Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.
статья на тему

 В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья72.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

Адрес:446602,Самарская область, муниципальный район Нефтегорский,с.Утевка, ул. Льва Толстого, д.26

Телефон:8-846-70-3-11-47,8-846-70-3-13-96(факс)

E-mail:  utschool@mail.ru

______________________________________________________________________

 

 

 

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.  

                                                      Рахмаева Равиля Назымовна

                                       Учитель математики

 

 

 

 

 

2015 год

 

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………….. …. ……3
  2. Основная часть …………………………………………………… . ………5
  1. Теоретические аспекты проблемы …………………………… ……5
  1. . Понятие о коррекционной части основной образовательной программы…………………………………………………............5
  2. . Описание содержания направлений коррекционной работы..14
  1. Практические аспекты деятельности ……………………………...17
  1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» …….17
  2. Деятельность учителя в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного плана………………….21
  3. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ с. Утевка…………………………………………24
  1. Заключение ………………………………………………………………….27

Список использованной литературы …………………………….. ……28

I. Введение

Пояснительная записка

          Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. За последнее время, среди поступающих в начальную школу детей, наблюдается резкое снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению. Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении заботит многие образовательные учреждения. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. 
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.  В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Основной целью адаптированной образовательной программы является  создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ  и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными  формами отклонений в развитии;

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.

    Адаптированная образовательная программа общеобразовательного учреждения представляет собой  нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется  развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у  обучающихся, воспитанников  жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.

    При этом необходимо наличие определенных условий: наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум);

Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.Наличие подготовленных педагогических кадров.

II. Основная часть

  1. Теоретические аспекты проблемы
  1. Понятие о коррекционной части основной образовательной

программы

Коррекционная часть основной образовательной программы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основных образовательных программ, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основных образовательных программ. Коррекционная часть предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы (далее Программа) должна обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации. Программа реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Программа определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Коррекционная часть основной образовательной программы содержит, во-первых, цели и задачи коррекционной работы с обучающимися. Во-вторых, перечень, содержание и план индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основных образовательных программ. В-третьих, структурные элементы системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей для выявления особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешность освоения ими основных образовательных программ. В- четвертых, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других организаций, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Далее в коррекционной части основной образовательной программы прописываются специальные условия получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и планируемые результаты коррекционной работы.

Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья следует понимать условия воспитания, развития и обучения, включающие в себя использование методов воспитания и обучения, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Направленность Программы коррекционной работы образовательной организации должна быть отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы составляется с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении. Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети. Индивидуализация образовательного процесса может быть показана при неспособности ребенка самостоятельно справиться с учебными затруднениями, при значительных пропусках ребенком занятий, при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, при сложившихся конфликтных отношениях с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс.

Выделим несколько групп обучающихся, для которых может быть составлена Программа коррекционной работы. Первая группа — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций, слабое здоровье и др. Другая группа - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, при взаимодействии с которыми учитываются индивидуальные возможности и особые образовательные потребности. Обучающимся данной группы, как правило, нужна постоянная специальная коррекционная работа. Следующая группа - обучающиеся, часто пропускающие учебные занятия по различным причинам (семейные обстоятельства, частые простудные заболевания и др.). Для данной группы детей может быть организована как постоянная, так и эпизодическая психолого-педагогическая помощь. Далее группы обучающихся с поведенческими нарушениями, а также обучающиеся, нуждающиеся в разовых или кратковременных коррекционно-развивающих занятиях, первоклассники с недостаточным уровнем готовности к школе.

Поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, то следует обозначить различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья по нозологическому принципу. К категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, относим детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, детей с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с различными соматическими заболеваниями, а также с выраженными поведенческо- эмоциональными расстройствами, в том числе детей с различной степенью выраженности расстройствами аутистического спектра.

Наряду с этим выделим особые потребности, свойственные детям с ограниченными возможностями здоровья:

-         раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы (сразу же после выявления проблемы или ряда проблем);

-         использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с < 'I |>ii1111■ i<'iиii.imii возможностями здоровья, как необходимого инструмента |н млн 1.ЩИИ освоения основных образовательных программ;

индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

-         обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-         введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормативно развивающихся сверстников;

-         организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

Кадровый ресурс, способный реализовать Программу коррекционной работы, представлен не только учителями-предметниками, но и также педагогами-психологами,        учителями-логопедами,        учителями-

дефектологами, социальными педагогами, педагогами дополнительно образования. Образовательная организация при отсутствии данных специалистов должна быть включена в систему комплексного взаимодействия организаций образования различного уровня с целью восполнения недостающих ресурсов и получения своевременной квалифицированной консультативной помощи.

Разработка Программы коррекционной работы выполняется педагогическими работниками образовательной организации коллегиально. В процессе обсуждения Программы коррекционной работы организуется представление ее Управляющему Совету школы и осуществляется процедура согласования. Программа коррекционной работы, как и любая другая программа, по истечении времени будет нуждаться в анализе существующих проблем ее реализации в образовательной организации, коррекции и доработке.

Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы образовательной организации является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля. Наиболее распространенными и действенными формами организованного взаимодействия специалистов в образовательной организации являются консилиумы и службы психолого-педагогического сопровождения, которые предоставляют комплексную помощь ребенку, его семье, образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, социализацией, воспитанием, развитием обучающегося.

Следует заметить, что организация коррекционной работы в образовательной организации значительно повышает профессиональный уровень педагогов в области психологии и педагогики, специальной (коррекционной) педагогики, а также сплачивает усилия коллектива для совместной деятельности по освоению обучающимися основных образовательных программ.

В настоящее время в образовательной системе происходит процесс накопления практического опыта в инклюзивной практике, основанной на организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, а также с учетом системно-деятельностного подхода, так как деятельностная парадигма образования призвана создать условия для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Ресурсом для выстраивания индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выступает материально-техническая база образовательной организации, призванная обеспечить реализацию Программы коррекционной работы и стать гарантом освоения обучающимися основных образовательных программ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения выделяются требования к:

-         организации пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

-         организации временного режима обучения;

-         организации рабочего места ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-         техническим средствам обеспечения комфортного доступа ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию (ассистирующие средства и технологии);

-         техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

-         специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей.

Специфика требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.

Адаптивная образовательная среда предполагает: доступность классов, других помещений школы (создание безбарьерной среды); технические средства обеспечения комфортного доступа (ассистирующие средства и технологии); коррекционно-развивающую предметную среду для обучения и социализации; помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления, наличие разработанных на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Исследователи выделяют основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании адаптивной среды инклюзивной школы

1.         Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха.

2.         Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире).

3.         Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.

4.         Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.

5.         Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует егоактивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.

6.         Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.

7.         Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей.

1.2.        Описание содержания направлений коррекционной работы

В содержании коррекционной работы можно выделить несколько направлений:        диагностическое,        коррекционно-развивающее,

консультативное, информационно-просветительское, профилактическое, координационное и экспертное.

Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей, нуждающихся в коррекционной работе специалистов, предусматривает определение причин, спровоцировавших появления тех или иных проблем ребенка в образовательной организации. Данное направление устанавливает объективный подход к изучению возможностей ребенка в условиях конкретной образовательной среды, предусматривает изучение динамики его развития в процессе коррекционной работы, выступает инструментом контроля эффективности проводимых комплексных мероприятий, направленных на предупреждение или устранение неблагоприятных факторов, уже имеющих место или возможных в образовательном процессе.

Коррекционно-развивающее направление осуществляет специально организованную комплексную помощь детям в освоении содержания образования. Коррекционно-развивающая деятельность обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, выполняет отслеживание причин их возникновения и проявления, осуществляет мониторинг динамики достижений обучающихся в процессе воспитания и обучения в каждом конкретном случае.

Консультативное направление способствует непрерывности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей относительно реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения, коррекции, социализации.

Информационно-просветительское направление предполагает расширение образовательного пространства окружающего социума и информирование всех участников образовательных отношений об особенностях образовательного процесса для определенной категории учащихся.

Профилактическое направление        осуществляет        организацию

образовательной среды, обеспечивает предупреждение возникновения проблем, связанных с трудностями освоения основных образовательных программ.

Координационное направление        выстраивает        организацию

деятельности педагогов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, сотрудников администрации, родителей и обеспечивает функционирование в        образовательной        организации

специального школьного консилиума, наделенного особыми организационными полномочиями и несущего вместе с администрацией образовательной организации коллегиальную ответственность за реализацию Программы коррекционной работы.

Перечислим условия освоения основных образовательных программ всеми учащимися, в том числе, детьми с ограниченными возможностями, зафиксированных в Федеральных государственных образовательных стандартах:

1)        учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

2)         обеспечение преемственности программ дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

3)         значение видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

4)         обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

5)         обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основных образовательных программ;

6)         оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;

7)         возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации.

Описанные выше условия освоения основных образовательных программ обеспечивают получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями наравне с другими сверстниками в образовательных организациях.

Основные термины Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно - ориентированный урок.

2. Практические аспекты деятельности

2.1. Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:

  1. Разработка в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители - полноправные участники работы над ИОП;
  2. Разработка на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие);
  3. По окончании периода производится оценка достижений ребенка — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Также предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
  4. Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
  5. Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальная образовательная программа в рамках образовательного учреждения для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов. Перечислим самые важные из них:

Этап

«Шаги проекти

Содержание деятельности

рования ИОП»

Предварительный

Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей

Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в ка кой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов. Заключается договор с родителями,  проводится сбор и анализ предвари тельной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.

Оценка требований ФГОС и ОП

Изучение документации. Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого- педагогического сопровождения и др.

Диагностический

Изучение

результатов

Организация диагностической работы учителя и специалистов

комплексного

Психолого- педагогического

Психолого-

педагогического

сопровождения в режиме взаимодействия

обследования

(повозможности — комплексно);

подготовка заключений о

психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

Описание необходи -мых ребенку с ОВЗ

Организация деятельности ПМПк:

обсуждение заключений

специальных

образовательных

о необходимости разработки ИОП

условий с учетом возможностей и дефицитов

Разработка

Проектирование

Деятельность учителя и специалистов

необходимых струк

турных

составляющих ИОП

сопровождения в рамках работы ПМПк.

При необходимости — привлечение специалистов ППМС центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.

Определение

временных границ реализации ИОП

Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!)

Определение круга задач в рамках реализации ИОП

Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм

реализации разделов ИОП

Определение форм и критериев

мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Реализация

Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогичесекого сопровождения в соответствии с программой и планом;

организация мониторинга учебных

достижений и социальной компетентности ребенка;

организация мониторинга эффектив ности коррекционной работы.

Анализ и

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

коррекция

внесение корректив в ИОП (ИОп)

Основная задача администрации и сотрудников школы на предварительном этапе или этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.   

2.2.Деятельность учителя в процессе разработки и реализации индивидуального образовательного плана

В Таблице  приведены возможные задачи, формы и результаты деятельности учителя. При этом результатом деятельности педагога на различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий.

Этапы

Задачи

Возможные формы

Результат

деятельности

Предвари тельный

Знакомство

Посещение ДОУ (диагностического

Первоначальное представление

этап

с ребенком

класса),

об особенностях

(возможный)

с ОВЗ

ребенка

Знакомство

Предварительная

Понимание специфики

с семьей

встреча, «Школа радости»

семьи, предваритель ный план начала посещения

(или другие

школы ребенком

мероприятия по включению

дошкольников в образовательную среду школы, проводится

в апреле-мае)

Знакомство с системой сопровождения школы

Встреча со специалистами ДОУ

Углубление представления о ребенке и семье, направлениях работы основных специалистов, предварительное планирование действий для облегчения адаптации ребенка в новой среде

Диагности ческий этап

Сбор

информации о ребенке

Педагогическая диагностика,

наблюдение проба тех или иных форм взаимодействия

Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы и поведения

с ребенком в рамках

урока и внеурочных мероприятий

Сбор

Беседа, наблюдение и

Определение стратегии

информации

оценка особенностей

по выстраиванию отно

о семье

взаимодействия роди

шений сотрудничества

телей и ребенка

и продуктивного

взаимодействия

Оценка

Самоанализ, консуль

школы (включая коор

«внутренних» и «внешних» ресурсов

тирование со специа листами школы

динатора) и «внешним» партнерам — специали стами  центра  «Семья»

Этап

Обобщение

Знакомство с заклю

Конкретизация и кор

разработки

результатов

чениями специалистов

рекция собственных

диагностики

психолого-педагогиче

представлений о воз

ского сопровождения

можностях и проблемах ребенка

Определение основных направлений работы с ребенком и его семьей

Психолого-

педагогический консилиум

Определение цели,

 задач, режима работы и

регламент взаимодейст

вия в междисциплинар

ной команде, с роди

телями

Конкрети

Анализ содержания

Заполнение ИОП

по данным разделам

зация задач

основной образова

с согласия родителей

по направле

тельной программы с

ниям «Ос

точки зрения возмож

воение обра

ностей ребенка ее

зовательной

освоить;

программы»,

«Социализация»

Этап

Организация

Планирование урока с

Успешная адаптация

реализации

образователь

учетом задач ИОП;

ребенка с ОВЗ в среде

ного процесса,

адаптация содержания

сверстников, динамика

способству

учебных материалов и

его развития, продук

ющего адап

пособий, подбор дидак

тивность учебной дея

тации и фор

тических материалов,

тельности ребенка,

мированию

форм, использование

формирование основ

продуктивной

поддерживающих стра

ных компетенций

учебной

тегий

деятельности

у ребенка с

ОВЗ

Оценка дина

Педагогическая диаг

Определение ведущих

мики освоения

ностика, наблюдение,

направлений дальней

ребенком

ведение дневника

шей работы с ребенком

образователь

наблюдений,

и его семьей, постанов

ной программы

консультации со

ка задач на следующий

, динамики

специалистами,

период, выявление наи

развития.

самоанализ; ПМПк

более эффективных

Анализ

стратегий включения

эффективности

ребенка в образователь

деятельности

ную среду, корректи ровка

по решению задач ИОП

ИОП

Разработка ИОП помогает:

  • Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
  • Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
  • Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
  • Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
  • Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.

2.3.         Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в ГБОУ СОШ с. Утевка

В ГБОУ СОШ с. Утевка разработана  нормативная база регламентирующая деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, обучающихся в форме очного обучения. Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.):

 положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);

 положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с центром «Семья» (договор о сотрудничестве),        лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;

 договор с родителями детей с ОВЗ;

 положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и т.д.

 В основной образовательной программе школы  программа коррекционной работы образовательной организации отражена во всех разделах основных образовательных программ, таких как «Пояснительная записка»; «Планируемые результаты»; «Учебный план», «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания»; «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», и учтена по направлениям организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы составлена с учетом возможности образовательной организации проводить индивидуальное сопровождение детей, имеющих различные проблемы в воспитании, развитии и обучении.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ с. Утевка отвечает (будет отвечать  с декабря 2015 года) не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.  

 Так уже на данный момент в школе имеется полный комплект оборудования для дистанционного обучения (технические средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей). Аналогичным комплектом обеспечен и ребенок с ОВЗ.  Педагогический состав, работающий с данным оборудованием, прошел курс обучения и успешно справляется с поставленной задачей. При этом  в работе используются как дистанционные уроки, так и очные уроки с посещением ребенка – инвалида на дому.

 В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы  в нашей  школе создается универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Так во втором корпусе школы на данный момент завершаются работы  по созданию безбарьерной среды. К декабрю 2015 года планируется монтаж необходимого оборудования  для создания безбарьерной среды в основном корпусе школы (вся документация собрана и получено необходимое финансирование)

 В ОУ организован временный режима обучения, организованы рабочие  места ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Школа полностью обеспечена специальными учебникам, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на освоение ими основных образовательных программ по уровням образования.

Заключение

Организация обучения детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. При этом индивидуализация образовательного процесса рекомендована в ситуациях хронической неуспеваемости ребенка, в силу своих особенностей который не может освоить учебный материал в определенном темпе, форме, объеме так, как это могут делать другие дети.

  В современной  школе  все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня.

 У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития важных социальных контактов.

 Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом. Педагоги и все сотрудники школы, вовлечённые в процесс обучения, обучены стратегиям и педагогическим технологиям осуществления современного образовательного процесса.

 Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Все сотрудники школы позитивно настроены и понимают свои обязанности.

Именно комплекс всех условий позволяет сделать образовательный процесс для каждого ребенка не только эффективным, но и комфортным- адаптированным под  его личные возможности и потребности.  

Список использованной литературы

1.Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.

2.Банч Г. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях

обычного класса. Пособие для учителей (пер. с англ.) / Под ред.

Н.В. Борисовой. — М., РООИ «Перспектива», 2008.

3.Башаева Т.В. "Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития". Санкт-Петербург. 2001.

4.Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //

Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. —

          Минск: Четыре четверти, 2007, с. 34.

5.Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Органи)

зация деятельности координатора по инклюзии в образовательном уч)

реждении». — М, «МИРОС», 2010.

          6.Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся  

          с   умственной       недостаточностью, вовлеченных в интегрированное                                                                                                                                                                          обучение в общеобразовательной школе / Е. В. Резникова // Дефектология. - 2007

7.Алехина С.В. Технология сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (тезисы). - Материалы Всероссийской конференции «Другое детство», 2009

8. Алехина С.В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» статья (в соавторстве с

9.В.К.Зарецким (МГППУ)), Материалы VI Всероссийской научно- практической конференции, посвященной Году учителя: «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

  В выступлении рассматриваются типы дизонтогенеза, психопатии, неврозы. Рекомендации педагогам по работе с детьми....

Специфические особенности нарушенного развития, проявляющиеся у детей и подростков в образовательной организации

Материалы курса "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации" для педагогов ОО г.Москвы...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организации образовательного пространства для детей с РАС

27.02.2018 на базе ГБОУ Школа 2051 состоялся семинар «Адаптированная образовательная среда в жизни ребенка с ОВЗ», в котором приняли участие учитель-дефектолог Прошина Е.Б., педагои-психол...

Выступление на заседании в Московской областной Думе «Особенности организации образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)». 12.04.2017г.

Конституция Российской Федерации гарантирует право всех граждан нашей страны на образование, независимо от их состояния здоровья и места жительства.Главной целью государственной политики в области обр...

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...