Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.
статья по музыке по теме
Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
«Компетентностный подход в организации образовательного пространства, творческой самореализации и развития обучающихся.»
Учитель музыки :
МОУ СОШ№ 24 г.Гуково.
Ростовской области.
Боброва Г.П.
2012-2013 учебный год.
Страны, стремящиеся построить •систему высшего образования
рассматривают компетентности как основные критерии подготовленности будущего специалиста к современным, быстро изменяющимся условиям труда. Работодатели уже сейчас предпочитают нанимать не узкоспециализированных работников, имеющих лишь конкретные квалификационные навыки, а специалистов, обладающих компетентностью в выбранной сфере деятельности, «которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» .
Стремление к использованию компетентностного, подхода не оставило в стороне и систему общего образования! Постоянное ускорение темпов развития современного общества приводит к тому, что школа, призванная давать востребованное в реальной жизни образование сама мало что знает о том будущем , в которой придётся трудиться её нынешним школьникам.
Школьные педагоги интуитивно понимают, что сегодня результатом образовательного процесса должны быть не привычные академические «знания ,умения-навыки», но и какие-то интересные, реальные способы деятельности, позволяющие оценить возможности учащихся пользоваться этими «знаниями-умениями, навыками» не в чётко ограниченном критерии «типовых» учебных задач, а на широком поле «жизненных ситуаций».
При компетентностном подходе эффективность обучения определяется не столько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать своим запасом предметов, знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в жизни. Компетентность здесь не противопоставляется знаниям или умениям.
Хронология и практика обучения.
Чтобы определить задачи того или иного учебного предмета (а следовательно, и планируемые результаты обучения) в рамках компетентностного подхода, необходимо опираться на фундаментальные цели образования, которые в этом случае соответствуют ключевым компетенциям. В документах ЮНЕСКО эти цели сформулированы следующим образом: «научить получать знания, научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить(учение для бытия); научить жить вместе учение для совместной жизни), что во многом соответствует и целям нашего школьного образования, сформулированным, например , в Государственных стандартах. В рамках общего образования говорят обычно о коммуникативной, социально-правовой, «личностной и других ключевых компетенциях. Например, Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» приводит следующий список ключевых компетентностей: способность работать самостоятельно без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе , проявлять инициативу, не спрашивая, следует ли это делать; осваивать знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими), )способность уживаться с другими; готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации, использовать знания для такого анализа; умение принимать решения на основе здравых суждений, т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.
Установка на формирование тех или иных компетенций предполагает изменения во всех составляющих образовательного процесса — целях, содержании, технологиях и оценке результатов. Остановимся на последней составляющей и попробуем проанализировать на примере естественно-научных предметов ), на какие способы оценки результатов можно опираться в рамках компетентностного подхода. Как правило, в этом случае апеллируют к результатам международного исследования PISA, которое сегодня стало основным ориентиром для конструирования компетентностно-ориентированных заданий. В чём столь притягательная сила этих заданий, в чём их отличие от наших предметных тестов. В рамках международной программы PISA проверялась грамотность чтения, математическая и естественно-научная. Учителя естественно-научного цикла с удивлением узнали, что задания, которые отнесли (по содержанию предлагавшихся в них текстов) к естествознанию, были направлены на проверку грамотности чтения. В рамках использования научно-популярных текстов предлагались задания на общую ориентацию в содержании текста и понимание его целостного смысла, выявление информации, интерпретации текста, рефлексии на содержание текста и на его форму.
С точки зрения нашей методики эти умения относятся к общеучебным, и считается, что естественно-научные предметы лишь используют и развивают те умения, которые должны формироваться в рамках преподавания русского языка и литературы, музыки. Однако, понимая реалии нашей школы и традиции методики преподавания предметов гуманитарного цикла, вряд ли можно надеяться, что на уроках педагоги будут учить школьников ориентироваться в научно-популярных текстах и понимать содержащуюся в них информацию. Эта задача дополнительным бременем ложится на всё уменьшающееся учебное время естественно-научных предметов, но при любых условиях должна быть отражена как в методике их преподавания, так и в измерительных материалах, в том числе и компетентностно-ориентированного характера.
Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании.
Естественно-научная грамотность в рамках международного исследования PISA характеризуется четырьмя составляющими:
контекст (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненные ситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;
знаниевый компонент, в который входят знания об окружающем мире и знания о естественных науках;
компетентностный компонент, под которым понимают умения применять научные знания в ситуациях жизненного характера;
аффективный компонент, который оценивает интерес и любознательность к естественным наукам.
В заданиях, проверяющих эффективный компонент, обычно спрашивают: «Насколько интересно вам следующее высказывание?», «Насколько вы согласны со следующим мнением?» и т.п. Задания такого типа нетрадиционны и важны, но их можно использовать лишь в специально организованном исследовании. В рамках же аттестационных процедур или единого госэкзамена использовать их вряд ли целесообразно.
Настоящей «изюминкой» заданий PISA стала первая составляющая — контекст, т.е. та жизненная ситуация, в которой ученику предлагается применить предметные знания и умения. Именно эта «жизненность ситуации», описание которой, в отличие от содержания типовых заданий наших учебников, не выхолощено и не освобождено от информационного шума, создаёт условия применения знаний и умений в новой ситуации.
Вторая и третья из перечисленных выше составляющих — это те самые привычные нам знания и умения, которым мы обучаем и которые формируем. Хотя и здесь есть существенный «перекос» по сравнению с нашими традициями. Ниже перечислены умения, которые проверяются в заданиях международного исследования:
распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами;
выделять информацию (объекты. экспериментальные данные и т.п.).
делать вывод (заключение) уже сделанный вывод с учётов изложенной ситуации;
демонстрировать коммуникативный способ аргументированно, чётко и ясно.
демонстрировать знание и понимание— естественно-научных понятий.
Таким образом, проверка естественно- научной грамотности направлена в первую очередь на оценку двух основных состовляющих.
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ.
Деятельностная компонента. Здесь расширяются те виды деятельности, на которые направлено то или иное задание.
Задания, как правило, требует использования сразу нескольких видов дея-тельности, относящихся к различным из перечисленных ниже групп.
Предметные умения. Использовать полного аппарат школьного курса, подбирать адекватную модель для описанного явления, собственный алгоритм решения задач),
Умения работать с информацией . Выделять главную мысль или его часть, понимать смысл испольных в тексте терминов , выделять главную в тексте информацию (отвечать на вопросы к содержанию текста); отвечать на вопросы, требующие использования информации из текста в другой ситуации); переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, график, диаграмма, рисунок); сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты; критически оценивать содержание информации, предлагать способы оценки её достоверности.
. Исследовательские (или методологические) умения. Различать вопросы, проблемы, которые могут быть решены научными методами, формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) , делать выводы (анализировать, объяснять результаты ) .
Можно привести примеры введения компетентностно-ориентированных заданий в аттестационные процедуры и диагностические исследования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24
«ИКТ- механизм сотворчества педагога и обучающегося в создании востребованного ФГОС содержания образования.»
Учитель:
Боброва Г.П. МОУ СОШ № 24.
г.Гуково Ростовской области.
2012- 2013 учебный
Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако одновременно с их распространением в обществе возникла достаточно серьёзная проблема, о которой последнее время говорят всё чаще и чаще, — это проблема информационной безопасности (ИБ) личности, общества и государства.
Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в области ИБ, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Создатели Доктрины в перечне угроз ИБ России на первое место поставили угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, среди которых:
• противоправное применение специальных средств воздействия
на индивидуальное, групповое и общественное девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных.
В Доктрине подчёркивается, что немаловажную роль в проблеме обеспечения информационной безопасности и подготовки молодёжи к жизни в информационном обществе должна сыграть современная система образования.
Очевидно, что повсеместное применение ИКТ влияет на поведение, моральные нормы, психику и здоровье будущих поколений. Наблюдения показывают, что информационно-коммуникативная среда (с неработающими в достаточной мере законодательными механизмами, духовными и нравственными установками) порождает неизвестные ранее формы негативного поведения, особенно среди подростков.
В настоящее время среди молодёжи достаточно свободно распространяются печатные и электронные издания, где очень подробно описываются технологии совершения компьютерных правонарушений. В интернете представлено более 30 тысяч сайтов, обучающих компьютерному взлому, на которых проводятся форумы, виртуальные конференции и семинары по «повышению квалификации» и «обмену опытом» совершения компьютерных правонарушений.
.
На подрастающее поколение буквально обрушивается поток информации угрожающего и неприличного содержания, включающий пропаганду насилия, национализма, фашизма; в свободном доступе находятся рецепты производства наркотических и взрывчатых веществ; предлагается порнографическая продукция (в том числе и детская); ведётся сектантское проповедничество, насаждаются мистические и эзотерические учения и практики, магия, шаманство и т.п. В сфере досуга у детей и подростков пользуются огромной популярностью азартные компьютерные игры; компьютерные игры с элементами насилия, жестокости, «ухода» в виртуальный мир. Неотъемлемой частью жизни современного подростка стало «виртуальное общение» (чаты, ICQ, блоги или интернет-дневники, e-mail), популярны среди молодёжи сетевые сообщества, сетевые знакомства, «киберсекс» и др.
В результате негативного воздействия информационно-коммуникативной среды (ИКС) на личность у части подростков наблюдается снижение свободы и творческой активности; происходит упрощение формы общения, «обесчеловечивание» процессов восприятия людей; провоцируется перекладывание ответственности на технологии; фиксируется снижение защищённости от манипулятивных воздействий; формируется социальная и личностная дезадаптация; возникает синдром зависимости от киберпространства и др. Данные изменения часто сопровождаются ухудшением физического и психического здоровья школьников, увлекающихся ИКТ (проблемы со зрением, испорченная осанка, онемение рук, стрессовые состояния, нервозность, рассеянность, избегание живого общения, расстройство сна и др.).
Одним из нежелательных проявлений влияния ИКС является негативное отклоняющееся (девиантное) поведение, которое современные исследователи дифференцируют на деликвентное (проявляющееся в совершении компьютерных правонарушений, таких, как хакерство, кардинг, киберхулиганство, кибертерроризм, фрикинг и т.д Патохарактеро- и психопатологическое поведение нами не рассматривается, поскольку является проявлением тех или иных психических заболеваний. Негативное отклоняющееся поведение подростков в сфере ИКТ зачастую свидетельствует о несформированности информационной культуры, неспособности школьника предвидеть последствия своих действий, проявить должную гибкость и перенести хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, об отсутствии чувства ответственности за свои поступки. Причинами данного поведения могут также оказаться небрежность, моральная незрелость, безразличие, а чаще всего просто невежество.
Таким образом, всё большую актуальность приобретает проблема, связанная с педагогическими аспектами обеспечения информационной безопасности школьников. В то же время анализ педагогической практики показывает, что основная масса родителей, преподавателей и администрации образовательных учреждений, выпускников педагогических специальностей вузов не может удовлетворить ни потребности общества, ни потребности школы, ни личные потребности в сфере обеспечения профилактики и коррекции негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ, поскольку не подготовлена к эффективному решению возникающих в практике психолого-педагогических и социальных проблем.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. Слабо знакомы с особенностями профилактики и преодоления негативного воздействия ИКТ на физическое здоровье школьников, их психику, стереотипы поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.
Вышеизложенное определяет постановку научной проблемы, связанной с активизацией учебно-воспитательной работы со школьниками по нейтрализации негативного воздействия информационно-коммуникативной среды.
Рядом ведутся исследования по вопросам информационно-психологической безопасности с целью предотвращения или нейтрализации негативных воздействий ИКТ на личность (Э.М. Андреев, А.Е. Войскунский, А. Егоров, К.К. Колин, В.Е. Лепский, Г.Ю. Маклаков, А.В. Миронов, О.В. Смыслова, М. Эпштейн и др.). Исследователи отмечают, что научный прогресс, развитие компьютерных и коммуникационных технологий, привели к широкому распространению ИКТ во всех сферах человеческой деятельности, .
В связи с этим актуальной является необходимость активной разработки проблематики информационной, информационно -психологической и психологической безопасности личности, общества и государства.
Исследователи подчёркивают, что в наибольшей степени непосредственному воздействию информационно-коммуникативной среды (ИКТ) подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения которой в форме психоэмоциональной и социальной напряжённости, искажённых нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п., влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни (политической, экономической и др.).
Учёные подчёркивают необходимость не только совершенствования законодательства в области информационной безопасности с целью защиты подрастающего поколения от компьютерных
преступлении, от нежелательной по содержанию информации, отрицательно влияющей на психику, поведение и духовное здоровье несовершеннолетних, но и усиления правового воспитания подрастающего поколения.
Сегодняшние учителя:
знакомы с методами профилактики и борьбы с информационными правонарушениями, совершаемыми школьниками;
владеют приёмами выявления мотивации учащихся к совершению противоправных действий в сфере ИКТ;
уделяют должное внимания проблемам воспитательной работы в сфере информационных технологий, формированию нравственных качеств, негативного отношения к нарушителям ИБ;
• владеют методами использования
творческого потенциала ИКТ; готовы
реализовывать на практике механизмы
предупреждения и нейтрализации негатив
ного воздействия информационных угроз
на психику, здоровье школьников и др.
Насущной задачей современного образования становится разработка таких методов учебно-воспитательной работы, где бы гармонично сочеталось обучение современным информационным технологиям с формированием информационной культуры, высоких нравственных качеств, которые способствовали бы выработке иммунитета к совершению неэтичных, противоправных действий в сфере высоких технологий.
Опираясь на обзор научной литературы, анализ социально-экономической ситуации, образовательной практики и существующих тенденций её развития, мы можем говорить о наличии объективного противоречия между растущей потребностью общества и школы в учителях, способных оказать помощь учащимся и их родителям по предотвращению негативного влияния ИКТ на физическое и психическое здоровье школьников, стереотипы их поведения в обществе и личной жизни, моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности, и недостаточным уровнем подготовленности общеобразовательных учреждений, будущих и настоящих учителей, родителей к практической реализации данной потребности.
В целях решения обозначенных проблем ведётся разработка подходов к активизации учебно-воспитательной работы со школьниками в целях нейтрализации негативного воздействия информационно – коммуникативной среды (ИКТ). В рамках исследования предполагается:
определить понятие «негативное отклоняющееся поведение в сфере ИКТ»;
построить модель активизации учебно-воспитательной работы со школьниками по нейтрализации негативного воздействия ИКТ;
определить и разработать основные направления практики по обозначенной проблеме в учебно-воспитательной работе учреждений общего и дополнительного образования (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, компьютерные клубы и др.).
В настоящее время изучается состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике: определяется исходный понятийный аппарат проблемы, выявляются противоречия и движущие силы, идёт накопление и анализ опыта работы в данном направлении, осуществляется выбор методологии и методики организации исследования в рамках проекта. Ведётся разработка фрагментов комплексного научно-методического обеспечения процесса активизации учебно-воспитательной работы по профилактике негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ, включающего:
1) методические рекомендации для учителей по изучению раздела «Основы социальной информатики» (Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Информационная безопасность) школьного курса информатики;
2) оценочно-критериальный инструмента
рий педагогического мониторинга негатив
ного девиантного поведения школьников
в сфере ИКТ;
методическое сопровождение разделов по проблеме исследования в программах спецкурсов и спецсеминаров для учителей общеобразовательных школ, педагогов системы дополнительного образования, преподавателей вузов, студентов педагогических специальностей вузов: «Гуманитарные аспекты информационной безопасности», «Информационная безопасность в открытом образовании», «Основы информационной безопасности»;
разработка программы спецкурса для педагогов «Активизация учебно-воспитательной работы по профилактике негативного отклоняющегося поведения школьников в сфере ИКТ» и «Компьютерная этика и этикет» для учащихся общеобразовательных учреждений;
рекомендации по использованию технических и технологических средств защиты от нежелательной информации в образовательных учреждениях.
Авторами статьи разработан элективный курс для учащихся старших школ «Основы информационной безопасности», разработана методика диагностики девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
Примеры игр, упражнений для развития мотивации к изучению искусства....
Организация образовательного пространства обучающихся средствами ИКТ-технологий на уроках математики
Важнейшей тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-1027428-1556115153.jpg)
Компетентностный подход в современном образовательном пространстве
Данная статья входит в сборник "Компетентностный подход в образовании: концепции и реализпция" и является педагогической инновацией в преподавании физики в среднй школе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/25/picture-1150794-1561444155.jpg)
Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"
В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...
Методическая разработка. "Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся"
Методическая разработка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735822-1452695052.jpg)
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-371017-1387537828.jpg)
"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...