Организация образовательного пространства
учебно-методический материал
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_organizatsiya_obrazovatelnogo_prostranstva_23.11.2018.docx | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
Выступление на педагогическом совете ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» 23.11.2018 г.
Заместитель директора по УМР
Н.П. Чечётина
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению.
Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие образовательные учреждения. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
При этом необходимо наличие определенных условий: наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум);
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе. Наличие подготовленных педагогических кадров.
Понятие о коррекционной части основной образовательной программы
Коррекционная часть основной образовательной программы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основных образовательных программ. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы (далее Программа) должна обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации.
Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Коррекционная часть основной образовательной программы содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основных образовательных программ. В-третьих, структурные элементы системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей для выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность освоения ими основных образовательных программ. В-четвертых, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной деятельности.
Далее в коррекционной части основной образовательной программы прописываются специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты коррекционной работы.
Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания, развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы составляется с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении.
Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных отношениях с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс.
Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена Программа коррекционной работы.
Первая группа — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др.
Другая группа - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные возможности и особые образовательные потребности. Обучающимся данной группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа.
Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и эпизодическая психолого-педагогическая помощь.
Далее группы обучающихся с поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с недостаточным уровнем готовности к обучению.
Поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья по нозологическому принципу. К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относим детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с различными соматическими заболеваниями, а также с выраженными поведенческо- эмоциональными расстройствами, в том числе детей с различной степенью выраженности расстройствами аутистического спектра.
Наряду с этим выделим особые потребности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья:
- раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же после выявления проблемы или ряда проблем);
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как необходимого инструмента освоения основных образовательных программ;
- индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормативно развивающихся сверстников;
- организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы образовательной организации является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Наиболее распространенными и действенными формами организованного взаимодействия специалистов в образовательной организации являются консилиумы и службы психолого-педагогического сопровождения, которые предоставляют комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.
Ресурсом для выстраивания индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выступает материально-техническая база образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы коррекционной работы и стать гарантом освоения обучающимися основных образовательных программ.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);
- техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);
- специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей.
Адаптивная образовательная среда предполагает: доступность классов, других помещений школы (создание безбарьерной среды); технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии); коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации; помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Исследователи выделяют основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании адаптивной среды инклюзивной школы:
1. Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха.
2. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире).
3. Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
4. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.
5. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
6. Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
7. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.
Практические аспекты деятельности
Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:
- разработка в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители - полноправные участники работы над ИОП;
- разработка на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие);
- по окончании периода производится оценка достижений ребенка: динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
По результатам всех заключений происходит корректировка программы.
Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер, закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. Перечислим самые важные из них:
Этап | Шаги проектирования ИОП | Содержание деятельности |
Предварительный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей | Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в ка кой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов. Заключается договор с родителями, проводится сбор и анализ предвари тельной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. |
Оценка требований ФГОС и ОП | Изучение документации. Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого- педагогического сопровождения и др. | |
Диагностический | Изучение результатов комплексного Психолого- педагогического обследования | Организация диагностической работы учителя и специалистов Психолого- педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности — комплексно); подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. |
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов | Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений о необходимости разработки ИОП | |
Разработка | Проектирование необходимых структурных составляющих ИОП При необходимости — привлечение специалистов ППМС центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение временных границ реализации ИОП Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации ИОП Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) Планирование форм реализации разделов ИОП Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы | Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк |
Реализация | Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом; организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; организация мониторинга эффективности коррекционной работы. | |
Анализ и коррекция | Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; внесение корректив в ИОП |
Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
Деятельность учителя в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного плана
В Таблице приведены возможные задачи, формы и результаты деятельности учителя. При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.
Этапы | Задачи | Возможные формы деятельности | Результат |
Предвари тельный этап (возможный) | Знакомство с ребенком с ОВЗ | Посещение ДОУ | Первоначальное представление об особенностях ребенка |
Знакомство с семьей | Беседа с родителями (законными представителями), посещение на дому | Понимание специфики семьи, предварительный план начала посещения центра ребенком | |
Знакомство с системой сопровождения школы | Встреча со специалистами ДОУ | Углубление представления о ребенке и семье, направлениях работы основных специалистов, предварительное планирование действий для облегчения адаптации ребенка в новой среде | |
Диагности ческий этап | Сбор информации о ребенке | Педагогическая диагностика, Наблюдение, проба тех или иных форм взаимодействия с ребенком в рамках урока и внеурочных мероприятий | Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы и поведения |
Сбор информации о семье | Беседа, наблюдение и оценка особенностей взаимодействия родителей и ребенка | Определение стратегии по выстраиванию отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия всех специалистов центра | |
Оценка «внутренних» и «внешних» ресурсов | Самоанализ, консультирование со специалистами центра | ||
Этап разработки | Обобщение результатов диагностики | Знакомство с заключениями специалистов психолого-педагогического сопровождения | Конкретизация и коррекция собственных представлений о возможностях и проблемах ребенка |
Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей | Психолого- педагогический консилиум | Определение цели, задач, режима работы и регламент взаимодействия в междисциплинарной команде, с родителями | |
Конкретизация задач по направлениям «Освоение образовательной программы», «Воспитание и социализация» | Анализ содержания Основной образовательной программы с точки зрения возможностей ребенка ее освоить; | Заполнение ИОП по данным разделам с согласия родителей | |
Этап реализации | Организация образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию продуктивной учебной деятельности у ребенка с ОВЗ | Планирование урока с учетом задач ИОП; адаптация содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов, форм, использование поддерживающих стратегий | Успешная адаптация ребенка с ОВЗ в среде сверстников, динамика его развития, продуктивность учебной деятельности ребенка, формирование основных компетенций |
Оценка динамики освоения ребенком образователь ной программы, динамики развития. Анализ эффективности деятельности по решению задач | Педагогическая диагностика, наблюдение, ведение дневника наблюдений, консультации со специалистами, самоанализ; ПМПк | Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком и его семьей, постановка задач на следующий период, выявление наиболее эффективных стратегий включения ребенка в образовательную среду, корректировка ИОП |
Разработка ИОП помогает:
- Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
- Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
- Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
- Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
- Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.
Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
В ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» разработана нормативная база регламентирующая деятельность центра в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения:
- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе,
- договор с родителями детей с ОВЗ;
- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и т.д.
В адаптированной основной образовательной программе начального общего образования программа коррекционной работы образовательной организации отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа воспитания и социализации» и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в центре отвечает особым образовательным потребностям детей каждой категории.
Так уже на данный момент в центре имеется полный комплект оборудования для дистанционного обучения, технические средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей). Педагогический состав, работающий с данным оборудованием, прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением ребенка – инвалида на дому.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» в нашем центре создается универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Организован временный режима обучения, организованы рабочие места ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.
Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным- адаптированным под его личные возможности и потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы и методы организации образовательного пространства
Пути решения проблем преемственности в современной школе...
Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.
Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся....
Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников
Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...
Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"
Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...
«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры...
Методическая разработка по теме «Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
Примеры игр, упражнений для развития мотивации к изучению искусства....
Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....