«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»
методическая разработка по физкультуре на тему

Бушковская Татьяна Алексеевна

В данной методической разработке представлен обобщённый опыт работы учителя физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_bushkovskaya.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 12

«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»

                                                           Автор опыта:

                                                                          Бушковская Татьяна Алексеевна,

                                                                          учитель физической культуры

                                                                          МБОУ гимназии № 12

                                          г. Каменск-Шахтинский

2015 г.

Информация об опыте

Тема опыта:

        «Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»

                                  Условия возникновения опыта:

              Я, Бушковская Татьяна Алексеевна, работаю учителем физической культуры   в гимназии № 12, имею высшее образование, закончила Волгоградский  институт физической культуры. Имею первую квалификационную категорию.  

Моя профессия – осознанный выбор, мечта детства, возможность  реализации собственного потенциала для воспитания подрастающего поколения, моё хобби. В профессии я с 1993 года. Но в моей педагогической деятельности, был довольно большой перерыв. Моё возвращение в школу  совпало с введением 3-го часа физической культуры.  

Я понимала, что с одной стороны, образовательная  политика государства направлена на  эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом,  на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

 С другой стороны, из-за  популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая  нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

        Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры,  к здоровому образу жизни  и к здоровью, как личной ценности.

        Таким образом, у меня возникла необходимость  изучения аспектов  мотивации школьников, поиска и внедрения  новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес  к урокам физической культуры, создать  положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.

Актуальность опыта:

Я считаю, что эта проблема имеет особую актуальность, так как мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность  так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к  окончанию школы подготовить  физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего педагогического опыта: «Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой», над которой  я работаю  с  2012 года.

                              Длительность работы над опытом:

        Работа по формированию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках физической культуры была начата в 2012 г. Было выбрано направление работы, определены её перспективы.

                                            Диапазон опыта:

        Диапазон опыта охватывает организацию деятельности по физической культуре в единой системе «урок – внеурочная деятельность - внеклассная работа».

                                             Новизна опыта:

        Новизна опыта заключается в создании системы работы и условий для  формирования  положительной мотивации  и интереса учащихся к занятиям физической культурой, для повышения уровня физической подготовленности и физического здоровья школьников на современном этапе модернизации школьного образования.

                                               Технология опыта

Целью же  опыта я определила: как поиск средств, повышающих уровень мотивации школьников к занятиям физической культурой и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности.    

        В эту работу включились и мои коллеги. Для достижения поставленной цели мы определили решение следующих задач:

 

1. Изучить научно-методическую литературу.

2 Исследовать мнение учащихся по вопросу мотивации и отношению к занятиям физической культуры.

3. Разработать и обосновать эффективность выбора средств, форм и методов по формированию положительной мотивации учащихся к занятиям спортивной деятельности, через урок – внеурочную деятельность – внеклассную работу.

На первом этапе мной изучалась научно-методическая литература и состояние проблемы на практике.  Вопросами формирования мотивационной сферы учащихся занимались такие ученые как В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Р. А. Жданова, В. С. Ильин,  А. К. Маркова,  и др.

Анализ научной литературы по проблеме позволил мне выяснить: 1) уровни ее разработанности, 2) определить основы опытно-экспериментальной работы и 3) выделить условия, способствующих формированию познавательных мотивов.  

В практике  же я использовала методику по изучению и формированию мотивации учения школьников Марковой А.К., включающую изучение мотивации учащихся, планирование ее развития и контроль за этим процессом. Мною проведено теоретическое исследование сущности «мотива» и мотивации.

 На втором этапе определились экспериментальные способы изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также исследовалось мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической культуры в школе. С этой целью мною было проведено анкетирование в гимназии №12. Всего было задействовано 112 учащихся 3-х, 7-х, 10-х классов.

Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления:

-субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в школе,

-особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей  разного школьного возраста.

В результате анкетирования было получены следующие данные:

1. Подавляющее большинство учащихся ответили, что им, в общем, нравятся  уроки физической культуры (93%, 68%, 65%)  

2. А  вот например, на вопрос: «Почему вы посещаете уроки физической культуры в школе?» Большинство учащихся 3 классов  выбрали следующие варианты ответов:                                                                                                                        -удовлетворить свою потребность в движении;                                                                                   -отдохнуть от занятий в классе;                                                                                                            -получить положительные эмоции;

Большинство семиклассников  выбрали следующие варианты ответов:                                           -проверить свои силы, испытать себя;                                                                                                                 -пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований и игр;                                                       -укрепить здоровье;  

 Большинство старшеклассников  выбрали такие варианты ответов:                                  -укрепить здоровье;                                                                                                                                -улучшить настроение, самочувствие, получить положительные эмоции;                                         -поддержать и скорректировать фигуру.    

 По итогам анкетирования я сделала вывод о том, что мотивация учащихся носит исключительно возрастной характер, в зависимости от ведущего вида деятельности и зависит от следующих факторов:

  • от потребностей детей,
  • личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства,
  •  особенностей воспитательной работы в классе, в семье,
  • от физической и технической подготовленности  учащихся и от уровня их физического развития,
  • от условий образовательной среды.

На третьем этапе я осуществила  подбор форм, методов, средств физического воспитания, которые позволили  бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры школьников, повысить уровень физической подготовленности и физического развития и, как следствие, укрепить здоровье школьников.    

Я понимала, что формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто  за счёт использования как традиционных, так и  инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому  в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:

1. Технология дифференцированного обучения

Работая в школе учителем физической культуры, я столкнулась с проблемой, в которой с одной стороны на урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости  и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные  учебные  действия.  Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.  

Например, (по группам здоровья).  Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.

Так же, дифференцированно подхожу к  выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как  результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же и  теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.

2. Игровые технологии помогают в моей работе  повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.

3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Например:   на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный  ученик выбирает для показа  сложное упражнение и руководит работой группы; три  других ученика в связке с первым демонстрируют  задание, а менее подготовленный  ученик поддерживает и страхует  учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.

4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование  исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды,   ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование  информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что  способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.

5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной  деятельности.

Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.

6. Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры - это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.

Например: учащаяся 10 класса Гаркушенко Анна выполнила проект спортивного праздника «Со спортом дружить – здоровым быть» и провела этот праздник во 2-х классах.

7. Здоровьесберегающие технологии помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами использую элементы фитнес -технологий, такие как степ-аэробику, упражнения на фитболах,  шейпинг,  которые   являются действенным средством повышения интереса девочек  к занятиям, способствуют  повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.

 Я считаю используемые мной технологии -  комплексным инновационным процессом, основанным на изменениях ценностей в отношении  мотивации учащихся к занятиям физической культурой, к учебной деятельности, к формированию здорового образа жизни и к своему здоровью.

        Данные технологии применялись мною на основе  системно - деятельностного подхода, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

              Также я понимала, что успех обучения, процесс вовлечения школьников в активную деятельность,  выполнение поставленных целей        зависит от способов их достижения, т.е. методов обучения.

В своей работе, наряду с общепринятыми методами, для повышения интереса и активности  учащихся использую проблемно-поисковый, игровой, соревновательный, групповой методы. На занятиях со старшеклассниками предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен, он включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Он органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает мне эффективно организовать учебную деятельность.

    В своей работе, для проверки домашнего задания или контроля усвоения материала   стараюсь применять интерактивные методы. Например, метод  «Незаконченного предложения», или метод «Совместного проекта» применяю при работе в группе. Например, на уроках гимнастики учащиеся, работая в группах, составляют зачётные комбинации из ранее изученных элементов на бревне и на акробатике. Потом демонстрируют их и предлагают учащимся другой группы повторить.

        Применяю также фронтальный, групповой, индивидуальный методы, использую различные варианты нагрузок и отдыха.

            В результате моего творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные  формы  организации образовательного пространства:

  • уроки проблемного изложения;
  • уроки-путешествия;
  • уроки-исследования;
  • уроки-турниры;
  • уроки с групповыми методами работы;
  • уроки-проекты;
  • интегрированные уроки и др.

В гимназии я  веду активную  работу по включению учащихся во все виды  внеурочной и  внеклассной  деятельности. Для меня с коллегами стало традицией проводить  такие мероприятия, как:

  • дни здоровья;
  • соревнования между классами по футболу, баскетболу, пионерболу;
  • личное первенство по настольному теннису;
  • весёлые старты;
  • декады физической культуры;
  • конкурсы рисунков и фотоколлажи «Спорт в нашей жизни», «ЗОЖ»;
  • «Рыцарские турниры»;
  • «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;
  • «Папа, мама, я - спортивная семья»;
  • спортивные занятия с учителями;
  • День пожилого человека.

В рамках внеурочной деятельности, во вторых классах провожу занятия по программе «Подвижные игры», а в 3-4 классах работаю по программе «Азбука волейбола». Учитывая желания и интересы подростков, мной была разработана и реализуется программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Мир спортивных игр», в рамках ФГОС.  Ее реализация способствует тому, что ребята с удовольствием принимают активное участие как в школьных, городских, так и во всероссийских соревнованиях:

  • в течение последних 3 лет наши гимназисты являются победителями и призёрами городской Спартакиады школьников;
  • ежегодно наши дети и их родители участвуют и побеждают во Всероссийском конкурсе «Кросс наций»;
  • являются призёрами областного этапа  Всероссийских соревнований «Президентские состязания», которые проходят в Неклиновском районе.

  Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.

Говоря о результативности  моего опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся.

          

1.Позитивная динамика развития учебной мотивации

За последние 3 года, в гимназии, по результатам анкетирования,  наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8%, а у старшеклассников - на 13%.

Классы

2012 год

2013 год

2014 год

2 - 3 - 4

93%

95%

98%

7 - 8 - 9

68%

72%

76%

10 -11

65%

78%

                       (сравнительная диаграмма за 2012, 2013, 2014 г.)

2. Позитивная динамика качества освоения учащимися учебных программ

 Качество освоения учащимися учебных программ по физической культуре так же повысилось на 4% и составляет 94% .

 Высокое качество освоения учащимися учебных программ свидетельствует о высокой позитивной мотивации к учению по физической культуре.

Год

Уровень

Качество

2012-13

100%

90%

2013-14

100%

91%

2014-15

100%

94%

  1. Положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся.

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как девочек, так  и мальчиков растет по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт неуклонное  и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек, в других рост достижений идёт в виде «ножниц», чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и у девочек.

Уровень физической подготовленности

2012 год

2013 год

2014 год

Высокий

35%

38%

39%

Средний

59%

58%

58%

Низкий

6%

4%

3%

  1. Увеличение общего количества учащихся занимающихся в спортивных кружках и  секциях

За последние  годы мы с коллегами наблюдаем увеличение  количества занимающихся в спортивных кружках и  секциях от общего числа учащихся нашей гимназии.

Год

Кол-во  занимающихся в спортивных кружках и  секциях

2012-13

29%

2013-14

32%

2014-15

36%

  1. Динамика участия обучающихся в муниципальных олимпиадах

Наши  гимназисты регулярно принимают участие в школьных, городских и областных олимпиадах по физической культуре, где неоднократно становятся победителями и призёрами. С каждым годом число призёров увеличивается.

Год

Количество участников

Количество победителей и призёров

2012-13

19

6

2013-14

22

6

2014-15

23

7 (3)

  1. Всероссийский конкурс «Школьные Олимпиадные идеи»  

В 2014 году 23 учащихся нашей гимназии принимали участие во всероссийском интерактивном  заочном  конкурсе по физической культуре   и в общем зачёте заняли 3 первых и 7 третьих мест.

         Работая тренером – совместителем в  детской спортивной школе, на базе гимназии, веду секцию по лёгкой атлетике с младшими школьниками, пропагандирую красоту, многообразие видов  и полезность этого спорта.

В своей работе учитываю результаты профилактических осмотров учащихся нашей гимназии с использование аппаратно - программных комплексов «Армис».

          Основными формами взаимодействия с родителями для меня являются  выступления на родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед.

Веду активную работу с родителями по привлечению их детей в спортивные секции. Систематично довожу до сведения родителей мониторинг физического развития, успеваемость, спортивные успехи и результаты учащихся. Традиционным стало проведение «Дней здоровья» с участием родителей.

          Оказываю методическую помощь в разработке, проведении и анализе уроков, внеклассных мероприятий студентам ЮФУ.

          Большое внимание уделяю вопросам самообразования, слежу за новинками методической литературы, читаю журналы «Физкультура в школе», «Здоровье школьника». С большим  интересом  посещаю открытые уроки своих коллег и семинары.

Опыт работы по данной теме размещён  на сайте МБОУ гимназии № 12 и на моём мини-сайте.

                                                 Выводы:

 Анализируя  результаты своей деятельности по теме,   мною сделаны выводы о том, что формирование положительной мотивации учащихся достигается за счёт:

  • самосовершенствования самого учителя и его личного примера;
  • использования современных образовательных технологий;
  • эффективных форм и методов организации образовательного процесса;
  • вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах;
  • ориентации учащихся на результат деятельности;
  • инноваций в содержании образования.

                                            Перспективы

Перспективу дальнейшей работы я вижу:

  • в продолжение исследований  по данной теме, так как вижу необходимость внедрения в образовательный процесс  работу с  индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой;
  • в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей;
  • в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО, который  будет внедрён в школы нашего города с 1 сентября 2015 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учащихся к занятиям физической культурой

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону,   добиться ...

Анкета "Мотивация учащихся к занятиям физической культуры"

Инструкция. Анкета заполняется анонимно. Учащийся должен высказать свое отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале:«1» - не согласен совсем;«2» - мне...

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того нас...

Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"

Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...

Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой

Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета ...