по нозологическому принципу. К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относим детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с различными соматическими заболеваниями, а также с выраженными поведенческо- эмоциональными расстройствами, в том числе детей с различной степенью выраженности расстройствами аутистического спектра.

Наряду с этим выделим особые потребности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья:

-         раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же после выявления проблемы или ряда проблем);

-         использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как необходимого инструмента освоения основных образовательных программ;

- индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

-         обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-         введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормативно развивающихся сверстников;

-         организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы образовательной организации является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Наиболее распространенными и действенными формами организованного взаимодействия специалистов в образовательной организации являются консилиумы и службы психолого-педагогического сопровождения, которые предоставляют комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.

Ресурсом для выстраивания индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выступает материально-техническая база образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы коррекционной работы и стать гарантом освоения обучающимися основных образовательных программ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:

-         организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

-         организации временного режима обучения;

-         организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-         техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);

-         техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

-         специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей.

Адаптивная образовательная среда предполагает: доступность классов, других помещений школы (создание безбарьерной среды); технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии); коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации; помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Исследователи выделяют основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании адаптивной среды инклюзивной школы:

1.         Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха.

2.         Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире).

3.         Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.

4.         Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.

5.         Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.

6.         Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.

7.         Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.

Практические аспекты деятельности

Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:

- разработка в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители - полноправные участники работы над ИОП;

- разработка на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие);

- по окончании периода производится оценка достижений ребенка: динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

По результатам всех заключений происходит корректировка программы.

Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер, закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. Перечислим самые важные из них:

Этап

Шаги проектирования ИОП

Содержание деятельности

Предварительный

Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей

Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в ка кой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов. Заключается договор с родителями, проводится сбор и анализ предвари тельной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.

Оценка требований ФГОС и ОП

Изучение документации. Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого- педагогического сопровождения и др.

Диагностический

Изучение

результатов

комплексного

Психолого-

педагогического

обследования

Организация диагностической работы учителя и специалистов

Психолого- педагогического

сопровождения в режиме взаимодействия

(по возможности — комплексно);

подготовка заключений о

психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных

образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов

Организация деятельности ПМПк:

обсуждение заключений о необходимости разработки ИОП

Разработка

Проектирование необходимых структурных

составляющих ИОП

При необходимости — привлечение специалистов ППМС центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение

временных границ реализации ИОП

Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!)

Определение круга задач в рамках реализации ИОП

Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм

реализации разделов ИОП

Определение форм и критериев

мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк

Реализация

Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;

организация мониторинга учебных

достижений и социальной компетентности ребенка;

организация мониторинга

эффективности коррекционной работы.

Анализ и

коррекция

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

внесение корректив в ИОП

Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.   

Деятельность учителя в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного плана

В Таблице  приведены возможные задачи, формы и результаты деятельности учителя. При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.

Этапы

Задачи

Возможные формы

деятельности

Результат

Предвари тельный

этап

(возможный)

Знакомство

с ребенком

с ОВЗ

Посещение ДОУ

Первоначальное представление

об особенностях

ребенка

Знакомство

с семьей

Беседа с родителями (законными представителями), посещение на дому

Понимание специфики

семьи, предварительный план начала посещения

центра ребенком

Знакомство с системой сопровождения школы

Встреча со специалистами ДОУ

Углубление представления о ребенке и семье, направлениях работы основных специалистов, предварительное планирование действий для облегчения адаптации ребенка в новой среде

Диагности ческий этап

Сбор

информации о ребенке

Педагогическая диагностика,

Наблюдение, проба тех или иных форм взаимодействия

с ребенком в рамках

урока и внеурочных мероприятий

Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы и поведения

Сбор

информации

о семье

Беседа, наблюдение и оценка особенностей

взаимодействия

родителей и ребенка

Определение стратегии по выстраиванию отношений сотрудничества и продуктивного

взаимодействия всех специалистов центра

Оценка

«внутренних» и «внешних» ресурсов

Самоанализ,

консультирование со специалистами центра

Этап

разработки

Обобщение

результатов

диагностики

Знакомство с заключениями специалистов

психолого-педагогического сопровождения

Конкретизация и коррекция собственных

представлений о возможностях и проблемах ребенка

Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей

Психолого-

педагогический консилиум

Определение цели,

задач, режима работы и

регламент взаимодействия в междисциплинарной команде, с родителями

Конкретизация задач по

направлениям

«Освоение

образовательной

программы»,

«Воспитание и социализация»

Анализ содержания

Основной

 образовательной программы с

точки зрения

возможностей ребенка ее

освоить;

Заполнение ИОП

по данным разделам

с согласия родителей

Этап

реализации

Организация

образовательного процесса,

способствующего адаптации и

формированию

продуктивной

учебной

деятельности

у ребенка с

ОВЗ

Планирование урока с учетом задач ИОП;

адаптация содержания

учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов,

форм, использование

поддерживающих стратегий

Успешная адаптация ребенка с  ОВЗ в среде сверстников, динамика его развития,

 продуктивность учебной

деятельности ребенка,

формирование основных компетенций

Оценка динамики освоения ребенком

образователь

ной программы, динамики развития.

Анализ эффективности

деятельности по  решению задач

Педагогическая

диагностика, наблюдение,

ведение дневника

наблюдений,

консультации со

специалистами,

самоанализ; ПМПк

Определение ведущих

направлений дальнейшей работы с ребенком и его семьей, постановка задач на следующий период, выявление наиболее эффективных

стратегий включения ребенка в образовательную среду,

корректировка ИОП

Разработка ИОП помогает:

  • Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
  • Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
  • Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
  • Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
  • Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ

в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

В ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» разработана нормативная база регламентирующая деятельность центра в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения:

- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе,

- договор с родителями детей с ОВЗ;

- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

- положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и т.д.

В адаптированной основной образовательной программе начального общего образования программа коррекционной работы образовательной организации отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа воспитания и социализации» и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в центре отвечает особым образовательным потребностям детей каждой категории.  

Так уже на данный момент в центре имеется полный комплект оборудования для дистанционного обучения, технические средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей). Педагогический состав, работающий с данным оборудованием, прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом  в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением ребенка – инвалида на дому.

         В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» в нашем центре создается универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Организован временный режима обучения, организованы рабочие места ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.

Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным- адаптированным под его личные возможности и потребности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы и методы организации образовательного пространства

Пути решения проблем преемственности в современной школе...

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.

Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся....

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.

В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....