Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.
статья (5 класс)

Шевлягина Ольга Валериевна

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные ситуации в рамках системно - деятельностного подхода.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

Традиционные задания

Задания в учебниках ФГОС

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.

Представь, что ты  оказался на месте своего предка -  участника  Гражданской войны на стороне белых  или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Своё мнение объясни.

Перечислите отличия растений от животных.

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок?

Определите площадь прямоугольника.

Дан план комнаты и размеры ковров. Определите какой из предложенных  ковров  полностью закроет пол.

ФГОС  вводят новое понятие – Учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

На что направлен метод обучения? 

  • На выявление проблемы(затруднения)
  • На выбор решения проблемы
  • Умение работать с информацией
  • Слушание и понимание других людей
  • На умения работать в группе

Задача учителя

  • Создавать учебные ситуации
  • Переводить учебные задачи  в учебные ситуации

Что значит создавать учебные ситуации?

  • Определиться с педагогической задачей;
  • отобрать учебный материал;
  • определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса);
  • Спрогнозировать  возможные действия детей.

Что значит переводить учебные задачи в учебные ситуации?

  • Не только придумать учебную задачу, но и ее «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие, создают мотивацию учения

Сколько учебных ситуаций может быть на уроке?

  • Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке
  • Каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся
  • Для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние(учебники, приборы,…)

Требования к учебным ситуациям

Все проблемы построения учебных ситуаций решаются на основе всестороннего анализа современных требований обучения в школе:

  • Наличие у учащихся базовых знаний, умений , навыков по предметам(владение программным материалом);
  • Способность работать самостоятельно;
  • Ценность ожидаемых результатов обучения;
  • Способность менять  конструкции мышления

Виды учебных ситуаций

1-ый вид

  • Источник знаний – учитель (он говорит, показывает, демонстрирует,…)
  • Учащиеся - пассивно созерцают
  • Контроль за объемом, темпом, выбором форм подачи – за учителем
  • Формы –лекция, рассказ, объяснение, демонстрация

2-ой вид

  • Источник знаний - любые источники, кроме учителя;
  • Учащиеся- сами контролируют  содержание уч. материала, темп, объем;
  • Контроль – учитель;
  • Формы –самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, лаб. и практические занятия.

3-ий вид

  • Источник-учитель и другие источники;
  • Учащиеся- взаимодействуют с учителем на основе обмена  информацией;
  • Контроль-учитель и учащиеся;
  • Формы - беседы, дискуссии.

Правила создания проблемных ситуаций

  • Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, подлежащие усвоению.
  • Проблемное задание предшествует учебному материалу, подлежащему усвоению.
  • Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация. Возникает потребность в изучении нового способа.

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности

  • Соревнования (индивидуальные, командные)
  • Сюжетные («поиск сокровищ»)
  • Ролевые (пишем инструкцию)

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности

  • Эксперименты с объектами
  • Маркировка, группировка, классификация, сравнение и сопоставление, подведение под понятие
  • Проведение мини-исследований
  • Описание и оценка

Учебные ситуации с элементами творческой, конструктивной, социальной деятельности

  • «Пишем книгу»
  • «Готовим праздник»
  • «Делаем подарки»
  • «Сообщаем Вам…»

Приемы создания  проблемных ситуаций

  • Сообщение информации, содержащей в себе познавательное противоречие.

Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются

твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами.

Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера.

 Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы  деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни?

Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на  имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос.

 (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Тип проблемной

ситуации

Тип

противоречия

Приёмы  создания проблемной ситуации        

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

Одновременно предъявить

противоречивые факты, теории        

Столкнуть разные мнения учеников

вопросом или практическим действием

Между житейским представлением учеников и научным фактом

Обнажить житейское представление

учеников вопросом или практическим

заданием с «ловушкой»        

Предъявить научный факт сообщением,

экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Дать практическое задание, не выполнимое

вообще

Дать практическое задание, не сходное

с предыдущим

Дать невыполнимое практическое задание,  сходное с предыдущим        

Доказать, что задание учениками не выполнено        

Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная ситуация: понятие , виды

Слайд 2

Традиционные задания Задания в учебниках ФГОС Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка - участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Своё мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

Слайд 3

Учебная ситуация - такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. - это дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных специфических результатов

Слайд 4

На что направлен метод обучения? На выявление проблемы(затруднения) На выбор решения проблемы Умение работать с информацией Слушание и понимание других людей На умения работать в группе

Слайд 5

Задача учителя Создавать учебные ситуации Переводить учебные задачи в учебные ситуации

Слайд 6

Что значит создавать учебные ситуации? Определиться с педагогической задачей; отобрать учебный материал; определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса); Спрогнозировать возможные действия детей.

Слайд 7

Что значит п ереводить учебные задачи в учебные ситуации? Не только придумать учебную задачу, но и ее «аранжировку»-поставить эту задачу в такие условия, которые провоцируют детей на активное действие , создают мотивацию учения

Слайд 8

Сколько учебных ситуаций может быть на уроке? Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке Каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся Для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние(учебники, приборы,…)

Слайд 9

Требования к учебным ситуациям Все проблемы построения учебных ситуаций решаются на основе всестороннего анализа современных требований обучения в школе: Наличие у учащихся базовых знаний, умений , навыков по предметам(владение программным материалом); Способность работать самостоятельно; Ценность ожидаемых результатов обучения; Способность менять конструкции мышления

Слайд 10

Виды учебных ситуаций 1-ый вид Источник знаний - учитель (он говорит, показывает, демонстрирует,…) Учащиеся- пассивно созерцают Контроль за объемом, темпом, выбором форм подачи – за учителем Формы –лекция,рассказ, объяснение, демонстрация

Слайд 11

Виды учебных ситуаций 2-ой вид Источник знаний-любые источники, кроме учителя; Учащиеся- сами контролируют содержание уч. материала,темп,объем; Контроль – учитель; Формы –сам. работа с учебником,.., устные упражнения, письменные работы, лаб. и практические занятия.

Слайд 12

Виды учебных ситуаций 3-ий вид Источник-учитель и другие источники; Учащиеся- взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией; Контроль-учитель и учащиеся; Формы-беседы, дискуссии,…

Слайд 13

Правила создания проблемных ситуаций Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, подлежащие усвоению. Проблемное задание предшествует учебному материалу, подлежащему усвоению.

Слайд 14

Правила создания проблемных ситуаций Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация. Возникает потребность в изучении нового способа.

Слайд 15

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности Соревнования (индивидуальные, командные) Сюжетные («поиск сокровищ») Ролевые (пишем инструкцию)

Слайд 16

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности Эксперименты с объектами Маркировка, группировка, классификация, сравнение и сопоставление, подведение под понятие Проведение мини-исследований Описание и оценка

Слайд 17

Учебные ситуации с элементами творческой, конструктивной, социальной деятельности «Пишем книгу» «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем Вам…»

Слайд 18

Приемы создания проблемных ситуаций Сообщение информации, содержащей в себе познавательное противоречие . Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос. (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Слайд 19

Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой» Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 20

Приемы создания проблемных ситуаций Создание несоответствия между знаниями ученика и новыми фактами Например: расставь порядок действий в выражении

Слайд 21

Приемы создания проблемных ситуаций Предъявление ученикам проблемного задания в виде вопросов, учебной задачи, практического задания Например: как сложить две дроби

Слайд 22

Приемы создания проблемных ситуаций Одновременно предъявить противоречивые факты Столкнуть мнения учеников Столкнуть житейское представление и научный факт Дать невыполнимое практическое задание

Слайд 23

Ежедневно используемые учебные ситуации Счет, вычисление, решение задач, обсуждение, чтение вслух, письмо, повествование, обсуждение ,….

Слайд 24

Примеры учебных ситуаций По содержанию прочитанного текста составить таблицу, из которой станет явно видно…

Слайд 25

Что такое кейс Кейс-учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Обычно состоит из трех частей:описание конкретной ситуации,задания к кейсу,учебная информация.

Слайд 26

Методика работы с проблемными ситуациями Проблема-категория субъективная. У одних она есть, у других нет. У детей разный уровень подготовленности.

Слайд 27

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. (Древняя китайская мудрость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода

Презентация, раскрывающая способы формирования и развития УУД в рамках системно-деятельностного подхода...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Технология уроков А.К.Дусавицкого в рамках системно-деятельностного подхода

Типология уроков А.К. Дусавицкого дает возможность грамотно выстраивать урок как фрагмент учебной деятельности, ориентировать работу на формирование того или иного учебного действия....