Материалы мастер-класса по теме : "Конструирование бинарного (интегрированного) учебного занятия в логике системно-деятельностного подхода"
методическая разработка
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные учебные занятия дают студентам достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Потребность в возникновении интегрированных учебных занятия объясняется также и современными принципами организации учебного процесса в логике системно-деятельностного подхода, когда на первый план выходит деятельность самого обучающегося на занятии. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, творческой активности студентов. Интегрированные учебные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных учебных заанятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности обучения. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности: снимают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у студентов воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Мне показалось интересным подойти к проведению интегрированных учебных заданий нестандартно, объединив, например, литературу, историю и обществознание, историю, литературу и МХК, МХК, историю и основы философии, причем, иногда объединив не только учебные предметы, но и педагогов данных учебных дисциплин.
Рассмотрим построение работы по организации интегрированных учебных занятий через современные технологии и интерактивные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1014.09 КБ |
1._iz_opyta_raboty.docx | 17.58 КБ |
2._test.docx | 15.59 КБ |
3._klaster_k_uroku_istorii_kultura_kievskoy_rusi.docx | 15.59 КБ |
4._rytsarskiy_zamok.docx | 15.81 КБ |
5_po_obraztsu.docx | 18.03 КБ |
ideal.docx | 15 КБ |
stsenariy_master_klassa.doc | 94 КБ |
task_.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Примеры реализации межпредметных связей в ходе интегрированных и бинарных учебных занятий
(из опыта работы)
Учебная дисциплина | Тема | Вид МПС | МПС с учебной дисциплиной | Форма интеграции |
История |
| теоретический фактический философский | Основы философии | Бинарные учебные занятия |
| понятийный теоретический фактический | Обществоз-нание | Бинарные учебные занятия | |
| понятийный теоретический фактический | География | Бинарные учебные занятия | |
| теоретический фактический философский | МХК | Бинарные учебные занятия | |
| понятийный теоретический фактический | Литература | Бинарные учебные занятия | |
| понятийный теоретический фактический | Литература МХК | Интегрированные учебные занятия | |
| теоретический фактический философский | География Общество-знание | Интегрированные учебные занятия | |
Основы философии |
| теоретический фактический философский | История МХК | Интегрированные учебные занятия |
| теоретический фактический философский | Обществознание Естествен-ные науки | Интегрированные учебные занятия | |
| теоретический фактический философский | Обществознание | Интегрированные учебные занятия | |
Общество-знание |
| понятийный теоретический фактический | История МХК | Интегрированные учебные занятия |
| понятийный теоретический фактический | Математика | Интегрированные учебные занятия | |
| понятийный теоретический фактический | История | Интегрированные учебные занятия |
Предварительный просмотр:
Тест. Человек в политической жизни
Вариант № 1
1. В современном обществе основным субъектом политики является
1) политическая элита 2) народные массы 3) человек 4) социальная группа
2. Укажите верное высказывание.
А. Объем возможного участия гражданина определяется политическими правами.
Б. Объем возможного участия гражданина определяется принадлежностью к политической элите.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны
3. Голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками и т.д. относится к
1) опосредованному участию 2) непосредственному участию 3) автономному участию
4) мобилизованному участию
4. Укажите характерные черты политического участия -
1) конкретное действие 2) обязательное действие 3) осуществляется преимущественно добровольно 4) действительное участие 5) фиктивное участие
5. Укажите верное высказывание. Политическая культура включает в себя
А. знания о мире политики.
Б. политические ценностные ориентации.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны
6. Соотнесите типы политических культур и их характерные черты
Типология политических культур | Характерные черты |
A. тоталитарная | 1) господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении |
Б. авторитарная | 2) в поведении элиты преобладают требования компетентности, от граждан требуется профессионализм и послушание, известная отстраненность от политики |
B. демократическая | 3) поведении элиты преобладают мотивы всемогущества, в поведении граждан — скромность, энтузиазм, а их участие в политической |
Предварительный просмотр:
Кластер к уроку истории. 10 класс
Тема. Культура Киевской Руси (параграф 4)
Итоги ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Интерактивная экскурсия по средневековому замку
Замок снаружи.
Когда в Европе появились крупные землевладельцы, то они стали строить себе укреплённые усадьбы. Дом, хозяйственные постройки, амбары и конюшни окружали высокими деревянными стенами. Перед ними обычно выкапывали широкий ров, в который отводили воду из ближайшего водоёма. Так появились первые замки. Но они были непрочными, так как дерево со временем начинало гнить. Поэтому стены и постройки необходимо было постоянно обновлять. К тому же такие строения легко можно было поджечь. В X-XI веках защитные каменные строения состояли из высокой многоярусной башни. Называлась она донжон и являлась домом для рыцаря и его семьи. В ней также хранились продукты, жили слуги, вооружённая охрана. Устраивалась тюрьма, в которой содержали пленников. В подвале рыли глубокий колодец. Его наполняли грунтовые воды. Поэтому жители донжона не боялись остаться без воды в случае длительной осады. Со второй половины XI века донжоны начали окружать каменными стенами. С этого времени оборонительные возможности замка значительно возросли. Враги вначале должны были преодолеть высокие прочные стены, а затем ещё и овладеть многоярусной башней. А с неё было очень удобно лить на головы захватчиков горячую смолу, пускать стрелы и бросать большие камни. Раньше рыцарские замки защищали только тяжёлые створки и поднимающийся мост надо рвом. Теперь же за воротами поставили мощную металлическую решётку. Она могла опускаться и подниматься, а называлась герс. Её тактическое преимущество заключалось в том, что сквозь неё можно было стрелять из луков по нападавшим. Это новшество дополнил барбакан. Представлял он собой круглую башню, расположенную перед воротами. В этих практически неприступных каменных крепостях всё подчинялось максимальной защищённости.
Замок внутри
А вот о внутреннем комфорте заботились гораздо меньше. Окон было мало, и они все были узкими. Вместо стёкол использовали слюду или кишки коров, быков, буйволов. Поэтому в помещениях даже в яркий солнечный день стоял полумрак. Различных лестниц, коридоров и переходов было великое множество. Они создавали сквозняки. А это сказывалось на здоровье жильцов не лучшим образом.
Комнаты
В комнатах стояли камины, а дым уходил через дымоходы. Но протопить помещения, сделанные из камня, было очень сложно. Поэтому люди всегда страдали от недостатка тепла. Полы тоже были каменными. Их покрывали сверху сеном и соломой. Из мебели были деревянные кровати, скамейки, шкафы, столы и сундуки. На стенах висели охотничьи трофеи в виде чучел и оружие. И вот в таком убранстве жили семьи дворян со своими слугами и охраной. Во время обеда хозяин замка и его жена сидели на каменном возвышении на массивных стульях, а все остальные — на скамьях. Большинство обеденных столов были разборными, после трапезы их складывали и убирали. Немногие богатые лорды могли позволить себе иметь неразборный, постоянно стоящий в зале стол. Перед трапезой столы накрывали чистыми белыми скатертями. В зале всегда царил полумрак — свечи из воска или жира животных и масляные светильники на стенах давали скудный свет.
В позднее Средневековье в замках стали устанавливать каменные камины — камни в камине нагревались, и даже после того как огонь гас, в зале еще долго сохранялось тепло. Однако хорошо прогреть одним камином такое большое помещение было невозможно, и в замке во все времена года было довольно холодно и сыро. Предшественником камина был открытый очаг, расположенный в центре зала. Очаг имел форму круга, квадрата или восьмиугольника и был выложен камнем или кирпичом.
Покои лорда и его жены называли «солнечными». Главным предметом мебели в них была большая кровать с днищем из переплетенных веревок или полосок кожи. Пуховую перину покрывали простынями, стегаными одеялами и меховым покрывалом. Такая кровать легко разбиралась, и хозяин замка брал ее с собой, когда выезжал в другие свои владения. Кроме того, у кровати был полог из украшенной вышивкой льняной ткани, и на ночь его обычно задергивали. Прислуга лорда спала в той же комнате на подстилке или скамье.
Залы и коридоры освещались масляными лампами или факелами. В жилых помещениях использовали свечи из воска или сала. Отдельная башня предназначалась для сена. Его держали для лошадей, которых в то время было очень много. В каждой крепости была своя хлебопекарня. Хлеб пекли ежедневно для господ и их слуг.
Хранилища для продуктов. В них имелись подвалы и погреба. Хранилось в них зерно, копчёности, сушёные фрукты, овощи. Находились запасы вина, в деревянных бочках лежала рыба. Мёд хранился в глиняных кувшинах, залитых воском. Сало засаливали в каменных емкостях.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ»
Дать классификационную характеристику конфликтной ситуации (1-5), используя памятку, расположенную ниже.
Ситуации
- Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»
- Рабочие объявили забастовку, требуя повышение зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия уволили инициаторов забастовки.
- Правительство повысило цены на самые необходимые продукты, народ вышел на улицы, забастовки и митинги парализовали работу транспорта, предприятий .
- Чеченский конфликт. В 1994 году российское правительство ввело войска на территорию Чечни, с целью разоружения бандформирований.
- В 1773 году Емельян Пугачев объявил себя «спасшимся» царем Петром III, объявляет войну Екатерине II, началась крестьянская война.
ПАМЯТКА
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
- противоречие, столкновение социальных интересов, взглядов, позиций
Классификация конфликтов
- В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:
а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.
ПРОВЕРЬ ПО ОБРАЗЦУ
«СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ»
Ситуации
- Разовый, субъективный, внутренний, спонтанный, групповой, ненасильственный, производственный.
- Разовый, субъективный, внешний, спонтанный, групповой, ненасильственный, производственный, экономический.
- Повторяющийся, субъективный, внешний, преднамеренный, групповой, ненасильственный, политический.
- Затяжной, объективный, внешний, региональный, насильственный, регрессивный, политический.
- Затяжной, объективный, внешний, локальный, спонтанный, насильственный, регрессивный, политический.
Предварительный просмотр:
Стратегия «ИДЕАЛ»
И – Идентифицируйте проблему
Д – Доберитесь до ее сути
Е – Есть варианты решения
А – А теперь - за работу!
Л – Логические выводы
Лист ИДЕАЛ для решения проблемы
1. Какую главную проблему вы должны решить? Определите проблему. | |
2. Какие причины привели к возникновению этой проблемы? | |
3.Какие есть варианты решения данной проблемы? | |
4. Выберите оптимальный вариант решения проблемы? | |
5. К каким выводам вы пришли? |
Стратегия «ИДЕАЛ»
И – Идентифицируйте проблему
Д – Доберитесь до ее сути
Е – Есть варианты решения
А – А теперь - за работу!
Л – Логические выводы
Лист ИДЕАЛ для решения проблемы
1. Какую главную проблему вы должны решить? Определите проблему. | |
2. Какие причины привели к возникновению этой проблемы? | |
3.Какие есть варианты решения данной проблемы? | |
4. Выберите оптимальный вариант решения проблемы? | |
5. К каким выводам вы пришли? |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: «Конструирование бинарного (интегрированного) учебного занятия
в логике системно-деятельностного подхода»
Блок 2. Из опыта работы по конструированию бинарного (интегрированного) учебного занятия
в логике системно-деятельностного подхода: приемы, методы, технологии
- Этап актуализации знаний и постановки учебной задачи
Вид задания | Цель | Содержание | Приемы, методы, технологии, средства | Теория |
Анализ эпиграфа | Формулирование темы Тема: «Средневековая философия» | «Философия – служанка богословия» П. Абеляр | Прием «Составление карты мыследеятельности» | Карта мыследе-ятельности – составление образов, символов, знаков, мыслей вокруг ключевого понятия или идеи. Визуализация – создание зрительных образов с опорой на ИКТ, графические средства и другую наглядность ТАСК-анализ: тезис – анализ – синтез – ключ – система вопросов, заданных для размыш-ления по теме |
Подведение к формули-рованию проблемы Проблема: «Открытие Латинской Америки – это черный день в истории латино-американских государств или встреча и культурное сближение народов» | «Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри» Уилл Дюрант | Прием визуализации ИКТ ТАСК-анализ | ||
Анализ эпиграммы | Повторение тем: «Реформы Петра 1» или «Русско-японская война 1904-1905гг.» |
«Реформою своей стяжал он много славы: ведь он европеизм настолько нам привил, что сущий искони батог наш величавый шпиц-рутеном немецким заменил». (Петр I)
«Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима, наш царь – кровавое пятно, зловонье пороха и дыма, в котором разуму темно». (Николай II и русско-японская война) | ПОПС-формула | ПОПС – формула: П – позиция О – обоснование П – примеры С - следствие |
Выполнение задания с недостающей информацией | Повторение материала и подведение к выражению затруднения | Тест «Человек в политической жизни» | Текст «с дырками» или тест с неизученным материалом | |
Работа с источником (документом) | Повторение материала и подведение к форму-лированию проблемы Проблема: «Всегда ли достижение обществом уровня цивилизации приводит его к историческому превосходству? | Чаадаев А. «Многоликий мир: Запад и Восток» | Анализ текста на сопоставление явления | |
Работа с дидактическим материалом | Актуализировать личностный опыт и знания по теме | Определение понятия «социальная сеть» | Выстраивание ассоциативного ряда |
- Этап открытия новых знаний
Вид задания | Цель | Содержание | Приемы, методы, технологии, средства | Теория |
Работа с текстом (документом) | Раскрыть содержания понятия/события/явления | «Культура Киевской Руси» | Кластер | Кластер – выделение смысловых единиц тек-ста и графическое оформление их в определенном порядке в виде «грозди». Инсерт – чтение с пометками |
Открытие новых знаний: мотивация, осмысление, выполнение, рефлексия | Текст «Мораль» | Инсерт | ||
Открытие новых знаний: анализ причинно-следственных связей | «Перестройка» | Фишбоун | Фишбоун – технология работы с текстом по вычленению причинно-следственных закономерностей | |
Опережающее задание с опорой на интерактивные схемы | Открытие новых знаний с использованием дополнительных источников информации | «Средневековый замок» «Монастырь» | ИКТ Словесный метод: приемы – рассказ, характеристика, описание | Использование возможностей электронных учебников и обучающих программ |
Работа с наглядным материалом | Открытие новых знаний с использованием дополнительных источников информации | Этносциальные проблемы и социальные конфликты http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c8024e78-fc6f-41a3-b9b1-1343dd07aeaa/ | ИКТ: ЭОР | Электронные образовательные ресурсы - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. |
- На этапе первичного закрепления знаний
Вид задания | Цель | Содержание | Приемы, методы, технологии | Теория |
Задание на классификацию систематизацию фактов, развитие навыков сравнения, определение понятий и фактов | Структурировать полученные знания в определенную систему | «Избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС» | Круги запоминания исторических фактов |
|
Установление аналогий к уже известным фактам и явлениям | «Теория происхождения древнерусского государства» | Сравнительная графическая схема | ||
Отработка понятий и концепций | «Культура» | Карта понятий и определений | ||
Систематизация фактов и их анализ | «Революция 1917 г» | Модель анализа факта | ||
Анализ проблемных ситуаций | Поиск решения с обоснованием | «Подросток и социальная сеть» | ИДЕАЛ | ИДЕАЛ – прием технологии критичес-кого мышления |
- На этапе самопроверки и контроля
Вид задания | Цель | Содержание | Технологии, средства | Теория |
Выполнение заданий на самопроверку по образцу | Организация самопроверки | Классификация конфликтов | Сверка с образцом | |
Задания для самостоятельной работы | Контроль | «Великие географические открытия» | ИКТ, сайт преподавателей pedstudent.ru |
- На этапе рефлексии
Вид задания | Цель | Содержание | Приемы, методы, технологии | Теория |
Рефлексия | Рефлексия эмоционального состояния | Выбор картинки по цвету | «Копилка чувств» | |
Рефлексия отношения к содержанию занятия | Выбор картинки по содержанию | «Цветы и плоды» | ||
Рефлексия успешности на уроке | Выбор картинки по цвету | «Дерево успешности» | ||
Проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому материалу | Примеры | Синквейн (пятистишие) | Правила написания: 1.В первой строчке - тема одним словом (существительное). 2.Вторая строчка – два прилагательных. 3.Третья строчка – три глагола. 4.Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.Последняя строчка – синоним к 1 строке. | |
Энергизатор | Создание позитивного настроения | Конструирование из бумаги | Торт с пожеланиями |
С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности в гуманитарном образовании.
Интеграция разнохарактерного содержания способствует реализации целостного подхода в обучении, повышает уровень личностной мотивации студентов и оказывает многостороннее влияние на профессиональную подготовку выпускника.
Предварительный просмотр:
Задание. Прочитайте высказывание Уилла Дюранта «Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри» и ответьте на вопросы, чтобы сформулировать проблему нашего занятия.
Используйте ТАСК-анализ.
- Какая тема поднята автором для обсуждения?
- Каков основной тезис автора?
- Сформулируйте антитезис: предположите, что может быть сказано оппонентом в опровержение авторского тезиса?
- На чем основаны тезис и антитезис? Назовите аргументы к каждому утверждению?
- Какие слова и предложения непонятны или сложны для вашего восприятия? (Поясните их, используя справочную литературу)
- Оцените убедительность и доказательность аргументов в защиту тезиса и антитезиса. Определите, что является спорным, какие выводы неоднозначны, ошибочны?
- Прочитайте еще раз текст и проверьте все этапы проведенного вами ТАСК-анализа. В случае необходимости пересмотрите основной тезис, антитезис, и свое утверждение, последовательно выполняя задания всех этапов ТАСК.
Задание. Прочитайте высказывание Уилла Дюранта «Великую цивилизацию не покорить извне, пока она не разрушит себя изнутри» и ответьте на вопросы, чтобы сформулировать проблему нашего занятия.
Используйте ТАСК-анализ.
- Какая тема поднята автором для обсуждения?
- Каков основной тезис автора?
- Сформулируйте антитезис: предположите, что может быть сказано оппонентом в опровержение авторского тезиса?
- На чем основаны тезис и антитезис? Назовите аргументы к каждому утверждению?
- Какие слова и предложения непонятны или сложны для вашего восприятия? (Поясните их, используя справочную литературу)
- Оцените убедительность и доказательность аргументов в защиту тезиса и антитезиса. Определите, что является спорным, какие выводы неоднозначны, ошибочны?
- Прочитайте еще раз текст и проверьте все этапы проведенного вами ТАСК-анализа. В случае необходимости пересмотрите основной тезис, антитезис, и свое утверждение, последовательно выполняя задания всех этапов ТАСК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода...
Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не ...
Построение урока алгебры в 7 классе в логике системно-деятельностного подхода (ФГОС)
На данном уроке учитель организует деятельность учащихся по обобщению, систематизации знаний по теме "Умножение одночлена на многочлен" и различных способов учебно-познавательной деятельности....
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Особенности проведения учебных занятий в контексте системно -деятельностного подхода в реализации ФГОС
Выступление на конференции...
«Анализ учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода». Практическая работа № 2
laquo;Анализ учебного занятия с позиции системно-деятельностного подхода». Практическая работа № 2...
«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».
Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода...